А я опять смотрю на улицу...
Солнышку ответив на привет:
Знать, тепло и холод половинками
Сблизились быстрей, чем "ДА" и "НЕТ".
А я опять смотрю на улицу -
Прохожим снова есть куда идти.
Ну, почему же сердце хмурится,
Ведь для меня открыты все пути.
Воробьишки крошками накормлены,
Чай - горяч и чашки на столе.
Мысли, будто болью заневолены,
Ищут знаков счастья на стекле.
По октябрю идёт прощание
Не находя в пути меня родней.
Зовёт к осеннему венчанию
Потери с памятью ушедших дней.
С неба на ладонь упала капелька -
Дождик не заставит долго ждать.
Почему из ссоры нашей маленькой
Выросла ВЕЛИКАЯ ВРАЖДА?
Стекло окна от солнца жмурится,
Дождинки ворох листьев теребят.
А я опять смотрю на улицу,
Зачем-то вспоминая про тебя.
25.09.2009
Краткий анализ стихотворения
1. Тема.
Стихотворение раскрывает переплетение двух линий:
пробуждение природы (ранняя осень, таяние льда, первые дожди);
внутренний конфликт лирического героя: одиночество, невысказанная боль, неразрешённая ссора, тоска по утраченному сближению.
2. Основная мысль.
Внешнее оживление природы («лужа улыбнулась», «воробьишки крошками накормлены») контрастирует с душевной смутой героя. Несмотря на открытость путей и бытовые признаки уюта, сердце «хмурится», а в памяти живёт образ ушедшего близкого человека. Вопрос «Почему из ссоры нашей маленькой выросла ВЕЛИКАЯ ВРАЖДА?» обнажает разрыв между мелочью повода и глубиной последствий.
3. Композиция.
Три строфы, каждая — завершённый смысловой блок:
1;я строфа: контраст природы и внутреннего состояния (улыбка лужи vs хмурое сердце).
2;я строфа: попытка найти утешение в быту (чай, крошки для птиц) на фоне осеннего прощания и боли воспоминаний.
3;я строфа: кульминация конфликта (вопрос о «великой вражде») и возвращение к улице, где прошлое не отпускает («вспоминая про тебя»).
4. Тип речи.
Лирическое размышление с элементами описания (природа, бытовые детали) и повествования (движение от наблюдения к вопросу).
5. Стиль.
Художественный, с ярко выраженной эмоциональной окраской. Преобладает поэтическая речь, насыщенная тропами и синтаксическими фигурами.
6. Средства связи предложений.
лексические повторы («смотрю на улицу»; «почему… почему»);
местоимения («я», «меня», «тебя»);
союзы и частицы («а», «ведь», «ну»);
параллелизм конструкций («Лужа улыбнулась…», «Стекло окна от солнца жмурится…»);
анафора («А я опять смотрю…» в 1;й и 3;й строфах).
7. Средства выразительности.
олицетворение: «лужа улыбнулась», «стекло окна жмурится», «дождинки ворох листьев теребят»;
метафоры: «гонцы весны» (в первой строке — намёк на приход оттепели), «мысли… заневолены», «осеннее венчание потери с памятью»;
эпитеты: «тонкой льдинкою», «горяч» (о чае), «великая вражда»;
антитеза: «тепло и холод половинками сблизились» vs «великая вражда»;
градация: от «ссоры маленькой» к «великой вражде»;
риторические вопросы: «Ну, почему же сердце хмурится…?», «Почему из ссоры… выросла ВЕЛИКАЯ ВРАЖДА?»;
звукопись: шипящие и свистящие («жмурится», «теребят», «жмурится») создают ощущение шепота, дрожи, холода;
капитализация («ВЕЛИКАЯ ВРАЖДА») — акцент на масштабе конфликта;
символика осени: прощание, увядание, память об ушедшем.
Итог.
Стихотворение строится на контрасте внешнего оживления природы и внутренней застылости героя. Через образы ранней осени, бытовых деталей и риторических вопросов автор передаёт болезненное осознание необратимости разрыва и попытку понять, как малое стало великим.
Свидетельство о публикации №109092504607
Виктор Ку 25.09.2009 18:56 Заявить о нарушении
С уважением.Ольга
Ольга Сергеевна Василенко Красни 26.09.2009 14:40 Заявить о нарушении