***

ПЯТИСТИШИЯ

Являлись сны
в волшебном разноцветье,
жаль: не умел писать.
Лишь только научился –
сны исчезли.
*
По привычке
я грубо отца оборвал.
Если б он не умолк
так печально,
не заметил бы я, как он стар.
*
Мечтал еще мальчишкой
перебороть отца.
Стал взрослым, победил.
Но грусть – не ликованье –
сдавила сердце.
*
Есть ключ.
Но я звоню:
хочу, чтоб кто-нибудь –
хоть злой сосед –
мне дверь открыл.
*
Невыносимее любого заточенья
пустая комната,
где тикают часы,
непрожитое время
пожирая.
*
Обжигая ладони,
разгребаю кучу золы,
чтобы сердце обжечь еще раз
горячими угольками
воспоминаний.
                Из журнала «Студенческий меридиан», №37, июль 1976 г.

*
Мальчишкой мечтал я
отца положить на лопатки.
Года прошли.
положил  -
и сердце впервые заныло.
*
Боюсь
оказаться бессмертным
и тысячи-тысячи раз
вместе с любимыми
умирать.
                Включено в «Антологию русского верлибра», М., 1991.
*
Девчушка лет пяти
так сладостно сосала
прозрачную сосульку,
что весна не вытерпела
и пришла.
*
Она доверчиво
мне в руку положила
горячий уголек.
И до сих пор
рубец не заживает.
                Из альманаха «Поэзия», №20, 1977 г.

*
   Жанр моих стихов навеян классической японской танкой. На мой взгляд, пять строк определяют тот оптимум поэтической информации, который позволяет, затратив минимум слов, сказать все. И непременно – больше того, что сказано в тексте. В то же время пятистишия, написанные по-русски, не следует воспринимать как «русскую танку» – в каждом языке свое подтекстовое поле, свои символы.
*
Если бы стал я
жирафом,
за птицами мог бы гоняться,
думая,
что летаю.
*
Фальшивые голоса из окон,
пустые улицы
и уходящее
ожидание чуда.
В нашем городе праздник.
                1975.
*
Просыпаюсь в полдень от того,
что за стенкой
музыка звучит.
Кажется, что именно сейчас
жизнь проходит.
*
Любил я в детстве
прыгать с гаража.
Хотелось мне в полете задержаться,
как позже –
сохранить любовь.
                1976

ЗООПАРК
Долго стоял
возле клетки с оленем.
вдруг за прутья схватился –
стало тесно
и нечем дышать.
                1983
*
Вставные зубы
сделали улыбку отца добрей.
Я ему говорил,
но не стал он
смеяться чаще.
                1984.
СНОСЯТ ДОМ
Изразцы в пыли,
Брандспойты распрямились.
Большой камень ударился о медную каску.
Но спокоен пожарный –
Ему не больно.

УЧИТЕЛЬНИЦА
Все так же,
как пятнадцать лет назад,
она выводит на доске
уравнение Менделеева-Клапейрона.
Не изменилось оно ничуть.
                1985
*
«Убирайся в Израиль, жид!» -
бранился родной язык.
«Лех ле-Русия, бен-зона!» –
вторит ему иврит.
Может, выучить суахили?
*
Самой высокой волной смывает
след от твоей ступни.
Если б внезапно высохло море
и песок затвердел,
все бы прозрели.
*
Моей щеки рукой коснулась
на прощанье.
А нас учили:
тока нет
в разомкнутой цепи.
                1994
                Из газеты «Новости недели», 22 июля 1994 г.

   Научившись говорить, начал рифмовать. Научившись читать стихи, перестал рифмовать. Но почему-то не перестал писать. Так появились пятистишия. Эпизодически, когда не требовалось чрезмерных усилий, печатал пятистишия в журналах, газетах и альманахах . К славе равнодушен, поскольку, не дождавшись, перерос возраст, когда ее жаждут.
*
В день весеннего равноденствия
появившись на свете,
всего получаю поровну –
дня и ночи,
света и тьмы.
*
Метро. 630.
Одиноко мне
среди людей с закрытыми глазами,
точно художнику
на выставке своей.
*
К старости
мать моя стала
фарфор собирать.
Осторожно по дому хожу,
чтоб не разбить.
*
Ведь было еще светло,
когда, подойдя к окну,
я стал смотреть на прохожих.
Неужели так быстро
свечерело?
*
Воскресный полдень. Жарко.
Воскресенье.
Безмолвно
у кладбищенской ограды
беременная женщина стоит.
*
Посреди сиреневого сада
все еще стоит
моя скамейка.
Теплый ветер на другие плечи
осыпает белую сирень.
*
Знаю,
что ждать бесполезно.
Больше не жду.
Почему-то
само ждется.
*
Весь день
не выхожу из дома:
вдруг кто-то позвонит.
Лишь к вечеру звонок –
нет, это не театр.
*
Звенигород,
я больше не вернусь
к любимым улочкам,
чтоб не забыть,
каким ты был.
                1975
*
С годами все трудней
припомнить,
из-за чего же
я от матери уехал,
оставив ей свое детство.
*
Троллейбус гудит за окном.
Наверное, в эту минуту
за толстой стеной,
у соседей
помехи на телеэкране.
*
Во дворе института онкологии
растут ели.
К Новому году
их нарядили
в цветные гирлянды.
*
Мы с нею говорим
о пустяках,
боимся не шутить.
Так между нами
тайна возникает.
                1976
*
Лечу в самолете на запад,
сумерки остановились.
Если не приземляться,
неужели удастся
время перехитрить?
*
Мой знакомый начал
коллекционировать бабочек:
усвоил термин «энтомология»,
на кончиках его пальцев
перламутровая пыльца.
*
На паутину похожа
схема метро.
Скоро, скоро я перееду
в очередную квартиру – 
четырнадцатую по счету.
*
Стоя уже на подножке,
увидел в ее глазах
то, чему нет названья.
Даже если сорву стоп-кран,
что я отвечу?

КИНО
Колесо телеги
крутится назад,
герои входят
много раз
в одну и ту же реку.
*
Скорей бы солнце, размечтались почки.
Скорей бы дождь, прошелестели травы.
Скорей бы снег, озимые взмолились.
И лишь деревья сгорбились беззвучно,
еще одним охвачены кольцом.
                1983
ВСПОМНИЛОСЬ
Хлопнула дверью
красивая женщина в макинтоше,
мама плачет у печки,
табуретку к окну придвигаю –
целая лента пистонов.
*
Письма начинаются словом «здравствуй»,
кончаются – «до свиданья»,
в середине короткие фразы.
Ими наполнена
моя речь.
                1985
*
Сижу у песочных часов:
не попадется ли
камушек
в струе песчинок,
что колбу заклинит?
                1990

СУДЬБА ОБЕТОВАННАЯ
1
«Не тоскуй о березках,-
наставляют меня старожилы,-
оглядись: какие роскошные пальмы!»
А снится мне кривобокий тополь,
что мы во дворе посадили.
2
«Ради детей»,-
заклинала очередь на Ордынке.
«Ради детей»,-
рейс Тель-Авив – Торонто.
А дети читать разучились.
3
Пол-Израиля имеет российские корни.
Четверть страны говорит по-русски.
Каждый восьмой грустит о доме.
А я, много раз поделенный на два,
почти сравнялся с нулем.
                1994
                Из приложения «Камертон» к газете «Новости недели», 29 января 1995 г.

*
Поезд остановился в тоннеле.
Все понимают:
сейчас поедем,
но почему-то стихли
шутки и разговоры.
*
Карабах – по-тюркски «черная пыль»,
Чернобыль – это Чернобыль.
Не цитируйте больше из «Гамлета»
эту строчку:
«…слова, слова…»
                1994
*
В детстве ставили в угол,
если сказал неправду.
Стал взрослым,
солжешь – и что-то
угла себе не находишь.
                1975
                Из альманаха «Сталкер», Лос-Анджелес, 1996, №35


*
Казалось в детстве:
оттого я не поэт,
что, кроме «петь» – «хотеть»,
я рифмовать
не научился.
*
Мне скучно без врагов –
и беспричинно
к друзьям цепляюсь,
радуясь в душе,
что ссор не возникает.
*
Школу бросить хотелось:
расплывались в тетради
палочки буквы «у»,
первые палочки
в толстой тетради.
*
С учителем истории поспорил.
И хоть в тот день
ничто не изменилось,
я стал на многое
смотреть иначе.
*
С каждым годом
все больше тех,
кто моложе меня.
По привычке
тянусь к старикам.
*
Бывает неуютно одному.
В долину прихожу.
Не осуждает эхо,
бесстрастно повторяя вздор,
который лишь ему я доверяю.
*
Очень в горы хотелось.
Дела позабросив,
я к снежным вершинам ушел.
Вот сижу
и по дому скучаю.
*
В шахматы играю
целый вечер.
Мишка гуттаперчевый
напротив.
Я устал проигрывать ему.
*
Я птицу выпускаю.
Трудно мне
остаться одному,
но ей труднее
смотреть в окно.
*
Так одиноко
звенит трамвай,
словно в городе спящем
никто-никто
его не услышит.
*
«Не кусайся,-
меня учили,-
взрослые ведь
Не кусают друг друга».
И я соглашался.
*
Согнувшись, брожу целый день.
Отовсюду вопросы:
что случилось?
«Ничего,- отвечаю,-
просто деньги ищу».
*
Огромные
жирафы и слоны
всегда казались мне
гораздо беззащитней
насекомых.
*
Гипнотизирует
малиновый закат.
И чудится далекая страна
под легким куполом
пылающего неба.
*
В конце концов
наступит холод.
И небо, слезы осушив,
устелет землю
мягким снегом.
*
Упираюсь глазами в небо.
Но, не в силах
взмахнуть крылами,
я, спиной к земле прирастая,
перекусываю травинку.
*
Мне хочется зарыться в снег,
чтоб кто-нибудь,
наткнувшись ненароком,
с улыбкою назвал:
подснежник.
*
Есть у меня друг,
который всегда шутит.
Кто мало его знает,
с улыбкой о нем скажет:
веселый человек.
*
Его глаза похожи
на грустные цветы.
Вы что-то про него сказали?
Простите,
я не расслышал.
*
Золотые сережки-кольца
в грустных мочках
ее ушей
словно тени
колец обручальных

РЕБЕНОК БОЛЕН
Неразвернутая конфета
на краю пустого стола.
Где-то играют Шопена.
Неразвернутая конфета
на краю пустого стола.
*
Когда он считает деньги,
Раздувает ноздри.
Если стакан вина
в доме его предложат,
скажу, что не пью.

КОМНАТА СМЕХА
Завидую я тем,
кто с легкою душой
способен хохотать
среди кривых зеркал
и двойников.
*
Разум мой похож
на древний город:
нового не выстроишь,
пока
старого не поломаешь.
*
Выгнанный из класса ученик
в скверике сидит,
нахмурив брови.
Был бы счастлив я его беду
променять на все свои успехи.
*
Ранним утром
в мягкой долине
спит деревня,
укрывшись туманом.
Снятся белые храмы.
*
Вновь постучал
в мое окно
капель игривый –
и оказался хмурый лед
прозрачной лужей.
*
Дарил я девчонкам
вместо букетов,
вместо духов и кукол
воздушных шаров
разноцветные связки.
*
Да, знаю,
что давно я не ребенок
и что уже не должен
кувыркаться
на молодом лугу.
*
Зачеркнут ее телефон
в моей записной книжке.
Но куда бы я ни звонил,
заставляю себя
набирать другой номер.
*
Так прозвучал
ее ответ,
как будто рядом
прокололи
воздушный шар.
*
Остро пахнет сиренью
в майских сумерках.
Уже не весна,
но еще не лето.
Время, видно, остановилось.
*
Город детства,
не знал я, что мы
так различны:
с каждым годом
ты молодеешь.
*
Пять лет назад
я говорил ей то же,
едва не плача.
Теперь смеюсь –
увы, веселым я не стал.
*
Швырял я гневно
какие-то слова.
Она, не поднимая
глаз печальных,
кукле заплетала косички.
*
Она любила звучные слова.
Я их не помню.
Но в последний раз
так просто попросила:
«Ну, останься».
*
Девушку, которую любил,
встретил через много лет
с коляской.
И как прежде
улыбнулся ей.
*
С легкостью когда-то прибегал
к домику любимой,
но как будто
удлинилась старая дорога.
Дом снесли.
*
Превратились
в давнюю мечту,
дни, когда я спал в высоких травах
и сухим горячим языком
слизывал березовые слезы.
*
Вот выросли цветы
в овраге,
куда мне нравилось
бросать большие камни
просто так.
*
Постригся я
и стал моложе.
Но в ворохе волос упавших
уж не оставил ли я
прожитые дни?
*
Все пропадает
в доме моем:
зеркало, спички, нож…
Куда подевалось
вчерашнее мое счастье?
*
Помню со школы
только плохие стихи.
Те, что люблю,
читаю
заново всякий раз.
*
Если в кино все смеются,
смеюсь и я.
Если все плачут,
и я плачу.
Дольше всех почему-то.
*
Мне не хочется оставаться
каждый раз
в надоевшем доме,
глядя, как с огоньками в окнах
вдаль уносятся поезда.
*
Дверь вагона закрылась.
Никогда уже не узнаю
имя девушки,
ненароком
разгадавшей мою печаль.
*
Ну, отчего я так боюсь
ворон на стенах монастырских –
ведь знаю же:
не мертвые кричат,
а просто глупые вороны?
*
Если очень долго
смотреть на горизонт,
обязательно хоть на мгновенье
почудятся
очертанья корабля.
*
Слишком весенним
был день
даже для самых
справедливых
упреков.
*
Смеялся и я
над ним
вместе с другими.
Если б он знал,
как я поумнел…
*
Очень просто
разрешил я их спор:
прав тот из них,
кто от размолвки
страдает больше.
*
И снова в трубке
длинные гудки.
Длиннее слов,
которыми пытался
я объяснить тебе…
*
Она в такую даль звала,
что я свернуть с дороги
не решился –
лишь молча улыбнулся ей
и постарел еще немного.
*
Уходят люди
по дороге вдаль,
становятся все меньше
и исчезают,
как воспоминанье.
                1975


*
Станционная будка
и желтый флажок
в кадрах вагонных окон.
Вот так и юность моя
промелькнула.
*
Возле школы моей
вентилятор в окне.
Нравилось мне проходя
снежком в него запустить.
Если б сейчас он вертелся…
*
Видно, не забыть мне
этот город,
не забыть
тревожные глаза
синих маневровых светофоров.
*
Костер догорел
в полыхнувшей заре.
Только один
уголек
не умер еще.
*
Есть моменты –
мог бы поклясться:
это уже случалось.
Чьи-то жизни
воскресли в моей?
*
В автобусе теснясь,
подумал вдруг:
лет через сто
ни одного из них не будет.
Куда мы едем?
*
Он занимается физикой
более тридцати лет.
А сегодня спросил,
помешивая суп в кастрюле:
«Знает ли Бог, что Его нет?»
*
Есть момент,
когда летящий самолет
почти не виден.
Вернее, виден
мне одному.
*
Всю весну и все лето и осень
ждал я сына,
лицом припадая
к теплому животу жены.
Жду и поныне.
                1976
*
Шлагбаум, ожиданье,
стук колес.
Промчался поезд,
можно ехать,
но я стою, стою.
*
Вместо двух кварталов шумных
с магазинами, дворами,
стариками на скамейках –
два безмолвных небоскреба.
Город молодеет.
*
Он покупает яблоки
только с черными точками.
«Черви,- объясняет,-
никогда не залезут
в ядовитый плод».
*
Гнется от ветра
кривая березка
на карнизе старенькой церкви.
Облетают желтые листья
на отбитую капитель.

В ЭЧМИАДЗИНЕ
По рельефу IX века
гвоздем процарапана
свежая надпись.
Армяне проводят по ней руками,
как слепые.
*
Невидимый молот,
как в наковальню,
мерно бьет
в тонкую стенку,
что нас разделяет.

АЭРОПОРТ
На бетонной веранде
полсотни сияющих лиц:
руками машут,
взгляды вдаль, улыбки –
как на трибуне первомайской.

В ДОМЕ-МУЗЕЕ
1
Контролер,
билеты отрывая,
пристально заглядывает в лица
и разочарованно отводит
в сторону глаза.
2
Скрипнет половица,
стукнут ставни
(почему-то только позади),
обернусь невольно –
никого.
3
Правдиво все:
диван и шифоньер,
портреты на стене…
Но воздух,
воздух нежилой.

ПОСЛЕДНИЙ УРОК
1
Первый раз
не объявлена тема урока,
мы впервые
на часы не взглянули,
по звонку не вскочили.
2
Тишина в классе
была бы мертвой,
если б не затвор
моего аппарата.
И никто не спросил фотографий.
*
Шкала логарифмической  линейки.
Неторопливы первые деленья.
Чем дальше вправо,
тем тесней и мельче.
Вот-вот сорвется бегунок.
*
Зимнее пальто достал из шкафа,
пуговицы срезал у плаща
и порадовался первому снегу.
Но, запнувшись на полуслове,
вспомнил свой выпускной вечер.

ГИПОТЕЗА
Земля расширяется,
разогревается,
вспыхнет.
Мы солнечным светом прольемся
на чьи-то погасшие звезды.
*
Фотографию просишь прислать.
Где ж фотографа взять
такого,
что смог бы меня заснять
в момент нашей первой встречи?
*
Что ж, смейтесь надо мной,
я слышал
о пользе смеха
и вместе с вами засмеюсь
вот-вот.
*
Я кончил читать стихи.
Он спросил:
«Ну и что?»
Долго думал я,
как ответить.
*
Как звучно,
как долго меня целует
жена моего отца.
Если мать поцелует –
незаметно и тихо.
*
В этой квартире
все цветы засыхают.
Хозяйка ищет обмен
на меньшую площадь,
но желтеют ее объявленья.

ПЯТИДЕСЯТЫЕ
По вышитой салфетке
семь слоников фарфоровых
гуськом идут, а следом –
никелированный шарик:
первый искусственный спутник.
*
Строит дом из конструктора
мой трехлетний сын.
Массивен фундамент,
а на крышу
опять не хватило деталей.
*
Халупа, хижина, землянка.
На верхней полке я лежу.
Гнездо, берлога, конура.
Словарь синонимов листаю.
Обитель, логово, лачуга.
                1983

ХАКАСИЯ
У каменной бабы
выбоина на лбу.
Третий глаз?
- Нет, случайная вмятина,-
уверяет меня археолог.

ТОМСК
- Купеческая блажь,
нелепая лепнина,-
бормочет реставратор.
Не выходит
последний завиток.
*
- Дед накричал на тебя, сынок?
- Накричал.
- А что говорил?
- Не говорил ничего,
только кричал.
*
В песочнице сижу
с ее ребенком,
проглатываю нежные слова.
Игра у нас не клеится,
но мальчик не уходит.

БОРОВСК
Монголы, поляки, французы, немцы
не одолели.
РСУ
разбросало старые камни –
к гостинице будет пристройка.
                1984

ЧЕРДЫНЬ
Бумажный кораблик знает
(он сделан из старой карты),
что Кама впадает в Волгу,
а Волга впадает в море.
Волны все круче.
                1985
*
Храм в незнакомом городе. Вечерня.
Младенец к Богоматери прижался.
Я не дослушал пение –
пятнашек
успеть для телефона наменять.
*
Вместо купола –
груда камней,
на обломке стены – табличка
«Охраняется государством».
Десять лет я здесь не был.
*
Детская акварель
среди пожелтевших газет.
Будто вчера писалось.
Вот только краски,
каких давно нет в продаже.
*
На фотографии – моя мама,
рукой заслоняется от объектива:
кому интересны мои морщины!
Листая альбом, она вздыхает:
«Как я была тогда молода».
*
За окном полоса канала
с холодной водой.
Гостиница называется «Радуга».
Мы прожили в ней три дня –
красный, оранжевый, желтый.
                1988
*
Заколка для волос
сделана в виде восьмерки.
Сидя в кино,
щекой ощущаю локон
и – бесконечность.
*
Я с детства знал,
что мы пришельцы
и – срок придет –
должны вернуться
на землю предков.
                1993
*
Уезжая, она обещала:
мы будем видеться с тобой
всю жизнь.
Давно опустела платформа.
Как правдивы ее слова.
*
Забылась причина ссоры.
Помню только, что злился,
а она глаза отводила,
что извинился не сразу,
будто целая жизнь в запасе.
*
Хранятся в стенном шкафу
наши венчальные свечи.
Пожароопасно,
предупредил управдом.
Теоретик.

ЭМИГРАЦИЯ
1
Так искривилась судьба,
что теперь между нами
Земной шар.
От попутчиков слышу:
что ты, братец, согнулся?
2
Паранормальный феномен:
всюду знаю, куда повернуться,
чтоб услышать стук ее сердца.
Как же я заблудился в мире,
имея такой совершенный компас?
3
Если б Земля оказалась плоской,
вся она, от края до края
лежала бы между нами.
Галилею спасибо –
оставил надежду на хорду.
*
Раздвинулись дверцы печи,
гроб вкатился с трамвайным стуком.
Не услышать моему другу
сквозь покров пушистого дерна:
пусть земля ему будет пухом.
*
Пять лет там не был –
вот, лечу.
Отчаянно боюсь разбиться.
Читаю, страх превозмогая,
как надувать спасательный жилет.
                1996
*
Прополол сорняки на могиле.
Мама мне улыбнулась
сквозь керамический блеск.
Что, больше не будет сердце
кричать по ночам?
*
Снова приснилась мама.
Качает меня в колыбели,
гладит меня по головке
и говорит чуть слышно:
«Ни в чем ты не виноват».
*
Она не любила
многих моих друзей
и подруг.
Когда мама ушла,
я стал забывать их лица.
                1999

*
Согласно Эйнштейну,
возле огромных масс
замедляется время.
Так замирает мое сердце
вблизи твоего.
                2004


Рецензии
Вместо некролога. Памяти друга
15 декабря в Москве скоропостижно скончался учёный-соционик, поэт и сотрудник газеты «АиФ» Савелий Ефимович Кашницкий.
О потере близкого друга я узнал из частного письма его верной и любимой супруги Светланы.
Не особенно знакомые с Савелием прежде, мы сблизились с этим оригинальным и высоко талантливым человеком в короткий период его жизни в Канаде после Израиля.
Прежде всего меня подкупала душевная доброта моего нового друга, готового прийти на помощь каждому, принципиальность и широчайший академический взгляд на многие явления нашей жизни. Если Савелий сказал «интересно», то это не просто словцо для уклончивых оценок, а значит, точно интересно. Подтверждение многому из сказанного – факты из биографии этого человека. После получения общего образования в московском физико-математическом лицее, Савелий выбрал для себя Санкт-Петербургскую Академию Художеств. Мы ходили с ним по Монреалю и Савелий с упоением демонстрировал мне достижения, вообще-то во многом эклектичной, архитектуры этого европеизированного города Северной Америки.
Как репортёр-исследователь Савелий Ефимович начал свою деятельность во Всесоюзном журнале «Изобретатель и рационализатор». Полагаю, выбор этот далеко не случаен. К тому времени в нём ярко проявился интерес к науке и технике, к загадкам мира. Понятно, что много он не зарабатывал на жизнь. Даже при всей его настойчивости и трудоспособности, он скрупулёзно выверял факты. Но журналистика привлекала его (как и меня) возможностью частых творческих поездок-командировок. Он трудился подёнщиком в израильской прессе, потом в куцей русскоязычной Канаде, сотрудничал со старейшей русскоязычной газетой США в Нью-Йорке «Новое русское слово». В 2010 году изданию исполнилось 100 лет. При этом, нельзя не отметить, что по свидетельству американки Патриции Томсон, дочери Владимира Маяковского, её мама всегда читала "Новое Русское Слово", и папа, когда жил на Манхэттене, тоже.
(См. оригинал на http://www.1tv.ru/news/culture/152642).
Старенькая мама Савелия, Екатерина Израилевна, просила сына, и меня, чтобы я посодействовал.
-Хочу умереть на Родине. Я православная женщина. Хочу лежать в родной земле. Отвези меня, а потом что хочешь, то и делай.
В Монреальском соборе Святых Апостолов Петра и Павла мой друг принял таинство крещения. В тот же день состоялось церковное бракосочетание Савелия и Светланы. Я присутствовал при этих церемониях, но, конечно, не как крестный отец, и просто как друг. Потому что «крестники» полагаются лишь при крещении несовершеннолетних. А сам я, (кстати, как говаривал поручик Ржевский) принял православное крещение лишь на 71-м году своей жизни.
С тремя детьми на руках Кашницкий вернулся в Москву, где у него и крыши над головой не осталось, оставив втуне канадские щедроты для соискателей статуса беженцев и комфорты местной цивилизации.
Я хорошо помню его славных ребят. Старший Даниэль, будучи подростком, вдумчиво «изучал» мою первую зарубежную книжонку, а младшие кувыркались через голову. Впрочем, Савелий с любовью писал мне о детях в одном из последних писем. «Ну, о себе совсем кратко (чем ближе к финишу, тем короче). Занимаюсь тем, чем всю жизнь – служу в газете. Я эту профессию очень люблю и никогда не называю ее второй древнейшей, чтобы не обидеть какого-нибудь бога гильдии – а то скажет: раз не нравится, обойдешься без этого. А мне было бы трудно обойтись (в Монреале одно это лишало радости и перспектив).
Живу всё с той же женщиной Светой, которую ты, надеюсь, помнишь, и менять не собираюсь: за 33 года не встречал женщину более душевную, бескорыстную, преданную и веселую (попробуй-ка совмести в одной хотя бы только это)..."
Через год по возвращению в Москву Екатерины Израилевны не стало... Савелия и его семью приютил бывший шеф журнала «Изобретатель и рационализатор СССР», ставший медиамагнатом. Под будущие гонорары Кашницкого босс предоставил скитальцу жильё в рассрочку. Потом – «Московский комсомолец» и, наконец, строгая газета «Аргументы и факты».
Мы и сблизились-то с Савелием Ефимовичем через его «Пирамиду Хеопса». Особенно увлекла меня не сама статья, много их до сих пор появляется на свет, а толковый, собранный устный рассказ автора, о том, как после долгого теоретического изучения фараоновых пирамид, он через потайной ход смог попасть внутрь одной из каменных громадин и что его предположения о природе древнеегипетских сооружений во многом подтвердились.
Уверен, пройдёт время и у наших потомков появится возможность по достоинству оценить заслуги Савелия Ефимовича как серьёзного учёного-соционика, популяризатора этой новой науки общения людей. Хотя бы уже потому, что именно он стоял у истоков.
В Монреале, в те хмурые годы, Кашницкий как истинный новатор, основал первый кружок по изучению соционики, открыл здесь и первый кабинет для приёма клиентов, желающих получить необходимые для жизни приёмы и навыки общения людей. Намеревался Савелий и меня «прилопатить» к этому сложному делу, но я - как тот колобок: «и от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл». Слава Богу, подбросил эмигранту эмигрантскую тему. Какая уж мне «соционика»?! Тем более, что новая наука – для новых людей. Но, конечно, познакомился вкривь и вкось: «На сегодняшний день соционика дает наиболее простой и структурированный подход к пониманию психики человека. Выделяя 16 типов информационного метаболизма,.."
Но Савелий не я. Если бы я время от времени не забывал «фильтровать свой базар», от меня вообще ничего бы давно не осталось. Школьные учителя, знающие «как надо писать», преследовали меня, начиная с первого класса и до сих пор. А мой друг был верен однажды выбранному пути.
Краткий перечень его работ даёт убедительное представление о нём как о серьёзном учёном, о его книгах и статьях.
Кашницкий С.Е. Логика и сенсорика как продуктивно-ревизионные доминанты, или ЛСИ и СЛИ – архетипы социона. СМиПЛ, 1997, № 6.
Кашницкий С.Е. Социон как гармонический абсолют. Попытка исследования гармонической упорядоченности ПСС Шульмана. СМиПЛ, 1997, № 3.
Кашницкий С.Е. Солнце спрятано в каждом: 16 подходов к человеку. М., 2001.
Кашницкий С.Е. Среди людей. Соционика – наука общения. М., Армада-пресс, 2001. – 416 с. (Лучший популярный очерк о всевозможных, даже самых экзотических, направлениях современной соционики. В виде серии очерков материалы данной книги были опубликованы в 1990 году в журнале "Социальное обеспечение"и позднее были перепечатаны в ряде других изданий. В том числе очерки о соционике в газете "Московский комсомолец").
Кашницкий С.Е. Руководство по практической соционике. М., Астрель, 2003 – 410 с.
Кашницкий С.Е. Гипотезы на завтра, Издательская группа «Чёрная Белка» Москва, 2010. (Очерки «Катастрофа в вихре тайн», «Резонанс — серийный маньяк-убийца», «Второй Хиросимы не будет», «Не пей, Иванушка, - козленочком станешь», «Оседлать вихрь», «Планета академика Грицкевича», «Вода закрутила мозги физикам» и многие другие очерки, написанные учёным в разное время для газет «Аргументы и факты» и «Московский комсомолец». Очерки посвящены людям с нестандартным мышлением – изобретателям и экстрасенсам).
Не то что недостаточна, но и совсем не отмечена и не оценена поэзия С.Е.Кашницкого. Поэт, отмеченный богом, Савелий – русский автор всего одной-единственной поэтической строчки на английском языке ставший обладателем «Золотого Кубка» среди тысячи участников ежегодного конкурса английской поэзии The International Society of Poets (Maryland, USA).
Писал он редко да мекто, но в отличие от горделивых других не сделал из поэзии цель жизни. На Российском национальном литературном интернет-портале стихи.ру есть скромная поэтическая страничка взрослого Савелия Кашницкого. Волнующая тема его стихов вневременная – взаимоотношения отцов и детей.
Словесная выверенность, чёткость, ясность мысли, прекрасная верификация, использование старой японской «танки» для нового содержания, доверительная интонация, поэтическая искренность в стихах моего прекрасного друга Савелия Кашницкого – всё указывает на руку истинного мастера.
61 год. По масштабам нашей сегодняшней жизни это всего лишь начало творческой зрелости. Впереди у Кашницкого были сотни неосуществлённых замыслов и тысячи новых проектов. В письме ко мне, он поделился лишь частью из них – литературных. ( Ну, поскольку я считаюсь литератором). Савелий сообщал. Me (мне): «Дорогой Володя, я недавно познакомился с вошедшим в моду новым литературно-театральным жанром - сторителлингом. Актеры со сцены «изображают» короткие абсурдистские рассказики (в духе Хармса). Мне тоже захотелось поучаствовать в авторской работе. Вот взял и написал один. Высылаю тебе для ознакомления (его, как и ещё с десяток моих исторических миниатюр взяла в свой репертуар мастерская сторителлинга Центра имени Мейерхольда). Можешь открыть в интернете "сторителлинг" и посмотреть уже осуществленные образцы. Вдруг и тебя заинтересует? Ты ведь сочиняешь сюжеты бодрей меня... Я все же отправлю тебе свой рассказик (его, как и еще десяток моих исторических миниатюр взяла в свой репертуар мастерская сторителлинга Центра имени Мейерхольда.»
Чуть ниже я покажу нашим читателям «Музу разврата» (или, как я её кликую, «Машу развратницу») Савелия Кашницкого. Но что же сказать, как выразить мою скорбь по ушедшему другу? Нет, не найду ничего лучшего, чем написал до нас Александр Сергеевич Пушкин на лицейскую годовщину 19 октября 1825 года:

«Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать счастливых много лет».

Мой искренний учёный друг Савелий Ефимович Кашницкий похоронен на Домодедовском кладбище рядом с мамой. Я там никогда не бывал. Ещё сиротливее стало на свете без моего Савелиюшки. Хорошо было бы, чтобы нашёлся кто-нибудь кто сможет что-либо и обо мне.
Да пребудет душа Савелия на небесах, рядом с Богом!

*****
Ссылки по теме:

«Аргументы и Факты»
http://www.aif.ru/society/people/1066104
Социон
http://nso.socion.org/article.php?id=46

Володя Морган Серебряный Лауреат   28.12.2013 03:17     Заявить о нарушении
В конце 90х годов в "Комсомолке" я прочла статью Савелия Кашницкого о Борисе Болотове. Увлечения Савелия научно-познавательной тематикой совпало с моей тягой к познанию. И в итоге я собрала страничку с публикациями этого талантливого журналиста - http://liudushka. narod.ru/ klinks.html на своем сайте. Я была поражена и опечалена его преждевременным уходом. Но богатое наследие для нас остается неиссякаемым источником для вдохновения и творчества. Светлая память Савелию Кашницкому, замечательному журналисту и писателю непознанного! С уважением,

Людмила Уварова-Момджи   18.06.2014 20:43   Заявить о нарушении