***

Один из них был мастер медных дел,
Другой – философ.
                Список декораций:
Средневековая Европа, третий день
От пасхи.
                Бедный мастер отвязаться
Не мог от сумасшедшего схоласта,
Который, стоя на коленях, вровень с грязью,
Шептал:
        «Ударь по колокольной меди
И – звоном отзовется. Будь подобен
Товару своему, старик, ответь мне…
Я буду говорить, ты – пробуй».
«Чумной совсем», - со страхом думал медник,
Спиной он больно ткнулся в стену, пятясь,
За щеку сунул две полушки денег,
Обернутое тряпками распятье
Подвинул ближе (медный дар Мадонне…),
Философ бредил, вел витийства нить.
И речь его история не помнит,
Но почему-то все равно хранит…

«Я сумел доказать
                цвет неба
                и конечность Вселенной,
И не было столь же безмерного в мыслях,
                и столь же надменного –
                не было!..
Я до края земли доходил,      
                я хотел совершить невозможное:
Я хотел доказать – рассуди! –
                бытие, и не чье-нибудь – Божие.
Оправдай меня, медник! Я бы отдал спасенье души,
Я бы стал из последних последним! последним!             
Медник, ты докажи!
Я ведь знаю – не сможешь, и все же попробуй, не будь
Молчаливым, как смерть, дай мне знак, позабудь все обеты,
Я всю медь заменю тебе золотом, если ты беден –
Я алхимик…
            Не бойся меня, умоляю, скажи что-нибудь!»

А медник распятие взял, и ударил безбожника по лбу.
И это и было – шестым доказательством Канта,
Нужным, пусть ложным (но, к сожалению, толпам
Так ничего не докажешь – распятий не хватит),
                правда?..


Рецензии