Анонс конкурса Марсианские хроники. Новый эпос

                В космосе ничего не пропадает.
                Станислав Лем


                Жить на такой планете - только терять время.
                И. Ильф (запис. книжки)


(оформление: картина Джорджа Грие)



         Дамы и господа сочинители!
Сегодня как раз тот день, когда лучше всего начинать осенний сезон конкурсов.
Так, во всяком случае, утверждает один мой знакомый оракул из созвездия Тельца.
__

               
Искусство позволяет человеку путешествовать по разным, иногда необъяснимо удалённым друг от друга, мирам. Не надо строить фотонную ракету, чтобы вечерком поужинать в обществе инопланетных братьев по разуму. Достаточно погрузиться в чтение книги какого-нибудь писателя-фантаста или самому придумать новую цивилизацию.
         
Многие пишут стихи, не задумываясь о том, как называется жанр, в котором они творят. Да это и не к чему. Ведь качество текста никак не зависит от принадлежности к тому или иному течению.
         
Сегодня я предлагаю вам проверить,
нет ли у вас стихов, которые можно было бы отнести к так называемому «новому эпосу».
__

 
В феврале 2008 поэт Фёдор Сваровский выступил с докладом,
посвящённым осмыслению нового феномена.
 
  Вот коротко его основные признаки:
    1. Тексты похожи на фрагменты киносценариев, наброски романов, куски диалогов из фильмов.
    2. Автор не отождествляет себя с героем, никак не оценивает и не анализирует его поведение, а просто выхватывает кусок чужой жизни, который вдруг обретает особую значимость.
    3. Реальность описываемых событий не имеет никакого значения. Поэтому действие «новоэпического» произведения разворачивается не только в прошлом, но и в будущем, в космосе, во сне, в бреду — в любой естественной или неестественной среде.
    4. Текст может восприниматься только целиком, отдельные строки не представляют художественного значения.
    5. Произведение является кусочком какой-то длинной истории, которая остаётся за кадром. Для автора важно сыграть этим контекстом так, чтобы вовлечь читателя в огромный подразумеваемый мир.
    6. Новый эпос невозможен без героического. Оно и понятно - эпос есть эпос.
    7. Это - не литературное объединение, не жанр, не творческий метод. Это тенденция, определенная форма отношения автора и текста.
 
К "новым эпикам" себя причисляют Федор Сваровский, Леонид Шваб и Арсений Ровинский.
Их стихи вы можете найти в Ссылках на другие ресурсы на нашей странице. На самом деле следы этого направления наблюдаются в творчестве очень многих авторов. Сваровский в докладе говорил, что всякий уважающий себя поэт до некоторой степени "новый эпик". 
               
В качестве примера предлагаю его стихотворение:
 
ПЕСНЯ О КАПИТАНЕ МОРАЛЕСЕ

эта песня о капитане Моралесе
он человек непростой
закончил академию
дворянин
в детстве — собственный конь
и в спальне горел камин
наизусть
цитирует Муллона и Де Пьетри
фуги Баха себе перед сном поет
пальцы узкие
голубые глаза
что ни попросишь всякому все дает
голос тонкий
и алкоголь не пьет
но видимо
не боится смерти

на кровавом берегу Параны
30 ноября
в черный для 18-й армии день земного календаря
собирает оставшихся симбионтов, полузверей, людей
запасную рубашку на полосы быстро рвет
завязывает как умеет раны
смотрит
как последний транспорт уходит почти пустой
но никуда не рвется
а остается
на выжженном берегу
уже отданном обезумевшему врагу
склоняясь над смертельно раненым клоном
говорит ему красным разбитым ртом:
не бойся
мой золотой

вот
вам песня о капитане Моралесе
и о том что смерти на свете нет
и что жизнь может выглядеть не только как тьма
или яркий свет
но и просто как берег
и покрывающая его трава
и нечто красное на зеленом ©
               
Ф. Сваровский
_____
 

               
 
Конкурс начнётся 1 сентября во вторник.
 
Просьба здесь стихов не размещать. Это – анонс.
 
Ведущий - Оскар Боэций


               КОНКУРС УЖЕ НАЧАЛСЯ:
              http://www.stihi.ru/2009/09/01/2074


Рецензии
В пропил пустого, в сущности, пространства
http://stihi.ru/2009/09/01/6769
Пренебрегая притяжением планетным,
Бельё на кафель космоса роняя,
На почве ночи, в кожаном каркасе:
Одна. Неотразима. Молодая.

Лениво щурятся, но хвост трубой (но хвост!)
Её потенциальные партнёры,
И нервные крестцы с таким упором
В планет гранит свою воткнули кость!

И дышат, дышат, дышат, в унисон,
Вращая глаз, пришпиленный к экрану,
Звук поцелуя выглядел бы странно,
И знак почти пощёчины на всём.

А ночь не прочь бы вычесть, но учесть
Членораздельных чисел очертанье
Не предназначено судьбой её. И только
* * * * *
Расплёскивая нетерпенья блёстки
Сухой пластмассовый скелет расчёски
Запястьями трещит по-стариковски
И голову ей вертит постоянно.

пс: В пропил пустого, в сущности, пространства
Проникнуть удаётся Насреддину,
Но это только путает картину,
Так как за ним не водится богатство.

Закончим рассуждений паутину:
Паук - ни афтар, а таварисчь в штацкам.
Равненье дураков - на середину.
А острякам - за плов не рассчитаться.

Верблюдядя   01.09.2009 23:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.