Ч. 2 Предисловие

 Часть  2
               
От  нахимовца  до  выпускника  ВВМКУ  им.  Фрунзе
         
   Постановление  о  создании  Нахимовского  военно-морского  Училища  на  500  воспитанников  подписал  И.В.Сталин  21  июня  1944  года.  Сталин  уже  предвидел,  что  исход  войны  с  фашистской  Германией  предрешён,  и  надо  готовить  будущих  защитников  Отечества.  С  другой  стороны,  Сталин  понимал,  сколько  сирот  оставила  война.  Вот  пример  на  все  времена  государственного  подхода  к  заботе  о  юном  поколении.  Своё  имя  Училище  получило  в  честь  выдающегося  русского  адмирала  Павла  Степановича  Нахимова.  Но  не  надо  нам  забывать,  что  у  истоков  создания  училища  стоял  народный  Комиссар  ВМФ  Николай  Герасимович  Кузнецов.  Воспитанники  Училища – это  дети,  и  слово  «воспитанник»  очень  точно  отражает  главную  цель  труда  воспитателей – воспитать  будущего  военного  моряка.
          Главное  здание  Училища  было  заложено  в  1903  году  в  честь  200 – летия  со  дня  основания  Столицы  Российского  Государства.  Вот  как  было  сказано  в  одном  из  документов  тех  времён – «В  такой  осязаемой  форме  должно  быть  здание,  чтобы  оно  вечно  было  на  виду  у  обывателей  Столицы,  которые,  при  взгляде  на  него,  невольно  мысленно  переносились  бы  к  славе  великого  Преобразователя  России.  Памятник  этот  должен  служить  не  только  украшением  города,  но  и  удовлетворять  одной  из  насущных  потребностей  Столицы.  Таким  памятником  Петру  Великому,  радевшему  о  просвещении  русского  народа,  должен  стать  народный  школьный  дом,  где  не  одна  сотня  подрастающего  поколения  будет  озаряться  светом  разума».
          В  конкурсе  проектов  победил  проект,  предложенный  молодым  архитектором  А.И. Дмитриевым.  Если  посмотреть  на  здание  со  стороны  Большой  Невки,   то  оно  напоминает  корабль,  идущий  под  всеми  парусами.  Над  убранством  здания  в  1903-1911 годах  трудились  известный  художник  и  искусствовед А.Н. Бенуа,  скульптор  В.В. Кузнецов,  художники  М.В. Добужинский  и  С.В. Чехонин,  и  академик  М.Б. Кустодиев.  Символично,  что  именно  это  здание было  определено  для  устройства  Нахимовского  Училища.  Автор  проекта,  А.И. Дмитриев,  ставший  к  тому  времени  академиком  архитектуры,  в  беседе  с  Наркомом  ВМФ  СССР  Н.Г. Кузнецовым,  заметил,  что  четыре  десятилетия  назад  никто  не  мог  и  предположить,  насколько  органично  идее  Училищного  Дома  Петра  Великого  будет  соответствовать  создаваемое  Нахимовское  Училище.
          Мы,  юные   мальчишки  послевоенного  поколения,  навсегда  запомнили  слова  марша  из  кинофильма  «Счастливого  плавания».  Хочется  привести  слова  припева –

Простор  голубой,
Земля  за кормой,
Гордо  реет  на  мачте
Флаг  Отчизны  родной!
      
     Тяжёлое,  но  прекрасное  и  честное  было  время,  когда  не  брали  взяток  за  поступление  в  Училище.  И  юные  нахимовцы  росли  мужественными  и  достойными  воспитанниками.  Сейчас  практически  решён  вопрос о переводе  Училища  в  Кронштадт.  Видимо,  кто-то  уже  присмотрел  историческое  здание  для  своего  офиса  и  своих  шлюх.  Молчит  госпожа-патриотка  В.И. Матвиенко,  молчит  напуганный  Сердюковым  Главком  ВМФ,  никто  не  пытается  протестовать  из-за  такого  кощунственного  подхода  к  русской  истории  и  истории  ВМФ.  Господин  Президент  Медведев,  посетивший  Нахимовское  Училище  27  января  2009  года,  пообещал  построить  корабли  для  будущих  выпускников  Училища. Ещё  он  пообещал  подарить  тренажёры  хорошие.  Помню,  Медведев  перед  этим  пообещал  подарить  тренажёры  для  крейсера  «Николай  Кузнецов».  Понятно,  коль  нет  кораблей,  пусть  мышцы  качают,  глядишь,  забудут,  что  власть  за  10  лет  загубила  Великий  Флот.  Но  все  будущему  подарку  рады,  даже  Матвиенко,   которая  из-за  спины  дарителя  смотрела  вполне  удовлетворённо. Глядишь,  ещё  лет  до  ста её  на  должности  Губернатора  оставят! Вот  такие  лукавые  воспитатели  и  дирижёры  стоят  у  кормила  власти.  Хочется  верить,  что  Всевышний  воздаст  этим  благодетелям  по  полной  мере – и  ретивым,  но  карманным  и  трусливым  адмиралам,  и  всем  кремлёвским  старателям. 
         Высшее  военно-морское  Училище  им.  М.В. Фрунзе  ведёт   своё  начало  от  Морского  Кадетского  Корпуса.  Об  истории  создания  Морского  Корпуса  сказано  достаточно  в  моих  предыдущих  книгах,  повторяться  не  хочу,  просто  остановлюсь  на  отношении  отдельных  наших  Императоров  к  Морскому  Корпусу.  Известно,  что  за  всю  более  чем  300-летнюю  историю,  из  Морского  Корпуса  было  выпущено  свыше  30  тысяч  морских  офицеров.  Практически  всех  их  отличала  верность  Долгу  и  Присяге,  храбрость  и  самоотверженность. 
         Вот  как  пишут  выпускники  Корпуса  о  времени  Императора  Павла  Первого  в  книге  «Колыбель  Флота!»,  изданной  в  Париже  в  1951  году,   морскими  офицерами 
по случаю  250-й  годовщины  со дня  создания  Корпуса.  «Царствование  Императора  Павла  Петровича  было  для Морского  Корпуса  одним  из  самых  счастливых  годов  его  существования.  В  знак  глубокой  признательности  к  щедротам  и  заботливости  Монарха,  вновь  устроенная  Корпусная  Церковь  была  освящена  во  имя  Святителя  Павла  Исповедника,  память  которого  Церковь  празднует  6-го  ноября, т.е.  в  день 
вступления  на  Престол  Государя  Павла  Петровича. Царственный  Генерал-Адмирал  был  милостив  и  ко  всему  Флоту,  но  Морской  Корпус,  в  особенности,  беспрерывно  получал  самые  лестные  знаки  его  внимания.  В  течение  частых  посещений  Государь  входил  во все  подробности  воспитания,  слушал  лекции  учителей,  спрашивал  учеников,  а  за  удовлетворительные ответы  воспитанника  нередко  производил  его  в  унтер-офицеры.  В  Музее  Корпуса  сохранились  восемь  моделей  полевых  орудий,  прекрасно  сделанных,  которыми  в  младенчестве  играл  Император».  Лучше  не  скажешь.  Как  говорится,  за  добро  выпускники  отплатили  добрым  словом.
          Император  Николай  Первый,  вступивший  на  Престол  ровно  через  100  лет  после  кончины  Великого  Основателя  Русского  Флота,  обратил  особое  внимание  на  Морской  Корпус.  В  общей  сложности,  за  своё  правление,  Государь  посетил  Корпус  97  раз!  И  это  было  не  праздное  любопытство!  Был  произведён  ремонт  Корпуса,  продолжилось  расширение  и  благоустройство  новых  помещений.  В  1831  году  была  обустроена  обсерватория,  построена  разборная  модель  фрегата «Президент».  А  чтобы  кадеты  и  в  зимнее  время  не  забывали  управление  парусами,  по  желанию  Государя,  была  поставлена  в  Столовом  Зале  большая  модель  брига,  названного  в  память  Наваринской  битвы – «Наварин».  В  1854  году  Корпусу  была  подарена  большая  картина,  изображающая  Синопское  сражение.  Имена  бывших  воспитанников  Корпуса,  убитых  и  умерших  от  ран,  были записаны  золотыми  буквами  на  мраморных  досках  и  помещены  в  Корпусной  Церкви.  В  Церкви  Корпуса  были  также  установлены  доски  с  именами  погибших  при  крушении  судов  и  исполнении  служебных  обязанностей.  В  память  посещения  Корпуса,  в  1889  году,  одно  из  окон  помещения  роты,  у  которого  любил  отдыхать  Государь,  было  отделано  белым  мрамором,  а  на  подоконнике  была  сделана  следующая  надпись:  «Его  Императорское  Величество  Государь  Император  Николай  Павлович,  при  посещении  Корпуса,  изволил  садиться  на  это  окно  и,  созывая  кадет,  милостиво  разговаривал  и  шутил  с  ними».  От  наших  благодетелей  новых  времён  не  дождаться  милости  и  внимания  к  Корпусу,  они  даже  не  удосуживаются  его  посетить.  Та  же  госпожа  патриотка,  комсомолка  и  демократка,  Валентина  Матвиенко  ни  разу  за  время  своего  правления  не  посетила  Корпус  и  не  вникла  в  его  проблемы  и  нужды.  Понятно,  разными  монетами  платят  за  всё  доброе  и  недоброе  бывшие  выпускники.  Так,  выпускник  Морского  Корпуса  1904  года  Г.К. Граф, в  своих  воспоминаниях  писал: «Первый  тост  на  обедах  после  парадов  поднимали  за  Государя,  а  после  звучало  оглушительное  «Ура!»  Можете  ли  вы  себе  представить,  чтобы  мы,  выпускники  Корпуса  советских  времён,  могли 
предложить  тост  за  Ельцина  и  его  последователей?  Никогда!  За  их  надругательство  над  Флотом,  за  их  отношение  к  нуждам  Корпуса  не  поднимется  рука  с  бокалом  шампанского. Подхалимы  не  в  счёт!  Они  найдутся,  это  русская  традиция – лизать  задний  торс  сюзерена  за  жвачку  и  подачку.  Такое  уже  наблюдалось  в  новейшей  истории.  Однажды,  на  банкете  в  одном  из  ресторанов,  бывший  изгнанный  курсант  из  ВВМКУ  им.  М.В. Фрунзе,  а  на  тот  момент  глава  районной  администрации  Санкт-Петербурга,  предложил  тост  за  Путина,  правда,  по  очереди  далеко  не  первый  тост. Ему  и  невдомёк,  что  такие  тосты  предлагаются  первыми. Но  он  далёк  от  истории  Флота  и  Корпуса,  так  что,  как  говорят – «Бог  ему  судья!»
          Остановлюсь  на  самодеятельном  поэтическом  творчестве  выпускников  Корпуса.  В  1871  году  скончался  достойнейший  Директор  Морского  Корпуса  В.А. Римский-Корсаков.  Преемником  его  стал  А.П. Епанчин.  Со  дня его  производства  в  мичманы  в  1841  году,  он  служил  только  в  Корпусе. Его  любили  и  считали  справедливым.  Прозвище  его  было  «Папаша». Но  злая  кадетская  Муза,  как  вспоминают  выпускники,  не  простила  ему  отсутствие  в  его  послужном  списке  службы  на  Флоте.  Он  выходил  в  море только  с  отрядом  корпуса.  В  известном  стихотворении  «Прощание  с  Жёлтым  Домом»,  ему  были  посвящены  следующие  строки:

Прощай,  Папаша-Адмирал,
Украшенный  двумя  Орлами –
Хотя  ты  моря  не  видал,
Но  всё  ж  командовал  ты  нами!
 
  В  1891  Директором  Корпуса  стал  адмирал  Д.С. Арсеньев.  Воспитанники  любили  его,  но  относились  к нему  с  благодушной  насмешкой.  У  мальчиков,  мечтавших  стать  «морскими  волками»,  не  мог  пользоваться  престижем  почти  не  плававший  Директор.  Кадетская  Муза  описывает  его  так:

Начальник  наш  и  добр,  и  мягок –
Исправно  шаркая  ногой,
Он  элегантность  и  порядок
Вселяет  в  нас,  как  Долг  Святой!   
      
  Так  как  адмирал  Арсеньев  в  море  не  ходил,  а  суда  отряда  посещал  один  раз  после  окончания  плавания,  то отрядом  Корпуса  в  его  эпоху  командовали  целый  ряд  адмиралов.  Наибольшим  уважением  у  воспитанников  пользовался  В.П. Мессер. 
Очень  любили  воспитанники  добрейшего  Л.Ф. Гадда.  Но  самым  строгим  и  очень
требовательным  был  В.П. Верховский,  о  котором  надолго  в  кадетской  среде  сохранилась  песня: 

На  штагах  подняты  огни –
Как  ясно  помним  мы  те  дни,
Когда  отряд  наш  здесь  стоял,
А  добрый  Гадд  был  адмирал!
Теперь  уж  адмирал  другой –
Завёл  он  новые  порядки!
Прощай,  наш  отдых  и  покой,
Ведь  с  адмирала  взятки  гладки!       

       Так  что,  история  Морского  Корпуса  подтверждает,  что  выпускники  Корпуса  всё  подмечают – хорошее  и  плохое,  достойных  Начальников  и  не  очень,  и  ничего  не  забывают.  Думаю,  о  временах  от  Ельцина  до  Медведева,  они  ещё  скажут  острым  словом  и  о  своих  начальниках,  и  о  своём  бедственном  положении,  когда  их  унижали  убогим  бытом  и  прозябанием  на  не  плавающих  кораблях.  Примером  тому,  что  выпускники  ничего  не  забывают,  может  служить  четверостишье  из  легендарной  «Золотой  Книги»  Морского  Корпуса,  которую,  по  одним  данным,  выпускники  вывезли  в  Англию:

Прислала  нам  царица
На  праздник  сто  гусей,
С  тех  пор  в  роду  традиция
Хранит  обычай  сей!

             Речь  идёт  о  подарке  Елизаветы  Петровны  Морскому  Корпусу.  И,  действительно,  каждый  год,  в  честь  Корпусного  праздника  в  день  Павла  Исповедника,  в  меню  входил  жареный  гусь.  Этой  традиции  не  изменили  кадеты  даже  в  море,  в  период  трагического  исхода  Черноморской  Эскадры  в  Бизерту.  По  воспоминаниям  участников  того  исхода,  6  ноября,  в  общем  котле  плавали  кусочки  гуся.  Я,  не  имея  у  себя  книги  «Колыбель  Флота»,  о  которой  я  сказал  выше,  и  из  которой  взял  эти  строки,  в  своей  книге – «Офицер  Флота  Лёха   Мамин» -  написал  посвящение  Начальникам  нашего  Училища – ВВМКУ им.  М.В. Фрунзе.  Не  люблю  повторяться,  но  в  данном  случае  хочу  привести  несколько  строф  о  нашем  любимом  Начальнике  Училища  вице-адмирале  А.Г. Ванифатьеве:

В  нашем  бешеном  накате
Не  случился  страшный  крен –
Должность  принял  Ванифатьев –
Наш  Советский  Крузенштерн!
Был  в  решениях – спокоен,
Не  грозился,  не  карал –
Русский  совестливый  воин,
Настоящий  адмирал!
И  у  сумрачного  вала,
Где  тревогам  нет  конца,
Мы  седого  адмирала
Вспоминали,  как  отца!
 
Мы,  выпускники  70-х  годов  прошлого  века,  всё  знаем  и  помним.  Мы  помним,  как  один  из  Начальников  Училища  «сгорел  на  квартирном  вопросе».  Мы  знаем,  как  Училищем  руководил  адмирал-подводник, который  позволял  себе  принимать  подчинённых  в  адмиральском  кабинете  в  тапочках,  как  в  отсеке  атомохода.  Мы  знаем,  что  один  из  Начальников  Училища  перепутал  Училище  с  шинком,  а  другой – с массажным  кабинетом  на Московском  проспекте.  Говорю  это  для  того,  чтобы  последователи  знали – курсанты  и  офицеры  ничего  не  забывают.      
         Всем  известно,  что  Владимир  Ильич  Ленин  выступал  в  нашем  Училище  в  1918  году.  Более  того,  сообщу  для  пущей  важности,  что  Ленин  заканчивал  наш  Морской  Корпус.  Да,  да!  Не  удивляйтесь!  Это  был  выпускник  Корпуса  1898  года – Ленин  Анатолий  Васильевич.  К  нашему  вождю  он  отношения  не  имел.
       Когда  русскому  адмиралу  И.Ф. Лихачёву  в  1882  году  предложили занять  должность  Председателя  Морского  Технического  Комитета,  то  он,  ознакомившись  с  положением  дел,  подал  в отставку и  при  этом  написал: «Не  унося  другой  награды  за  службу,  кроме  личного  чувства  избавления  от  участия  в  преступном  чувстве  реакции!»  «Дельный  человек!» - так  отозвался  о  нём  С.О. Макаров.  А  вот  как  отзовутся  потомки  о  наших  адмиралах,  принявших  реформы  Сердюкова?  Остаётся  им  сказать  одно:

Ну,  что  вы  пыжитесь?  Скажите – «Флота  нет!»
В  своих  докладах  важных  и  бумажных,
И  пусть  об  этом  знает  Президент
И  часть  его  сподвижников  продажных!
...Гудит  времён  разбуженный  прибой,
Сердца  и  души  патриотов  будит -
Пожертвуйте!  Пожертвуйте  собой,
И  вас,  сынов,  Отчизна  не  забудет!
Уже  приходит  для  прозренья  срок –
На  лесть  и  трусость  пропадает  мода,
А,  этот  клич,  примите,  как  упрёк,
От  Русского  Великого  Народа!
      
  Россия  всегда  пыталась  проводить  свои  блошиные  реформы,  отказываясь  от  своего  наследия.  А  потом  удивлялась,  что  это  всё  было,  что  мы  вновь  идём  по  замкнутому  кругу  под  руководством  слепых  поводырей.  Но  приходит  время  прозрения,  и  мы  снова  возвращаемся  «на  круги  своя».  Эти  реформы  продолжатся  до  тех  пор,  пока  в  них  будут  видеть  свой  корыстный  интерес.  В  период  реформ  можно  безнаказанно  воровать,  отдавать  под  личный  интерес  подряды  и  числиться  великими  реформаторами.
         Вспоминаю  давние  времена,  когда  в  наше  сознание  «втюхивали»   «Кодекс строителя  коммунизма».  И  мы  в  Училище  пытались  осмыслить  то,  что  и  осмыслить  невозможно.  Но  всем  выдумщикам  этих  «кодексов»  надо  было  заглянуть  в  прошлое.  На  том  момент  в  архивах  пылились  «Общие  правила  для  кадетских  корпусов,  которыми  должны  руководствоваться  кадеты  и  гардемарины»,  составленные  в  1799  году.  Вот  Заповеди  товарищества,  которые  годятся  всем:

  1.Товариществом  называются  добрые  взаимные  отношения;
2. Военное  товарищество  доверяет  душу,  жертвует  жизнью;
3. На  службе  дружба  желательна,  товарищество  обязательно;
4. Долг  дружбы  преклоняется  перед  долгом  товарищества;
5. Долг  товарищества  преклоняется  перед  долгом службы;
6. Честь  непреклонна!  Бесчестное  во  имя  товарищества - бесчестно;
7. Подчинённость  не  исключает  взаимного  товарищества;
8. Подвод  товарища  под ответственность  за  свои  поступки – измена  товариществу; 
9. Товарищество  прав  собственности не  уменьшает;
10. Отношение  товарищей  должно   выражать  их  взаимное  уважение;
12. Честь  товарищей  нераздельна;
13. Оскорбление  своего  товарища – оскорбление  товарищества.
 
    Думаю,  если  бы  эти  простые  истины  разумно  доводились   до  курсантов,  то  в  нашем  родном  Училище  не  произошёл  бы  позорный  случай  в  ельцинские  времена,  когда  курсант,  сынок  Героя  Советского  Союза,  в  учебном  классе  во  время  самоподготовки,  проиграл  в  карты  своего  одноклассника.  Хорошо,  что 
нашлась  у  обиженного  защита  в  лице  его  отца,  моего  сослуживца  по  Северу.
Крутой  белорус  всё  расставил  на  свои  места,  и  был  готов  применить  неординарные  меры  для  защиты  сына.  Но  училищные  бездельники,  пытавшиеся  скрыть  этот  факт,  на  этот  раз  отчислили  ублюдочного  сынка  Героя  Советского  Союза,  а  вместе  с  ним  убрали  из  Училища  и  его  покровителей.  Понятно,  шло  расхристанное  ельцинское  время,  и  некоторые  отцы  пристраивали  своих  детей  с  надеждой,  что  их  перевоспитают  в  Училище.  В  семье  воспитывают  детей,  а  в  училище  лишь  продолжают  воспитание,  а  не  исправление  порочных  наклонностей.
С  болью  приходилось  наблюдать,  как  выпускники  в  день  выпуска,  перед  фасадом  родного  Училища  бросали  под  ноги  матросские  воротники,  а  после  просмотра  лубочного  кинофильма  Михалкова  «Сибирский  цирюльник»,  стали  бросать  в  момент  прохождения  парадным  маршем  себе  под  ноги  монеты.  Видимо  нынешним  воспитателям  не  до  воспитания  у  курсантов  нравственности  и  порядочности,  а,  может  быть,  их  самих  следует  перевоспитывать! 
        Я,  обладающий  значительным  набором  исторической  литературы  по  истории  Морского  Корпуса  за  всю  его  историю,  смею  утверждать,  что  никогда  выпускники  монеты  под  ноги  не  бросали.  Возможно,  эту  привычку  практиковали  юнкера.  Если  кому-то  это  нравится – пусть  надевает  галифе  и  сапоги  и  идёт  в  пехотное  училище,  нечего  позорить  Флот  и  нарушать  флотские  традиции.  У  выпускников  императорских  времён  была  традиция  заказывать  себе  перстни,  с  указанием  года  выпуска,  или   запонки.  И  ещё!  Каждый  выпуск  Морского  Корпуса  заказывал  себе  жетоны  или  значки,  если  говорить  проще.  Жетоны  заказывались  к  выпускному  балу  и  назывались  «бальными  жетонами».  Жетоны  были  очень  дороги,  но  в  них  видели  знак  общности,  знак  памяти.  Отдельные  жетоны  были  из  золота  или  серебра,  украшенные  старой  русской эмалью.  Даже  современных  ювелиров  приводят  в  изумление  отдельные  жетоны,  если  они  были изготовлены  в  петербургских  фирмах – «Эдуард»,  «Кортман»  или  «Генрих  Кан».  Жетоны  были  неофициальным  украшением,  небольших  размеров,  носить  их  на  мундире не  полагалось.  Но,  видимо,  их  носили,  как  и  мы  носили  неуставные  значки.  Но  надо  знать  меру и  помнить – «На  Флоте  каждый  дурачок  носит  хоть  один  значок,  но  нет  глупее  дурачка,  который  носит  три  значка».  Это  про  таких  в  наше  время  говорили – «В  кабинет  вошёл  офицер,  увешенный  значками,  как  знатная  доярка».  В  те  времена  уж  слишком  доярок  награждали  за  их  ручной  и  адский  труд!  Вот  на  этом  я  бы  и  хотел  завершить  вступление  к  этой  части.  Если  мои  мысли  дойдут  хотя  бы  до  одного  курсанта – я  буду  доволен,  а,  если  эти  мысли начнут  втолковывать  воспитатели  новому  поколению  курсантов,  то  буду  доволен  вдвойне!


Рецензии