Несмело, ненавязчиво, негромко
(Пока ещё на воле свет резвится,
Подтягиваясь к горизонта кромке)
Крадётся тишина к дневным границам.
Присела Ночь у краешка дороги -
Робка, как будто в чём-то виновата.
Глядит, как вечер кланяется в ноги
Божественно прекрасному закату.
Она задумчиво листает время
В таинственном для мира фолианте,
Где есть причины лунному затменью,
И нет ни обещаний, ни гарантий...
А только миг, наитье и свобода
От взглядов пристальных и любопытства,
По сути безразличного народа,
Но в суете нашедшего единство.
И в ожиданье срока дозволений
Войти хозяйкою в подлунный хаос,
Она, прикрыв туманами колени,
Неспешно и спокойно наряжалась.
Надела платье чёрного атласа,
Украсив косы диадемой звёздной.
Примерив месяц в облачную вазу,
Ветрам для сева выдала борозды,
И каждому по пригоршне волшебных
И удивительнейших сновидений...
И в ореоле теплоты душевной
Вошла царицей тайных откровений.
08.09.2009
Краткий анализ стихотворения
Заголовок: отсутствует (можно предложить: «Приход Ночи» или «Ночная симфония»).
Тема: поэтическое изображение наступления ночи, её постепенного прихода и «преображения» в полноправную хозяйку мира.
Основная мысль: ночь — это особое, таинственное время, свободное от суеты дня, наполненное магией, свободой и сокровенными откровениями; её приход — неспешный, изящный ритуал.
Стиль речи: художественный (поэтический), с ярко выраженной образностью и эмоциональностью.
Тип речи: описание с элементами повествования (поэтапно рисуется картина наступления ночи).
Композиция:
Зачин (1;е четверостишие): робкое появление тишины и ночи на фоне уходящего дня.
Развитие (2–4;е четверостишия): Ночь «оживает», созерцает закат, «листает время», готовится к вступлению в свои права.
Кульминация (5–6;е четверостишия): Ночь наряжается, раздаёт сновидения, обретает царственный облик.
Развязка/финал (последнее четверостишие): Ночь вступает в свои права как «царица тайных откровений».
Средства связи предложений:
лексические повторы («Ночь», «она»);
местоимения («она», «их»);
синтаксический параллелизм и анафора (повторяющиеся конструкции, задающие ритм);
семантические связи (образы тьмы, тишины, звёзд, луны, сновидений).
Средства выразительности:
олицетворение («крадётся тишина», «Присела Ночь», «вечер кланяется», «Ночь листает время»);
эпитеты («божественно прекрасный закат», «таинственный фолиант», «волшебные сновидения», «чёрного атласа»);
метафоры («листает время в фолианте», «диадема звёздная», «облачная ваза», «пригоршня сновидений»);
сравнения («робка, как будто в чём;то виновата»);
перифраз («подлунный хаос» — мир под луной);
инверсия («крадётся тишина к дневным границам», «глядит, как вечер кланяется в ноги»);
градация (постепенное нарастание образа Ночи от робкой гостьи до царицы).
Ключевые микротемы:
наступление тишины и ночи;
созерцание заката;
«чтение» и управление временем;
подготовка Ночи к вступлению в права;
преображение и царственное вступление Ночи.
Общая атмосфера: таинственная, умиротворённая, поэтически возвышенная; преобладает мотив тихой магии и сокровенной красоты ночного времени.
Свидетельство о публикации №109090802693