Я каждый день сижу на станции...

Я каждый день сижу на станции
И жду вечерней электрички,
И каждый день со мной акации
Туда приходят по привычке.
Устроюсь в зале ожидания —
Они за окнами застынут
И сумерки, как одеяния,
На плечи голые накинут.
И каждый вечер из селения
Три старика приходят с нами,
Усы и бороды осенние
Скребут ветвистыми руками.
Сидят, обмениваясь знаками,
И речи их чудны и ветхи,
И брови над глазами зябкими
Торчат, как высохшие ветки.
Их лица, как кора, морщинисты.
Их шепот — точно ветер горний,
И ноги их кривые жилисты,
Как черные тугие корни.
И оживает время старое,
Ползет молвой от деда к деду,
И, молодые, неусталые,
Они опять куда-то едут.
А за окном огни качаются,
И звезды сыплются, как просо,
И трое с юностью встречаются
Так необыденно и просто.
И вот я уношусь от станции,
И смотрят, смотрят вслед устало
Три старика и три акации —
Седые пленники вокзала.
И, мчась дорогою угрюмою
Вдоль рукавов речушек илистых,
В стекло и в ночь уткнувшись, думаю
О тех ветвистых, грустных, жилистых...

5 марта 1970 г.
Ростов-на-Дону.


Рецензии
Добрый день, Константин Фёдорович!

Вот прочла сейчас вдумчиво Ваше удивительно профессиональное, объёмное в смыслах и образах, необычайно пластичное, подвижное внутренне при внешней статичности и обыденности происходящего в первых строках: я каждый день..., и каждый день..., и каждый вечер...). Но в этой будничности внезапно обнаруживаются такие волшебные деяния, как "приходящие акации", что "сумерки, как одеяния, На плечи голые накинут." (потрясающий образ!!!)
А далее... волшебство мысли, слОва, наблюдательности, глубины, философии и много ещё чего приходит в строки с появлением трёх стариков, что

...Усы и бороды осенние
Скребут ветвистыми руками.
Сидят, обмениваясь знаками,
И речи их чудны и ветхи,
И брови над глазами зябкими
Торчат, как высохшие ветки.
Их лица, как кора, морщинисты.
Их шепот — точно ветер горний,
И ноги их кривые жилисты,
Как черные тугие корни...

Это поразительно красивое, точное, выразительное описание стариков невозможно даже на детали разбирать. Этого просто не нужно делать, иначе сломаешь целостность восприятия, единство возникшей перед глазами читателя картинки!

И далее ещё один, наслаивающийся на предыдущий смысловой отрезок, уносящий автора, читателей, весь мир, что рядом, в прошлое трёх стариков, пронося мимо качающихся огней и падающих звёзд:

И оживает время старое,
Ползет молвой от деда к деду,
И, молодые, неусталые,
Они опять куда-то едут.
А за окном огни качаются,
И звезды сыплются, как просо, (!!!)
И трое с юностью встречаются
Так необыденно и просто.

А далее на первый план выходит автор с увиденным не однажды, унося его с собой, чтобы осмыслить:

И вот я уношусь от станции,
И смотрят, смотрят вслед устало
Три старика и три акации —
Седые пленники вокзала.
И, мчась дорогою угрюмою
Вдоль рукавов речушек илистых,
В стекло и в ночь уткнувшись, думаю
О тех ветвистых, грустных, жилистых...

Финал бесконечно сильный сам по себе, и лексика, выбранная Вами, "вековая", объёмная, могучая... Она значительно усиливает впечатление от картинки "О тех ветвистых, грустных, жилистых..." и от встречи с ними...

Спасибо огромное за удовольствие прочтения, Константин Фёдорович! Давно таких монументальных поэтических полотен на Стихире не читала... Пожалуй, в последний раз это была Ваша же "Старуха". Вот бы нашим согражданам на сайте почитать, поучиться, подумать... Вот это и подобные ему стихи хотелось бы видеть на местном Парнасе и в рекомендациях редакторов! Может быть, Вам сделать анонс этого стихотворения? На стихи, выставленные в анонсе, всегда больше читателей, потому как он высвечивается дольше и авторы, как правило, приглашают на наиболее интересные свои стихи. Стихобаллы немалые снимаются, но и возможность привлечь думающего читателя неплохая.

С бесконечным уважением к Вашему творчеству и самыми добрыми пожеланиями!

P.S: Если бы Д.Долинский не оценил этих строк, я бы его точно не поняла...
Постепенно прочту и стихи под присланными ссылками и непременно отзовусь!
Искренне благодарна Вам, Константин Фёдорович!

Людмила Пайль   22.10.2023 16:27     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемая Людмила!

Я потрясён Вашей рецензией и не только потому, что Вы дали высшую оценку моему стихотворению, но и потому, что это рецензия в высшей степени профессиональная. Я так не напишу. У Вас она отличается глубокой мудростью, знаниями и лиризмом, как истинно художественное произведение. Никто никогда мне таких рецензий не писал. Хвалили не в меньшей мере, но всё выражали преимущественно на эмоциональном уровне, хотя было в них и много мудрого. Но Ваша рецензия подобна рецензиям лучших литературоведов, пишущих вступительное слово к книгам поэтов или писателей.
Кстати, стихотворение "Старуха", которое Вы тоже отнесли к фундаментальным, было написано годом позднее, чем о трёх стариках и трёх акациях, 21 мая 1971 года. Я в 1969-1972 году как раз "нашёл себя" и у меня "пошли" такие или почти такие стихи. И, представляете, даже эти два стихотворения 36-летнего поэта тогда никто не опубликовал. Долинский, хваля мои стихи, не мог у себя в журнале "Дон" (Ростов) опубликовать даже одно моё стихотворение, но уже не по столичной причине (печатать своих знаковых), а по провинциальной. Он объяснил мне с печалью, что у них в местном отделении Союза писателей СССР в секции поэзии было 12 маститых поэтов-графоманов. А в журнале "Дон" главный его редактор разрешал Долинскому как редактору отдела поэзии публиковать в каждом ежемесячном номере журнала не более одного поэта с одним-двумя стихотворениями. Поэтому Даниил Маркович (Долинский) раз в год публиковал каждого из этих пиитов с одним-двумя стихотворениями. И поэтому он мне сказал: "Знаешь, Костя, если я, допустим, в мае опубликую твоё стихотворение, то тогда я вынужден буду не опубликовать кого-то из этих двенадцати в этом году. Поднимется скандал: неизвестного и к тому же не члена Союза писателей опубликовал, а одного из замечательных талантов местного значения отверг! Особенно, если бы я опубликовал тебя вместо анекдотичного (посмешища Ростова) Ашота Гарнакерьяна. Он бы сразу побежал в обком партии и, размахивая партбилетом, заорал, что не опубликовали стихотворение поэта-коммуниста, о творчестве которого написал в местной газете САМ Маяковский в 1922 году, выступавший в Ростове! Дело в том, что Гарнакерьян подошёл к Маяковскому и дал почитать свои опусы. В обкоме никто, конечно, из тамошних властных идиотов не знал, ЧТО именно написал Маяковский в 1922 году, и поэтому они бы строго спросили с коммуниста-фронтовика (но...еврея!) Долинского, как он мог так поступить с местным полугением! А Маяковский стихи Гарнакерьяна с присущей ему откровенностью... высмеял! И номером этой газеты с разгромным отзывом Маяковского Гарнакерьян тоже часто размаивал, не показывая, ЧТО там написано!.. Вот если тебя, Костя, напечатают в Москве, тогда я смогу тебя опубликовать тоже, сославшись на то, что в Москве кого попало не публикуют, а только ценных для партии талантов, и надо гордиться, что Ковалёв- из Ростова!"
Вот такие нравы царили даже в крупнейшем (тогда 10-е место в стране по количеству жителей) славном городе Ростове!!! Зато, когда я уже жил в Америке и в Москве в 1999 году вышла моя большая вторая книга стихов (первая - в 1987 г. в Москве в СССР). Один Ростовский критик в местном "Литературном Ростове" на полном развороте (две страницы газеты) написал потрясающее восторженное исследование моих стихов, сопровождая его иллюстрациями из книги, сделанными известной художницей Елены Флёровой, моей бывшей третьей женой (развелись в 2006 г., умерла от ковида в 2020 г., когда врачи в РФ ещё не знали, чем лечить). Тогда в РФ ещё была свобода слова и редактура и цензура не требовались.
Вот в таких трагикомических обстоятельствах приходилось существовать поэтам и поэзии в СССР.

С великой благодарностью Вам,
Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   23.10.2023 16:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.