Мирская чаша

     Сквозь поредевшую, тронутую увяданием листву деревьев, брызнул луч солнца. И тут же заиграл, заискрился  в капельках росы. Светло, чисто и грустно стало на душе от этого луча осеннего солнца, от жухлой травы, ярких, как последняя искра, цветов. Красные, оранжевые, желтые, лиловые –они отчаянно заявляли о себе, будто боялись -  увянут, а красота их останется незамеченной.  Почему Пришвин ассоциируется у меня с лучом осеннего солнца и великолепием увядающей природы!?
Хочу поделиться с тобой, мой драгоценный читатель,    грустным чистым праздником   души, который рождает Его слово.

МИРСКАЯ ЧАША.
     Случалось, на огонек во время перелета, или в погоне за своей подругой,
влетал ко мне болотный приятель с длинным клювом;  влетит, сделает  круг над
столом и возвращается в Чистик  - славное наше моховое болото, мать великой
русской реки.
     Не  одно  это болото  питает  многоводную  реку,  но  все  питающие мхи
называются чистики.
     Наш чистик был когда-то дном озера, и берега его, холмистые,  песчаные,
с высокими  соснами, сохранили свой Первобытный вид, так вот и кажется,  что
за  соснами  будет вода,  идешь  - и  нет! Буйные с  полверсты  заросли,  в
кустарниках  кочки высотой по грудь человеку, если свалишься,  напорешься на
колья чахлых березок. Ходить тут можно по клюквенным тропам, пробитым общими
силами клюквенных баб, волков, лисиц, зайцев, случается, и сам Миша пройдет,
все тропят и спасаются в зарослях. Как пробьешься  из этих зарослей в чистик
- чистое место, благодатное,  весной каждая кочка букет цветов, летом после
комара,  как подсохнет, найдешь себе кочку величиною со стол, и в нее как  в
постель,  только руками поводишь, гребешь в рот клюкву, чернику, бруснику --
кум королю!
     Такой чистик нужно бы сделать заповедником, и  топор, и огонь  чтобы не
касались  лесов, окружающих болото -- исток, мать славного  водного пути  из
варяг в греки, иначе река иссякнет и страна обратится в пустыню.
     Много пришлось перенести горя  за леса,  красу и гордость  нашего края.
Бывало,  бродишь по  этим  лесам --  какая  могучая  тишина,  какая  богатая
пустыня! Так хорошо, только страшно думать, что через сто - сто! -- лет эти
немые  богатства  русской  земли будут вскрыты, везде будут  рельсы,  трубы,
заборы, фермы -- страх за сто лет!
     И что же оказалось (...), леса  были так исковерканы, завалены сучьями,
макушками, что  трава и  цветы не  выросли, и за  грибами, за  ягодой  стало
невозможно пройти,  озера опустели, всю  рыбу повыловили и заглушили солдаты
бомбами, птицы куда-то разлетелись, или их поели лисицы? Да, только хищники,
лисицы,  волки,  ястреба  заполонили все  вырубки, заваленные  сучьями. Лес,
земля, вода -- вся риза земная втоптана в грязь, и только небо, общее всем и
недоступное, по-прежнему сияет над этой гадостью.
     Будет ли Страшный Суд?
     На этот  Суд  я  готовил одно  себе оправдание, что  свято  хранил ризы
земные.
     И они все потоптаны.
     Чем же я оправдаюсь теперь за свое бытие?
     В  тяжелые  минуты спросишь  себя:  "Чего хочу?" -- и  отвечаешь: "Хочу
настоящего чаю с сахаром".
     -- Не  ты ли, друг мой, боялся,  что в твоей могучей пустыне через  сто
лет на каждом шагу будут предлагать чай с сахаром и кофе со сливками?
     -- Да, я боялся, я думал о внешней природе по детским сказкам, теперь я
думаю,  Что  природа остается могучей только внутри  нас, в борьбе с личными
целями,  но то, что мы обыкновенно называем  природой -- леса,  озера, реки,
все  это  слабо,  как  ребенок,  и  умоляет  доброго  человека  о защите  от
человека-зверя.
     Я думаю, что мы покорили безумие животных и сделали  их  домашними, или
безвредными, не замечая того,  что  безумная  воля их переходила в человека,
сохранялась,  копилась  в нем  до времени, и вот  отчего (...) все бросились
истреблять леса, -- это не люди, это зверь безумный освободился.
     Или это  не  так?  Но верно,  что Россия была  как пустыня с  оазисами;
срубили оазисы, источники иссякли, и пустыня стала непроходимой.
     Россия...
     Или  это  лишь  чувство прошлого?  Но какое  же у  нас прошлое -народ
русский в быту своем неизменный; история власти над русским народом и  войн?
Огромному большинству  русского народа  нет никакого  дела  до власти  и до
того, с кем он воюет; история страдания сознательной  личности, или это есть
история России? Да, это  есть, но  когда же  кончится наконец  такая ужасная
история,  и сам Распятый  просил,  чтобы миновать  ему эту чашу,  и ему даже
хотелось побыть.
     Родина...
     Если  бы  моя далекая  возлюбленная  могла услышать в  слове силу  моей
любви! Я  кричу: "Ходите в  свете!" -  а  слово эхом  ко  мне возвращается:
"Лежите  во  тьме!" Но ведь я знаю, что она существует, прекрасная, и больше
знаю, я избранник ее сердца и душа ее со мною  всегда,- почему же я тоскую,
разве  этого мало?  Мало!  Я живой  человек  и  хочу жить  с ней,  видеть ее
простыми глазами.  И тут она мне изменяет, душу свою  чистую  отдает  мне, а
тело другому,  не  любя, презирая  его, и  эта  блудница,-- раба  со  святою
душой,- моя  родина.  Почему о родине я могу говорить, и, если бы  я твердо
знал,  что это  особенно  нужно, я бы  мог петь о ней,  как Соломон о  своей
лилии, но  ей сказать  я ничего не могу, к  ней мое обращение - молчание  и
счет прошедших годов?
     Немой стою с  папироской, но все-таки молюсь в этот заутренний час, как
и  кому не знаю, отворяю окно  и  слышу: в неприступном чистике еще бормочут
тетерева, журавль кличет солнце, и вот даже тут, на озере, сейчас на глазах,
сом шевельнулся и пустил волну, как корабль.
     Немой стою и только после записываю:
     "В  день грядущий, просветли, господи, наше  прошлое и  сохрани в новом
все,  что было прежде  хорошего, леса наши  заповедные,  истоки могучих рек,
птиц  сохрани, рыб умножь во  много, верни  всех зверей в леса и освободи от
них душу нашу".


Рецензии