К юбилею Н. Г. Бекетовой. Роман в стихах, где...

РОМАН В СТИХАХ,
                ГДЕ ВСЁ О ШКОЛЕ
                И О НАДЕЖДИНОЙ
                В НЕЙ РОЛИ
                (На Юбилей Н.Г.Бекетовой
  ПРЕДИСЛОВИЕ

Не мысля гордый свет забавить,
А Юбиляра возлюбя,
Решили школу мы прославить,
Лишь чтоб порадовать тебя.

Так Юбиляр наш пожелал,
А нам закон – хозяйки воля.
Итак, о школе и о роли,
Которую он в ней сыграл.

Связь роковая налицо.
Как там про «братьев-близнецов»?
Мол, завуч – это лицо БОШ.
Мол, это же одно и то ж.

Ту связь и Пушкин наш заметил:
- То в высшем суждено совете!



           Глава 1.
      Высший совет.

Бог:  На высшем на моём совете
         Тебе пал жребий, дочь моя
         Продлить династию на свете.
Надя: То воля неба. Я твоя.

Вот так в учительском семействе
Известное рожденья действо
Произошло. Росла на воле
При папе, маме и…при школе

Без всяких там месье, мадам
Ты   в Конецгорье проживала.
Потом семья переезжала
В Березник. Школа есть и там.

Фортуна управляла, зная:
Через дорогу - «Основная»


         Лирическое
        Отступление

                Хронологическим порядком
                Вы нам позвольте пренебречь.
                И, заглянув вперёд украдкой,
                На свет такой вот факт извлечь.

Безликой школа многи лета:
Без гимна, без герба, «Планеты»,
Без всех сегодняшних затей -
Была. Всё просто было в ней.

Жила в те поры Основная,
Лишь на Надежду уповая:
Товарищ, верь! Всё в высшей власти.
Вот подрастёт всем нам на счастье,

И Пахмутову в оборот
Она в соавторы возьмёт –
И оживёт Планета-дом,
И Гимн мы школьный запоём!

Лирическое отступление
Предложено как раз для пенья.



        Глава 2. О песнях

И «Школьный гимн», Гимн «Эрудита»,
И Гимн гостиной при свечах…
Традиции все не забыты –
Запела школа наша! Ах!

Запела! Это лишь полдела.
Хотя как раз наоборот:
Лишь миг, когда душа поёт,
И есть ведь жизнь. Душа - запела!!!

И «Предзастольную», «Застольную»,
В честь Саши «Вернись, Саш!»,
И забастовочную вольную… -
Весь песенный тираж,

Лишь дайте время, издадим –
Вот то-то свет мы удивим!

             * * *

         Глава 3. О генеалогии.

                Ну, что ж,
                продолжим дальше путь?

В ту школу, что через дорогу,
Пошла учиться. В этом суть.
И всё учила, слава Богу,
Не что-нибудь и как-нибудь.

Была отличницей, артисткой,
Певицей, школьной активисткой,
Да плюс словесности печать –
Ямб от хорея отличать

Могла тогда уж. В нашей деве
Ум математика большой
С поэта пламенной душой
Как виртуозно в рода древе

Соединились, как в конфетке:
От Бога дар и дар от предков.


          Глава 4.
   Глава, в которой пойдёт сказ
   О роли завуча у нас.
   

Дано талантов ей от Бога
И от родителей так много
И песни петь, и сочинять,
Доклады на МО писать.

А не успеет, не опешит:
И без бумажки свой рассказ
Как по написанному чешет,
Да всё не в бровь, а прямо в глаз,

Всё в цель, всё в точку, в саму суть.
Знать, математик в ней не дремлет,
Во все вникая, всё объемлет,
Для всех коллег начертит путь

Она нам главный всем гарант,
Иметь чтоб президентский Гранд.

              * * *
   
              Письмо
     Валерия Михайловича
     Жукова Надежде

Я к Вам пишу. Чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Ну, что работаем мы в школе
Бок о бок лет уж этак …дцать,

Вы это знаете давно.
И Вам, конечно, всё равно,
Что голова моя и шея
Давно уж Ваши. Да Бог с нею,

С моей главой. Да при такой
Аналитической, большой
Да вкупе с чуткою душой -
Мне обеспечен уж покой.
 
Надежда, Вы мой заместитель,
Корректор, компас и курсор,
Мой мозг, мой гид-путеводитель,
Мой друг и пламенный мотор.

Но мысль ужасная всё точит:
Куда она податься хочет?
РОНО ей голову вскружило,
Как бы лыжню не навострила.

Я говорю: не верь ты им,
Тебе без школы будет скучно,
Мы все с тобой так простодушны,
Хотя ничем и не блестим.

Я знаю, путь мой так отмерен:
Чтоб дальше длилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с Вами днём увижусь я.

Вас нет - и чувствую беду я,
Без Вас, Надежда, пропаду я!
Вы в школе – и кипят в ней вновь
И жизнь, и слёзы, и любовь

И вновь МО, вновь педсоветы…
Там опыт лихо обобщит,
Поддержит тех, тех наградит,
И сил придаст на многи Леты.

Ну, одним словом, всё как прежде,
Надежда в школе - мне надежда!

               * * * 
         Глава 5. О хоре

Надежда – цельный человек
И трудоголик. Так живёт,
Что короток ей даже век,
И вечно времени цейтнот.

Но всё ж и ей дано попасть
В плен музыки. И увертюра,
Либретто, форте, партитура –
Всех непонятных слов напасть

Ей слаще мёда. Ей та сласть,
Одна, но пламенная страсть,
Которая уж столько лет
В районный хор ей свет и след

В Академический. И здесь ей
В согласном ладе голосов
Не замечается часов,
Душе приходит равновесье.

Ей музыка – един кумир,
Что красотой спасает мир!

             * * *

          Глава 6. О сценариях.

Вот три училки под окном,
Свалив сценарии в телегу,
Собрались на МО тайком,
Чтоб обобщить опыт коллеги

И, потрясая сей талмуд,
Одна сказала:
- Экий труд
Здесь неподъёмный мужику!
Какую надобно башку

Иметь?! Я не готова
На подвиг сей.
 Другая:

- Что вы!?
А дом? Обед? Моя семья?
Ведь женщина же всё же я!»

Со вздохом третья им в ответ:
-Хошь и могу писать кабыть,
 Трудоголизьма во мне нет-
Энциклопедией не слыть.

Надеждины труды листали
И, восхищаясь, вспоминали:

             * * *
- Как рано ей дано всё знать,
Шутя сценарии писать:
Уроки Мужества,  Парады,
Марш делегаций, и Эстраду,

И Дни Планеты школы БОШ,
И песни Муз античных, в зале
Что нам гекзаметром певали…
Подобное уж где найдёшь?

Турнира Рыцарей арена,
Березниковские  Джентльмены,
И Школы славный Юбилей -
По силе всё бывало ей.

С методкопилкой этой БОШ
Теперь уж нашу не убьёшь!

                * * *
«Герой без галстука», «Итоги»
И Выпускные вечера –
На всякий вкус, пусть самый строгий,
Всё проходило «на ура!»

«Про наш Архангельский про край»,
«Березник – ты наша столица» -
Про всё в сценариях читают
И вспоминают они в лицах:

- В «Коробках передач» Каркушу
Играли мы, Сову и Хрюшу,
А Шергина ты помнишь? С вами
Как с золочеными-то лбами…

                * * *

И вспоминают, вспоминают…
Сценариям конца всё нет.
Страницы прошлого листают:
Дни акций, праздников, побед,

Агитбригаду, забастовки,
И «Азбуки» слог детски-ловкий,
И Юбилеи всех друзей,
Родных коллег-учителей…

Горды и верят: адский труд
И дум высокое стремленье
Для всех грядущих поколений
Не пропадут! Их издадут!

Труд, столь объемен, так хорош,
Что стал уж достояньем БОШ!
      
            * * *


          Ещё одно
 лирическое отступление


Не спится, Надя? Проходили.
Знакомо. Что же, пятьдесят-
Года-богатство,  рад-не рад.
Мы  тоже ели, пели, пили…

Сидели в кресле юбилейном
И принимали дань и честь –
Собранье пёстрых глав елейных,
Итоги жизни перечесть

Старались где друзья, родные,
От щедрости души хмельные.
Старались всё не как-нибудь -
От широты души блеснуть!

А юбиляр дышал едва,
От слов кружилась голова!
В зобу дыханье сладко спёрло! -
Воспоминанья!!! Как попёрло:

Вот снова школа, няня, Света.
Но через многие уж лета
Иные няня и Светлана
А впрочем, дальше без обмана.

               * * *
      
  (Няня Бекетова и Светлана Амосова)
- Не спится, няня, как тоскливо!
Ох, тяжела судьба моя!

- С прической снова некрасивой,
Вновь макияж не навела,
И в блузке хоть, кажись, и новой,
Но всё ж, дитя, ты нездорова.
Господь, помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси.
Дай, напою тебя водою
Ты вся горишь…

- Я не больна
Ах, няня, я же ни хрена
Не смыслю в конкурсе, в уроке
Открытом. Ты представь, опять
Галопом, в сжатые мне сроки
«Учитель года» защищать
От нашей школы честь досталась.
Ты помоги мне, няня, малость,
Поднакидай ты мне сценарий:
Я, вишь, ведь снова не в ударе.

Неужто, няня, в ваши лета
Мученье тоже было это?!

- И, полно, Света, в наши лета
Бывало и не только это
Что там банальные уроки?!
Мне приходилось в сжаты сроки
Писать отчёт на миллион,
А это не простой вам звон
А что «Солдатская эстрада»,
Концерты, «Акции…», «Парады…»,
Так это, как орешки щёлкать,
Могу я, право, без умолку.
Была маэстро и поэтом,
Певицей перед высшим светом
Искусство нашего района
В Москве пришлось вот прославлять.
А уж за честь  БОШ по закону
Я грудью лягу, твою мать!
Да я…. да чёртовы законы…
Не будь они, я б миллионы
Для школы для своей родной
Зубами – что там головой-
Зубами выгрызла б, достала,
Не ела б, не пила – писала,
Что там отчёт, - «Войну и мир»,
Лишь бы маячил ориентир!!!
А тут «Учитель года»… На,
Сценарий, Света. Ну-ка, встань-ка
Я ль своим деточкам не нянька?
И не валяй ты дурака.
Да  в нашей школе я пока
Живу…

                Моя  Светлана
Да перед образцом таким
Смутилась:
- Да Бог с ним,
С уроком, с конкурсом моим...
Да мы за Вас…, для Вас… дай срок,
Преподнесём такой урок!

И сердцем далеко носилась
Светлана, глядя на луну.
Вдруг мысль в уме её родилась:

- Поди, оставь меня одну.
Дай, няня, мне перо, бумагу
Да стол подвинь. Я уж не лягу.
Иди.

       И вот она одна.
Всё тихо. Светит ей луна.
Облокотясь, Светлана пишет
При вдохновительной луне.
Теперь вот и в её уме
Всё творческим порывом дышит.
Пример достойный всем нам впредь -
Служить как школе честь иметь!.




     Глава 7. Об учениках

О школе речь. Руководитель
Так важен. Всё ведь с головы.
Ты нам заслуженно Учитель.
Учениками все на Вы

Мы к Вам. Однако нынче здесь
Свидетели таланта есть,
Кто в классе Вас и у доски
Знал. Вот выпускники

Сюда в честь праздника такого,
Чтоб засвидетельствовать здесь
Признанье и отдать вам честь,
Пришли. Сейчас им слово.

И аксиомы нету краше:
В учениках ведь слава наша.
 
              * * *         

Твои питомцы уж по свету
Все разлетелись, и глава
Седьмая –  только лишь куплеты,
Как и в «Онегине»: слова,

Отрывки, только лишь приветы
С различных дальних уголков
От бывших всех учеников:

- Что? Да.  Испания? Коррида?
Ах, Ян Невзоров? Будет гидом?
Что? Поздравление? Кто летит?
А-а, приглашает! Ждёт в Мадрид?

Америка? Да, слышу, Юля.
Мазаева? Спасибо, Юля!

Архангельск? Кто? Ах, Бог ты мой?
Полгорода?... Да. Он родной.

Вас обожают, уважают,
Вас все сердечно поздравляют

Все помнят Вас. Вы всем желанны.
Вас любят, ждут, и следом вот
Уж Новосельцева Татьяна,
Сестра родная, слова ждёт.

                * * *

      Глава 8. Высший свет
            Об ООРА
               
Вот так росла она, росла,
(Естественный итог побед),
И  школу уж переросла,
И вышла Надя в высший свет.

В РОНО, то бишь теперь В ООРу,
Сказали:
               - Лучше подобру
Сдавайте нам часа на три…
И тут ори иль не ори.

Сказали:
               - Мозг сей напрокат
Берём пока.
                И, рад не рад,
Валерь Михалыч уступил.
Его никто и не спросил.

Мол, горизонты… Мол, права…
Мол, власть, она всегда права.

               * * *

И вот теперь методотдел
В РОНО вдруг ожил, закипел
За двадцать безголосых лет
Вновь Августовский педсовет

Заговорил. Все обомлели.
Все о таком давно забыли.
Мы друг на друга посмотрели
Нас поддержали, наградили

В районе создан вновь ликбез,
Взят курс довольно-таки строгий -
То свет новейших технологий,
Чтоб в школах двигался прогресс

А мы подопытные. Что ж,
Проходит всё на базе БОШ

Но терпим. Будем вместе с ней
Мы впереди планеты всей.

          * * *   
      
       Глава Юбилейная
         поздравительная. 

И незаметно вновь в итоге
Мы «ты» на «Вы» к Вам заменяем.
Ты - друг нам. Вы - наш завуч строгий.
Мы глубоко Вас уважаем.

На Вашем славном Юбилее
Онегинской строфой своею
Корявой мы,  друзья, о школе
Всё речь вели. Чего же боле?

Но право, то одно и то же:
Вам в школе - первые все роли!
Бог в помощь! И храни Вас, Боже,
В судьбе, в семье и… в нашей школе!

И повторяем мы, как прежде,
Одно желанье вновь и вновь:
Будь счастлива! Удач, Надежда! 
Ты наша вера и любовь!!!


Рецензии