Сомнения

(венок сонетов)

От автора:  Любители поэзии, безусловно, помнят, что сонет - это стихотворение из четырнадцати строк, объединённых в три или четыре строфы. А венок сонетов - сложное поэтическое произведение, состоящее из пятнадцати сонетов, как правило, объединённых тематически или идейно. Венок пишется по строгим правилам: в первых четырнадцати сонетах последняя строка предыдущего является первой строкой последующего, а последняя строка четырнадцатого является первой строкой первого. В результате такого "замыкания" и возник термин "венок". Пятнадцатый же сонет (так называемый "магистрал") образуется из первых строк предыдущих четырнадцати сонетов, и при этом он является самостоятельным стихотворением.
Столь элитарная форма венков, как правило, сочетается с их элитарным содержанием. Поэтому они обычно посвящены вечным темам человеческого бытия и мироощущения, что как нельзя актуально на рубеже веков.
В русской поэзии признанными мастерами сочинения венков сонетов являются В.Брюсов, М.Волошин, С.Кирсанов, В.Солоухин и другие.
Автору приятно признаться, в его активе есть пять венков сонетов, один из которых он представляет на суд читателей.

2000 г.

               "Уймитесь, сомнения страсти..."
                Н. Кукольник

(От Н. Сагаловского: Здесь Ян Маркович допустил ошибку. У Кукольника эта фраза звучит иначе - "Уймитесь, волнения страсти..." Жаль. что исправить ошибку уже нельзя.)

1.

ПУСКАЙ ДАНЫ ПРЕДНАЧЕРТАНЬЯ СВЫШЕ,
Кто будущее может угадать?
Когда-то Нострадамус жил в Париже -
Вот он имел такую благодать.

Да что там Нострадамус! И поближе
Отыщутся - не два, не три. не пять!
Сидят, гадают на кофейной жиже,
Послушаешь, так хочется рыдать.

За это прокуроры их ругали,
Египетскими казнями пугали,
Орали: "Мракобесы! Если не
Уймётесь, будут многие печали".
Ну, вроде всё! Надолго замолчали,
А всё равно скребутся в тишине.

2.

А ВСЁ РАВНО СКРЕБУТСЯ В ТИШИНЕ
Стихи. Ты не хотел их. Но, как воры,
Они проникли через все запоры
И в маленькую форточку в окне.

И, ощущая холодок в спине,
Скорей готовь Пегасу хлыст и шпоры -
И в путь, как добрый молодец, который
В воде не тонет, не горит в огне.

И вот уже скопленье рифм и ритм
Проверил беспристрастный алгоритм -
Гармония и алгебра - гляди же:
Всё сходится, хоть верится с трудом.
А всё же жаль, что покидают дом
сомнения, как серенькие мыши.

3.

СОМНЕНИЯ, КАК СЕРЕНЬКИЕ МЫШИ,
Живут в моей душе немало лет:
А то ли вижу я, а то ли слышу,
А  верно ль выбирается сюжет?

Кто даст совет? И кто рецепт пропишет?
И кто подскажет правильный ответ?
Никто! У всех свои родные грыжи,
И каждый честно прячет свой скелет.

А хочется, чтоб совершилось чудо
И чтоб пришли неведомо откуда
Решения в каком-то чудном сне.
Пусть кто-то их нашепчет слово в слово.
Быть может, это гном полувершковый
Или сверчок, укрывшийся в стене.

4.

СВЕРЧОК ЛИ, ЗАТАИВШИЙСЯ В СТЕНЕ,
Или кузнечик, прыгающий в поле,
Иль саламандра рыжая в огне -
И все они считают, что на воле

Их жизнь течёт. И счастливы вполне.
И не мечтают о морском раздолье,
И о небесной синей глубине,
И о безвестной сказочной юдоли.

И незачем сверчку в степи скакать
И саламандре в стенку проникать.
А если ты в заботах о престиже
Не можешь жить беспечно, как они -
Семь раз отмерь и взвесь. Повремени.
Не торопись. Не ошибись. Гляди же.

5. 

НЕ ТОРОПИСЬ. НЕ ОШИБИСЬ. ГЛЯДИ ЖЕ:
Здесь ход назад никто не отдаёт.
Но я не говорю: пригнись пониже,
Смиряя дух, стремящийся в полёт.

А если ты своей судьбой обижен,
То не сдавайся ей, наоборот,
Стань жизнелюбом, как Скрипач на крыше,
Который, хоть и плачет, а поёт.

И это будет верная порука,
Что вырвешься из замкнутого круга.
И быть теплу и свадьбам по весне.
Но даже если жизнь в преддверьи рая,
То всё-таки подумай, выбирая,
Что для тебя, а что годится мне.

6.

ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ, А ЧТО ГОДИТСЯ МНЕ -
Так перепуталось за годы эти,
Что монолитом сделалось вполне,
Как семь цветов в едином белом цвете.

И это наша звёздочка в окне,
Единственная, кажется, на свете
И столь же неделимая, как дети,
Зачатые в блаженной тишине.

И Боже мой, кто в этом виноват:
Подстроил ли свои ловушки ад,
Дано ли нам благословенье свыше?
И как не упустить, не растерять -
Бахвалиться ль и громко заорать,
Упрятаться ли в незаметной нише?

7.

УПРЯТАТЬСЯ ЛИ В НЕЗАМЕТНОЙ НИШЕ
И в ней сидеть, пока пройдёт гроза?
И гоаорить ребёнку: "Потерпи же.
Опасно попадаться на глаза,

Когда орут "Распни его!" бесстыже ,
И кровь уже дешевле, чем слеза".
А кто орёт? Да все друзья твои же,
Которые всегда и всюду "за".

А может быть, с грозой соединиться,
Стучать на подозрительные лица,
Участвовать в погромах и резне?
А может, стать вождём и демагогом,
Злодеем, корифеем, полубогом?
А может, в бой врываться на коне?

8.

А МОЖЕТ, В БОЙ ВРЫВАТЬСЯ НА КОНЕ,
Осуществить мальчишеские планы?
Да что там конь! На танковой броне
Проехаться по Прагам и Афганам.

А может, объявить войну тиранам
В какой-нибудь загадочной стране,
И пусть летают "чёрные тюльпаны"
Из дальних мест к родимой стороне.

А может, дан тебе волшебный дар
Унять безумье, смуту и пожар
В своей стране. И на костях Союза
Скорей решай: на многое ль готов,
Сбежать в кусты иль одолеть врагов,
Чей выбрать путь - героя или труса?

9.

ЧЕЙ ВЫБРАТЬ ПУТЬ - ГЕРОЯ ИЛИ ТРУСА,
Жрать падаль или кровь живую пить,
Погибнуть от блошиного укуса
Или титана в битве победить?

И не считать, что твой удел - обуза,
Не уступить его, не одолжить,
А, не пугаясь ни зверья, ни гнуса,
Стезю в глуши безлюдной проложить.

И женщину, что всем тебе была
И непонятно почему ушла,
Всесильную и робкую, как Муза -
Найти её, навечно возвратить.
А может, чтоб верней, навек забыть.
А может быть, не избегать искуса?

10.

А МОЖЕТ БЫТЬ, НЕ ИЗБЕГАТЬ ИСКУСА,
Сказать: "Аз есмь. И вот моя рука!"
И, отвергая вздорные турусы,
Смотреть на мир смятенный свысока
И чувствовать, что радость глубока
И что в душе насквозь прорвало шлюзы,
и взоры проникают сквозь века.

И на Голгофу торною тропою,
Над пьяною ликующей толпою
Нести свой крест и слышать свист и вой,
Своей судьбе спокойно глядя в очи.
И лишь потом, в преддверьи вечной ночи
Спросить: "За что меня оставил, Отче?"
Закрыть глаза и в омут с головой.

11.

ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА И В ОМУТ С ГОЛОВОЙ,
В твоё тепло, в твои глаза и руки,
Страшась неотвратимости разлуки,
Которая назначена судьбой.

Но столько вёсен, прожитых с тобой,
Порука. что развеются испуги
И нас минуют беды и недуги,
Пока сверкает купол голубой.

Так будь же незабвенным навсегда
Тот миг, когда ты мне сказала "Да"
И навсегда развеяла сомненья.
И неизменно мы с тех пор вдвоём,
А суждено, иак вместе упадём,
Благословив стремительность паденья.

12.

БЛАГОСЛОВИВ СТРЕМИТЕЛЬНОСТЬ ПАДЕНЬЯ,
Мы совершаем затяжной прыжок,
Живые, беззащитные мишени,
Которым, кажется, назначен срок.

Над нами истребителей круженье,
А выше только небеса и Бог.
Ну что ж,  когда окончено сраженье,
Придётся честно подводить итог.

Но парашюта яростный рывок,
И твердь земли почти у самых ног,
Как зыбкая надежда на спасенье.
Тогда приходит леденящий страх:
А вдруг мешком повиснешь на ремнях
В последнее заветное мгновенье...

13.

В ПОСЛЕДНЕЕ ЗАВЕТНОЕ МГНОВЕНЬЕ
Воспламеняются созвездья дат,
Где всё, что было с твоего рожденья,
Чем в жизни был и беден, и богат.

Все горести и все стихотворенья,
Рождённые порою невпопад,
Смятенье чувств и жажда утоленья,
И вновь всё это много раз подряд.

И волшебство дарованной дороги,
Ломающей не голову, так ноги,
Где каждый шаг сопровождён борьбой.
Благослови их, Боже! Ведь не знаешь,
Что ты отыщешь или потеряешь,
Когда сомкнётся Вечность за тобой.

14.

КОГДА СОМКНЁТСЯ ВЕЧНОСТЬ ЗА ТОБОЙ,
Останется за роковой чертою
И то, как ты стремился в вечный бой,
И как скрывался за чужой спиною,

Как беззаветно жертвовал собой
И соблазнялся суетой пустою,
И как любил - то зрячий, то слепой,
И как любимых предавал порою.

Но жизнь ещё не кончена. Гляди,
Как долго предстоит тебе идти,
Чтоб от плевел зерно очистить. Слышишь,
О чём поёт военная труба?
Пускай вовсю артачится Судьба,
Пускай даны предназначенья свыше.

15.

ПУСКАЙ ДАНЫ ПРЕДНАЧЕРТАНЬЯ СВЫШЕ,
НО ВСЁ РАВНО СКРЕБУТСЯ В ТИШИНЕ
СОМНЕНИЯ, КАК СЕРЕНЬКИЕ МЫШИ,
ИЛИ СВЕРЧОК, УКРЫВШИЙСЯ В СТЕНЕ:

НЕ ТОРОПИСЬ, НЕ ОШИБИСЬ, ГЛЯДИ ЖЕ,
ЧТО ДЛЯ ТЕБЯ, А ЧТО ГОДИТСЯ МНЕ -
УПРЯТАТЬСЯ ЛИ В НЕЗАМЕТНОЙ НИШЕ,
А МОЖЕТ, В БОЙ ВРЫВАТЬСЯ НА КОНЕ.

ЧЕЙ ВЫБРАТЬ ПУТЬ - ГЕРОЯ ИЛИ ТРУСА.
А МОЖЕТ БЫТЬ, НЕ ИЗБЕГАТЬ ИСКУСА,
ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА И В ОМУТ С ГОЛОВОЙ,
БЛАГОСЛОВИВ СТРЕМИТЕЛЬНОСТЬ ПАДЕНЬЯ
В ПОСЛЕДНЕЕ ЗАВЕТНОЕ МГНОВЕНЬЕ,
КОГДА СОМКНЁТСЯ ВЕЧНОСТЬ ЗА ТОБОЙ.


Рецензии
Философия отверженного, но непобежденного... Прекрасный венок!

Людмила Елисеева   31.03.2012 12:18     Заявить о нарушении