Паганини акропортрет

НИККОЛО    ПАГАНИНИ
ГЕНИЙ  «НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО АНГЕЛ ОН ИЛИ ДЕМОН»
(27 октября 1782 г. – 27 мая 1840 г.)

                Великих не страшусь,
                униженных не презираю!
                Н. ПАГАНИНИ

Выдающийся итальянский композитор, скрипач-виртуоз, кавалер, барон.
Никто из скрипачей не обладал такой популярностью, ни о ком не писали столько книг, как о маэстро Паганини. Для современников он оказался загадкой,  феноменом. Одни считали его гением, другие видели
в нём дьявольское дарование, которое зачаровывало публику.

В отчёте об одном из концертов Паганини «Всеобщая театральная газета» писала: «…во всех сферах деятельности человеческого духа время от времени появляются люди, творчество которых создаёт новую эпоху. Этих людей мы называем гениями. И таким человеком в самом высоком смысле этого слова является Паганини….Он обращается с инструментом своим собственным методом, что помогает ему достичь того выражения, которое не доступно другим скрипачам высокого ранга…Его руки оказались более подвижными, чем движения человеческого голоса, а голос его скрипки был таким прекрасным, с такой чистотой интонации, что проникал в каждое сердце. Он производил поистине магическое впечатление…»

Имя Паганини ещё при жизни было овеяно легендами, да и сама романтическая личность маэстро окружена была ореолом таинственности, мистики и демонизма.  Генуэзские газеты  называли маэстро гением, «независимо от того, ангел он или демон», и Роберт Шуман говорил: «Под его руками самые сухие упражнения пламенны, как пророчества пифии», а Людвиг Берне так писал о Паганини: «У него самый мефистофельский облик в мире, такой, что при виде его одна дама не смогла сдержать крика ужаса. Мадам спросила другого знакомого композитора, что он думает о Паганини. Тот ответил: «Ах, мадам, это чудесно, непостижимо, не говорите мне о нём, потому, что есть от чего сойти с ума»».

Как композитор,  маэстро Паганини породил целое течение в романтическом искусстве первой половины 19 века; его инструментальные новации послужили примером для Берлиоза и Листа в реформе оркестровой и фортепианной музыки; его каприсами восхищался Шуман, создавший их фортепианные транскрипции, Паганини оказал существенное влияние на творчество Россини, Мейербера, Шопена, Листа; Брамсу принадлежат фортепианные вариации на тему его 24-го каприса, а в прошлом веке  «Рапсодию» на тему этого же каприса написал Рахманинов. Паганини ввёл такие открытия и находки в технике игры на смычковых инструментах, которыми воспользовались не только его современники, но и композиторы наших дней.

Сочинения Паганини более 200 лет не сходят с концертных площадок, пленяя ярким инструментализмом, живостью образов, выразительностью и непреходящей свежестью мелодий.  Им восхищались коллеги: «Вы не музыкант, вы – музыка!». А Бальзак сказал: «Паганини – Наполеон жанра!»

Правда, завистники  у гениального маэстро Паганини были во все времена, и  сегодня можно услышать, что Паганини велик только как исполнитель, но слава и бессмертие великого маэстро свидетельствуют о том, что Паганини был и остаётся выдающимся композитором, а манера  его игры непостижима.  Паганини объяснял  воздействие своих музыкальных произведений на слушателей просто: «Нужно сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать других».  Паганини всегда оставался страстной и пылкой натурой и на каждом новом концерте  он целиком отдавал  себя  музыке для  слушателей. В маэстро возникала и рвалась наружу энергия,  и пафос его души проявлялся  струнами скрипки в неслыханных  до селе звучаниях.

В истории инструментального исполнительства Паганини небывало поднял престиж артиста и определил его новую общественную функцию: вывел скрипку из аристократических салонов и церкви на широкие подмостки больших концертных залов и оперных театров.

Паганини много концертировал, концертные турне в Австрии, Германии сопровождались невиданным триумфом. Виднейшие музыканты мира в восторге от маэстро. Но вместе со славой за ним ползут легенды и даже грязные вымыслы (мол, он – злодей, продал душу дьяволу, чтобы так божественно сочинять и неподражаемо играть).  Зная людей, Н.Паганини  пророчески утверждал: «Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным мстят». Респектабельная публика в ужасе от вымыслов  о маэстро Паганини, но всё же приходит на концерты и покоряется его волшебной игре. Он увлекает всех силой страсти, драматизмом исполнения, бесконечным разнообразием красок, «его инструмент по истине говорит, стонет, подражает грозе, безмолвию ночи, птицам, спускающимся с небес …во всём – поэзия»:

Зал полон. В шумном нетерпеньи
Томится публика.  « Ма-эс-тро!», –
Раздался возглас будто пенье,
И люди все затихли в креслах.
Походкой быстрой Паганини
Без долгих, нудных представлений
На сцену молча вышел: ныне
Играет здесь Великий Гений!
Поклон пришедшим и улыбка.
И, расточительный на чувства,
Он, взяв в объятья чудо-скрипку,
Смычком поверг зал в море буйства.
Таков Никколо! Звуки страсти
От скрипки мастера Гварнери
Как будто рвали всех на части,
Как обезумевшие звери…
Смычка последний взлёт…Казалось,
Маэстро выжат, обескровлен…
А знатоки кричат из зала:
«Ах, Паганини  бесподобен!
Маэстро – бис! Маэстро – браво!».
Поднялся шквал рукоплесканий...
«Он, видно, знается с Лукавым,
Коль в страстных звуках – боль страданий!», –
Своё высказывали мненье
Завистники, дослушав звуки,
Высот,  не зная вдохновенья,
Томленья не изведав муки.

 Композитор Бланджини вспоминал об исполнительском искусстве маэстро Паганини: «Никто никогда не смел даже мечтать о том, что можно наяву услышать нечто подобное. Когда смотришь на него, слушаешь его, невольно плачешь или смеёшься, невольно думаешь о чём-то сверхчеловеческом. С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок».

В феврале 1831 г. Паганини едет в Париж. Французская столица только что пережила революцию, эпидемию холеры. «Но даже ужас, вызванный этим смертоносным бичом, не смог удержать порыва любопытства, а затем и восторга, повергнув толпу к ногам Паганини», – пишет Берлиоз.

Известен такой фрагмент из жизни маэстро: Паганини посвятил княгине Элизе музыкальную «Любовную серенаду», специально написанную для двух струн («ми», «ля»), другие струны перед игрой снимались со скрипки. Сочинение произвело фурор. Но княгиня (в шутку или в серьёз?) потребовала от Паганини музыкальное произведение только для одной струны, быть может, чтобы урезонить пыл Паганини. Но не тут то было! «Я принял вызов, – говорил Паганини, – и спустя несколько недель написал военную сонату «Наполеон» для струны «соль», которую исполнил на придворном концерте 25 августа». Успех превзошёл все самые смелые ожидания.

Как жизнелюбивый человек, Паганини  был мастером розыгрышей, шутником. Современникам запомнились многие  его  шутки.
 Вот одна из них:
Однажды, Паганини опаздывал на концерт и нанял извозчика, чтобы добраться до театра. Извозчик оказался любителем скрипичной музыки и узнал великого маэстро, а, узнав, запросил с него плату в 10 раз превышающую обычную.
 – Десять франков? – удивился Паганини – Вы шутите?!
 – Вовсе нет, – ответил извозчик, – возьмёте же вы по 10 франков с каждого, кто будет слушать сегодня в концерте вашу игру всего на одной струне?!
 – Хорошо, я заплачу вам 10 франков, – согласился Паганини, – но только в том случае, если вы довезёте меня до театра на одном колесе!

До 52 лет маэстро Паганини ведёт скитальческую жизнь, разъезжая по городам Европы с концертами, расплачиваясь своим здоровьем. На 52 году он прекращает концерты…
Последние 5 месяцев Паганини не мог выйти из помещения, болели ноги; он оказался настолько истощён, что не мог взять смычок в руку, скрипка лежала рядом, и он перебирал её струны пальцами. Скончался маэстро Паганини в Ницце.
Н.Паганини прожил 57 лет и почти все эти годы он провёл без отдыха и покоя. Но  прошло ещё 56 лет прежде, чем забальзамированное тело композитора, скрипача-виртуоза было разрешено захоронить, сбылось пророчество маэстро: «…гениальным мстят».
 
Свою скрипку (мастера Гварнери дель  Джезу) маэстро Паганини завещал  родному городу Генуя, где она и находится. Эту скрипку величают «вдовой Паганини», и время от времени её извлекают из витрины и на ней играет самый выдающийся из скрипачей мира.

Мятежный дух гениального музыканта и композитора живёт в его творениях, до сих пор влекущих к себе неизъяснимым  очарованьем щедрых на чувства мелодий.
«…Его гений, не знавший ни учителей, – так говорил  Ференс Лист, –   
ни равных себе, оказался столь великим, что не мог иметь даже подражателей. По его следу не сможет пройти никто и никогда. И я решительно утверждаю: второго Паганини не будет. Такое сочетание колоссального таланта и особых обстоятельств жизни, которые вознесли его на самую вершину славы, – это единственный случай в истории искусства…Он был велик».               

ПАГАНИНИ


П*лакала скрипка, но только в руках,
А*лчущих страстность извергнуть из струн…
«Г*ений Никколо!» «Божественно как!»,
А* меж собою шептались: «Колдун…
Н*и сочинить, ни сыграть нам как он,
И*скус и только….Вот, Демон!» «Вполне…»
«Н*о, может, в скрипке секрет заключён?»
«И*стинный Бог! Он играл на струне!!»
20 июня 2009 г.

               


Рецензии
Книга "Никколо Паганини" была прочитана мной в пятом классе.Столько чувств вызвало описание автором его жизни. Великий мастер-скрипач! Спасибо Вам. Вы тоже мастер в своём деле. Творческих успехов в новом, 2020, году!

Виктор Павлович Захарченко   09.01.2020 17:06     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.