В отрыве, путёвые картинки, Ч. 6, Ещё о главном

                (Материал с иллюстрациями в тексте опубликован на
               http://shairman.livejournal.com/29362.html)

                ("Часть 1. Родовой кишлак" -
                на http://www.stihi.ru/2009/09/14/5512
                на - http://proza.ru/2009/09/14/994
           и на - http://shairman.livejournal.com/27799.html)

                ("Часть 2. Зиёратгох" -
                на http://www.stihi.ru/2009/09/15/1049
                на - http://proza.ru/2009/09/15/173
         и на - http://shairman.livejournal.com/28373.html)

                ("Часть 3. Природа" -
                на - http://www.stihi.ru/2009/09/17/745
                на - http://proza.ru/2009/09/17/124
                и на - http://shairman.livejournal.com/28636.html)

                ("Часть 4. Люди" -
                на - http://www.stihi.ru/2009/09/19/1314
                на - http://proza.ru/2009/09/19/184
                и на - http://shairman.livejournal.com/28724.html)

                ("Часть 5. Другая зона" -
                на - http://www.stihi.ru/2009/09/21/1136
                на - http://proza.ru/2009/09/21/157
                и на - http://shairman.livejournal.com/29108.html)


                В ОТРЫВЕ
                (Путёвые картинки)
             Часть 6. Ещё кое-что о главном



В повествовании без упущений не обошлось. На прочие можно было бы и глаза закрыть, но на одно – нельзя. А именно: в части 3 «Природа» я обещал вернуться к тому, как Ислам-ака, не дождавшись моего возвращения с похода на вышку, пустился искать меня и заблудился. Я хотел сделать это в следующем разделе – «Люди». Но, работая над ним, я о своем обещании не вспомнил ни разу: видимо, этот эпизод все-таки оказался чужеродным, коль вовсе не напомнил о себе. Так что, о нем надо говорить отдельно. А значит, заодно можно исправить кое-что и из других упущений.
Скажем, в конце части «Природа» прошло признание: зверья не видел. Но тут же вспомнил про ежа. И весьма кстати: съедение последнего телемастерами явилось как бы переходным мостиком от Природы, которую большинство «двуногих» воспринимает не как храм, а как мастерскую, совмещенную с бойней, кухней и столовой. Нет! Кроме ежа и птиц, видел и других представителей животного мира.

http://s50.radikal.ru/i127/0909/1a/0996918cfbb0.jpg
1 – На второй вечер моего первого пребывания в Худжаи-Пок (с братом) мы сидели на супЕ. Кроме нас, здесь же были Эшназар – 15-летний сын «хозяина» комплекса Джуманазара Курбанова и Искандар – 18-летний кетменщик грязелечебницы. Вдруг по стене побежало страшное существо – огромный, мохнатый паук. Эшназар тут же вскочил, сбил его шлепанцем на супУ, затем – на землю, где и прикончил. «Кусается? Ядовит?» – задаю я вопросы. Мальчик пожимает плечами и улыбается: «Да нет…» Мне осталось только сфотографировать поверженное чудовище.
Однажды в туалете (глубокая яма в земле, покрытая и огражденная) застал большую змею. Не успел я разглядеть ее, как она ушла в «очко». Ничего себе условьица отправления естественных надобностей! Не позаседаешь тут по Солженицыну: "До-о-о-лго!" («Архипелаг Гулаг»)…
Разнообразны ящерицы, снующие всюду и нередко забредающие и в жилища, где они обычно обнаруживаются на стенах. И к ним Эшназар тоже беспощаден. Впрочем, как и его отец. Вспомнил, что в далеком детстве и мы были такими же: мальчишеский фольклор учил, что ящериц надо убивать. Иначе, мол, ящерица может помочиться на тебя, и ты станешь «пес» (больной проказой). Видимо, это поверье в кишлаке Худжаи-Пок имеет прежнюю, в общем-то, варварскую силу. И не только среди детей и подростков, но и взрослых…
Дописав до этого места, я краем глаза, нет, не увидел, а почувствовал, что в щели неплотно закрытого выдвижного шкафчика в тумбе письменного стола шевельнулось что-то черное и весьма существенное. Посмотрел… Ничего себе! Теперь ты сюда перебрался! Видимо, на свет настольной лампы. А вчера я его обнаружил среди обуви в прихожей и поспешил закрыть дверь шкафа. Сверчок! Сверчище: с большой палец! Не ты ли летом, когда я дважды наведывался в ташкентскую квартиру на 3-4 дня в промежутках между странствиями, подавал голос? Но не в виде громкого стрекотания, а нежного пощипывания струны в верхних регистрах…
Теперь уж нельзя было откладывать выяснение отношений: зверь внушительный и прыгучий! Вдруг увязнет в волосах в момент, когда ловишь ускользающую мысль, и от неожиданности может и плохо стать. Словом, выловил я его в тряпочку и пошел на веранду выпустить в окно, недавно закрытое мной из-за неожиданно поднявшегося сильного ветра. А на улице-то – дождик! Раненько в этом году! И уже не в первый раз! А раньше – сентябрь уж точно еще был летним месяцем. Об этом у меня даже есть строчки, которыми начинается большое стихотворение «Не меркнут смыслом, красками и блеском» (http://www.stihi.ru/2004/01/14-419):

Как много ночью звезд, а с утром – света
у осени, страдой и солнцем жаркой,
в моем краю и кротком, и не робком! –
власть в сентябре здесь все еще у лета.
И было так: райком и горожан
на сборы урожая гнал в сады,
а после – озадачивал их хлопком.

Это – воспоминания о первой половине 70-х. А про сентябрь последних лет так уже не скажешь. Изменился климат в Узбекистане: зимы холодные, сентябрь – уже по-настоящему осенний месяц. Уж не с обретением ли государственной независимости пошла эта катавасия? И не к добру она, конечно: для полноценного созревания и сбора традиционного богатства края – «белого золота» необходимо, чтобы, по меньшей мере, сентябрь и октябрь, были жаркими, ясными, без осадков. А ныне и весна попортила крови хлопкоробам: выпала такой дождливой, что культуру пришлось пересевать несколько раз. Вот уж действительно, «Гнев небес»!..
Окончание этого произведения (http://www.stihi.ru/2009/03/31/1161):

Здоровье и Ташкент? – Вах! С маслом фига! –
Расхлябанность, безденежье, воры:
у большинства в жилищах холодрыга...
А нравы? – В ужасе пророк Али!..
Сей беспредел основы жизни точит:
за добродетель выдают порок... 
На то, что мэнам: власти, бизнес, прочим, –
"до лампочки"! –  и гневается Бог...

Итак, спустя четыре часа после того, как я ушел покорять «вышку», а Ислам-ака остался на первой возвышенности, обещавшись дожидаться меня там же, я спустился в ночи с победой, но другой дорогой, сразу к жилищу. И мои худшие ожидания сбылись: брата не было! Конечно, в жизни ни один человек не может поменяться своим местом с кем бы то ни было, даже с близким родственником. Но теперь я уверен, что Ислам-ака, окажись в такой ситуации на моем месте (с «вышки» спустился бы он, а меня не оказалось бы в пристанище), тут же пошел бы в темноту, то есть туда, не знаю куда, и искал бы там, не знаю где сам. Иначе говоря, совершил бы, по моим понятиям, непрактичность еще большую, чем упорное, механистическое следование договоренности, явно несовместимое с пределами рациональной логики. Я же, полный внутренней тревоги за брата, освежился в озере, заварил чаю и принялся ужинать. Зашел Джуманазар. Узнав о ситуации и улыбнувшись моей шутке о волках, сел на курпачу, зажмурил глаза и замер. Через какое-то время – прошло секунд 10-20, – сказал: «Ваш брат жив, волки его не съели». Сеанс телепатии повторился минут через 20. «Идет Ислам-ака!» – уверенно промолвил Джуманазар, открыв глаза. Прошло еще минут 5, и брат появился в дверях: усталый, голодный, продрогший и злой…

http://s47.radikal.ru/i117/0909/59/9d883ef62b1e.jpg
2 – Спустя считанное количество минут после того, как на автоспуске был сделан этот снимок, мы отправились с братом на прогулку, которая, с одной стороны, дала приятное чувство победы покорения «вышки», спуска с нее и грамотного выхода в темноте к «стойбищу», а с другой – небольшую и сдержанную перепалку с братом, когда он, поплутав, что называется, меж трех сосен, наконец, добрался до открытой двери, за которой я, внешне спокойный, попивал чаю…
Джуманазар-то оказался экстрасенсом!..
Для съемки треножник с камерой был установлен на подоконнике, а ее настройка производилась с улицы, для чего пришлось открыть окно – небольшой, кособокий прямоугольник, затянутый тканью: солнечная проекция проемчика и попала на Джуманазара. Снимок, как водится, тут же посмотрели на мониторчике аппарата.
«У кого-то вкруг головы появляется сияние. У Вас же – много ниже! Видимо, и это не случайно! У Вас ведь восемь детей!» – пошутил я…

И ЕЩЕ ОДНО, СУЩЕСТВЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ.
В Худжаи-Пок установлена общая приемно-ретрансляционная «тарелка», работающая в диапазоне программ УзТВ, и телевизор действует от простого провода вместо антенны. Но «ящик» имеется не у всех. Да и смотрят его час-полтора лишь вечерами.
У хранителя зиёратгох и муллы Келдиёра Амирова есть маленький, работающий телевизор. У Джуманазара – такой же, но уже давно неисправный. «Не нужен нам телевизор! Без него – голове здоровее! Меньше болит!» – это мнение Джуманазар внушил и своим детям.
Книг же, кроме школьных учебников, в отдаленных и горных кишлаках Узбекистана не держат. Не читают…
Зато очень сильны традиции живой беседы. Любят долгие, обстоятельные разговоры. Нередко просят их, побуждают к ним нового человека: «Гурунг беринг!» Беседу давайте! Разговоры служат не только средством времяпровождения, но, в первую голову, источником информации. Познание мира, расширение кругозора, развитие и воспитание детей, – всё это и многое другое идет в основном через устное общение между людьми, между взрослыми и подрастающим поколением, между младшими и старшими, между сверстниками.

21-22.09.2009


Рецензии