Поэтический календарь К. Сергиенко. Конец лета

ПРЕДЧУВСТВИЕ ОСЕНИ

…Итак, лето закончилось. И хотя прогнозы обещают нам не осеннее тепло, а лето в последние годы утомляет изнурительной жарой, все же, немного грустно. И хочется окунуться в ностальгические воспоминания, когда последний месяц лета все еще был летом, но при этом уже неуловимо проявлялся дух приближающейся осени — в постепенно удлиняющихся тенях, в дуновении прохладного ветерка, в томительном запахе прелой травы.

Как вы, надеюсь, помните, наш поэтический календарь мы открыли в начале лета, а в основу его легла история, рассказанная писателем Константином Сергиенко. И хотя повесть «Дни поздней осени» написана им более четверти века назад, трогательная романтическая любовь девочки-подростка к таинственному незнакомцу, зародившаяся в летнем интерьере заброшенной дачи и в окружении пушкинских героев, не оставляет равнодушными и сердца сегодняшних читателей.

Можно сказать, что настоящим украшением прозы Константина Сергиенко являются стихи таинственного персонажа — молодого незнакомца, который и создал своеобразный поэтический календарь. Вот, к примеру, удивительный портрет августа, представленный им в образе... яблока.

О, яблоко!
Ты круглая свеча,
ты шар садовника,
ты бомба лета!
Ты клубень золотистого сонета,
ты вырастаешь дважды сгоряча
на белоснежном дереве мадонны.
О, яблоко!
Аквариум бездонный!

В тебе, склоняясь над листом бумаги,
поэт рисует тонкие зигзаги
и лаковое зернышко грызет.
Он, маленький, живет как повезет
и выйти в сад не чувствует отваги.

Находят соки круглые пути,
янтарный свет расходится шарами,
и сердцевина мятными парами
стихам подсказывает, как взойти.

Виси на веточке, округлый дом!
Поэзии тугая батисфера.
Твой час настанет, перельется мера,
и Осени откроется Содом.

Печальный ветер пролетит над садом,
костры прощанья вспыхнут до небес,
и наша жизнь, готовясь к снегопадам,
отправится искать берлогу в лес.

Застынет яблоко. Но в сумраке его
поэт засветит тонкую лучину
и тихо нам поведает причину:
«Зима пришла, лишая мир всего...».

Этот поэтический образ мира как яблока, и яблока как воплощения поэзии, надеюсь, если и навеял вам грустные мысли, то они сродни пушкинской «светлой печали». И герой повести Константина Сергиенко, как бы в подкрепление этой ассоциации, накануне осени подарил своей возлюбленной прекрасное признание в любви — в форме стихов в прозе, когда речь течет плавно, а образы как бы нанизываются один на другой, создавая в результате удивительный по красоте и завершенности образ-предчувствие грядущей осени в природе. И в то же время это — предугадывание развития романтических отношений двух влюбленных на фоне многоцветья осени.

 Эта неделя  с е р е б р я н а я. Смотри, даже на яблоках серебристый налет. Лунный свет особенно серебряный, и звезды сделаны из серебра. Если ты выйдешь ночью и скажешь что-нибудь в глубину сада, отзвук будет мерцающий, серебристый. В голосе твоем есть серебро, особенно когда смеешься. У тебя нежный и мелодичный смех, тебе так к лицу улыбка. На эту неделю тебе пошли бы серебряные туфельки и платье серого перламутра. И отношенья у нас серебряные, не раскаленные до страстей.
Эта неделя  с е р е б р я н а я.

Но будет еще  з о л о т а я. До нее не так много времени. Сначала золото проникнет в природу. Луна потеряет свой ясный свет и превратится в золотой доспех кондотьера. Потом и лес вспомнит, что он не так уж беден. Воздух перестанет быть легким и чистым, в нем появится запах утраты, небо пронижут желтые дымы костров. И у нас будет золотая неделя. Каждый взгляд, каждый вздох, каждое слово прибавят в цене и в весе. В твоем смехе появится густой золотой осадок. Ты будешь дарить мне янтарные яблоки, твои движения станут медленными, томными, и ты наденешь шафрановое платье. Я буду любить тебя сильно, еще сильней оттого, что в конце золотой недели ты сделаешь мне прощальный знак, и начнется неделя             м е д н а я, пора засыпанья природы, пора засыпания чувств. И будет еще неделя          п л а т и н ы: серые мерзлые дни, когда все самое дорогое выглядит серым, спит под слоем снегов, и даже рука, касаясь руки, думает, что это просто ледышка...

Такое вот поэтическое предчувствие еще далекой осени и следующей за ней зимы, — как в природе, так и в человеческих отношениях. Однако, не хочется заканчивать программу на минорной ноте, и мы обратимся еще к одному посвящению возлюбленной героя повести Константина Сергиенко «Дни поздней осени», — которое тоже, впрочем, не совсем обычное для признания в любви. По сюжету, написано оно в одну из августовских ночей, когда небо пестрит звездопадами, но герой с романтической душой представил обратный процесс — как душа, превращаясь в звезду, уходит в небо. Поэзия тем и ценна, что ее образы и ассоциации — неисчерпаемы и разнообразны. Итак:

Звезду я увидел, звезду,
в окне над своей головою,
а темень укрыта в саду,
а сад перепутан листвою.
Но если сегодня душа
далеким истерзана светом
и если глаза не спеша
лицо покидают при этом,
звезду я увижу, звезду,
пятно не совсем голубое,
я тихо расстанусь с собою
и в теплое небо уйду.

Желаю и вам умения видеть необычное в привычном и способности путешествовать в пространстве и во времени, которым можно научиться, настраивая свою душу на созвучие с поэтическим словом. Хорошего вам настроения и творческого вдохновения.

2007

Иллюстрация: Ольга Новик, живопись.


Рецензии