Вагнер

ВАГНЕР РИХАРД   
(22 мая 1813 г. – 13 февраля 1883 г.)
    
Немецкий композитор, драматург (автор либретто своих опер), философ.
Вагнер оказал значительное влияние на европейскую культуру рубежа веков, особенно на модернизм.
   
Философскую концепцию Вагнера можно определить как музыкальный мистицизм. С годами внимание к мистической стороне искусства постоянно возрастало. Своеобразная «утопия искусства» была написана композитором в статье «Искусство и революция». И до и после Вагнер не раз будет обращаться к вопросу о месте художника в современном ему обществе, но в этой статье композитор высказался о своих представлениях об идеальном устройстве, о месте искусства в будущей мировой гармонии. Революция, считал Вагнер, будет освещена искусством, которое придаст ей и созданному ей человеку подлинную красоту…
    
 Философия Вагнера непосредственно сосредоточена в его музыкальных произведениях, что позволяет назвать её мистическим символизмом. Ключевым для понимания концепции Вагнера является тетралогия «Кольцо Нибелунга» (из 4 опер : «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов») и опера «Тристан и Изольда».
    
Композитор писал «Кольцо…» 20 лет с перерывами. В очередной раз работа была прервана. Став свидетелем кризиса революционного движения, Вагнер отошёл от первоначального замысла, увлёкся философией А.Шопенгауэра, повлиявшего и на концепцию следующей оперы «Тристан и Изольда». В «Кольце» в полной мере отразилось увлечение идеями Шопенгауэра. Но Вагнер, в отличии от А. Шопенгауэра, полагает возможным мир, в котором люди уже не будут жить во имя постоянной погони за золотом, которая вагнеровской мифологией и символизирует мировую волю. О новом мире ничего точно неизвестно, однако, в его наступлении после всемирной катастрофы сомнений нет.
      
Тема мировой катастрофы очень важна для онтологии «Кольца», и, по всей видимости, является новым переосмыслением революции, которая понимается не как изменение общественного строя, а космологическое действо, изменяющее самую суть мироздания.
      
 Вагнер считал, что необходимо создавать новую музыкальную драму, на основе мифов, воплощающую все искусства. Оркестр у Вагнера подобен античному хору, который комментирует происходящее и передаёт смысл.
С точки зрения Вагнера ведущую роль в драме играет не голос, а оркестр.      Эта тенденция Вагнера современным музыкальным миром принята и одобрена. 


ВАГНЕР

В* воззрениях – философ, в звуках – мистик;
А*льтернативны оперы его…
Г*армонию искал вне старых истин –
Н*есовершенный мир  не для него!
Е*го мир – где свобода звука, чувства…
Р*омантик верил в торжество искусства.
11 сентября 2009 г.


Рецензии
Очень очень сильно, красиво ! Просто здорово !!

Владимир Лоскутов 5   03.04.2019 20:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.