Снежинка в потоке времени-6

Чем дальше, тем меньше у меня решимости продолжать рассказывать о своем (очень простом) способе оценки стиха. Страшно и стыдно отрывать время занятых людей по пустякам. А есть ли у меня основания привлекать их внимание? Может, то, что я хочу сообщить, такая глупость - самому, вспоминая, захочется влезть под стол от позора.

Поддерживает меня в моем стремлении только то, что очень многие так же, как стоял я, стоят теперь на распутье: пишу стихи... а следует ли этому учиться или просто всю жизнь ждать когда вдохновение снизойдет на лысину "в виде голубя, павлина или страуса"? А если учиться, то - чему? Какие умения надо приобрести, чтобы стихи были хороши, и их люди хотели бы слушать, читать... А то и...купить мою книжку?! Цитировать в письмах?! Чего доброго - перечитывать, находя в них созвучие настроениям, мудрые мысли? Чувства?
 
Вот тут мне Константин Сергеевич и помог. По правде сказать, я нерадивым был учеником актерского мастерства. Всего и научился - неплохо читать стихи. Двигаться на сцене - до сих пор не умею, построить спектакль - тоже. Все эти застольные периоды репетиций, когда режиссер анализирует вместе с актерами пьесу, чтобы хоть понять, что же он, автор хотел донести до зрителя (а потом - разводка ролей, этюды, задачи кусков, действие- контрдействие, задача, сверхзадача...) - все это для меня оказалось китайской грамотой. Хотя - стихи читать я все же научился. Никогда не читаю их с подвывом, как поэты.

И все же я понял из Системы главное: в искусстве (и в литературе тоже) учиться следует.
Были до Станиславского актеры-нутряки (которые "нутром" играли). Это такие, которые полагались только на свою интуицию, на вдохновение. В ударе актер сегодня - публика аплодирует, нет у него вдохновения - что ж, судьба, пусть даже освищут... А если были какие-то секреты - хранил мастер такой секрет, как зеницу ока.

А тут: "Работа актера над собой"! Сам факт меня поразил: актеры над собой работают. Оказывается Смоктуновскому, чтобы потрясающе сыграть Гамлета, - нисколько не мешало то, что роль была прочитана, рисунок роли во всех эпизодах - просчитан... Да и мастерство актера, жизнь в предлагаемых обстоятельствах - а эти хитрости профессии начинаются с азбуки ее - с элементарного умения сидеть на сцене перед полным зрительным залом и не теряться - вот, оказывается с чего путь к Гамлету начинается.

Тут уж я временами храбриться начал: у каждого дела своя "грамматика", свой синтаксис...
Ну не мешают же влюбленному, когда он письмо пишет, знание грамматики и синтаксиса! Не мешает скульптору в создании самой вдохновенной скульптуры умение заточить инструмент, чтобы ловчее стесывать дерево, камень ли, или обрабатывать гипс (тут уж какой материал, такой и инструмент).

Вот что я подглядел у "соседа" по цеху искусства: есть они - секреты мастерства, есть расчет. Одно дело, что Сальери (пушкинский! еще неизвестно, что там - в жизни было)... Так вот одно дело, что Сальери позавидовал Моцарту и отравил его, другое дело, что и вклад маэстро Антонио в музыку был весомым: система тренинга, упражнения в музыке... И учиться музыке не позорно. (Только вот палка в руке старого Паганини смущает).

Гений и злодейство - несовместны. (А кто сказал, что совместимы гений и доброта?) Вот признание злодея гением - нонсенс, а признание доброго человека хотя бы  талантливым - возможно. Даже если он, скажем так, не совсем талантлив. Но сравнивать и определять: "Вот он злодей, потому и не гений, а тот гениален потому что добр" - это тоже... как-то не вяжется...

Я понял главное: учиться стихам можно и нужно.
Но - чему следует учиться в стихах? Как сориентироваться в этой малознакомой мне области, чтобы самого себя не загубить, если я не умею в ней задать даже вопроса?

Вызывает начальник подчиненного: "Вы изучили мое распоряжение?"
-Да, шеф!
-Почему же не выполнили?
-????....
-Так - вы мое поручение, в письменном виде вам представленное  - изучили?
-Мы подключили даже экскпертную службу!
-То есть?
-Отпечатано на принтере Самсунг, на меловой бумаге, шестьдесят восемь процентов клетчатки, двадцать - наполнителя... Вот столько лигнина, клея, каолина, прочего - у нас даже справка об этом есть!
-А текст?
-Кириллица, обычный, таймс... Отступ от края...
-Но вы его прочли?
-Шеф, это следующий этап...

С грустью думаю: вот так мы иногда и изучаем...


Рецензии
Мне бы хотелось, чтобы ещё в школе был такой предмет "Сочинение стихов". Пусть дети пишут стихи, пусть самые простые и банальные, но тот, кто хоть раз сочинял, тот многое увидит того, что другим недоступно. Нет?

Елена Долгих   16.09.2009 13:29     Заявить о нарушении
А вот это - низзя! Раб должен быть голоден, безграмотен и вечно виноват!
И еще - глуп.

Вы не замечали, что за последние 20 лет школы перестали вообще учить думать?

Валерий Берсенев   16.09.2009 15:00   Заявить о нарушении