Философия поедает себя

Предлагаю познакомиться с мыслями Джея Стивенсона о Мишеле Фуко:


"Наверное, самым влиятельным философом постмодернизма был француз Мишель Фуко (1926—1984). Он начинал как структуралист, изучая особые способы, с помощью которых язык структурирует знание. Он обнаружил, что структуры знания соответствуют социальным силам, которые разделяют людей на нормальных и ненормальных, хороших и плохих.

Раскопки философии

Фуко был не только философом, но также и историком. Свою работу он назвал «археологией» знания. Анализируя древние произведения, он пытался «раскопать», как знание приобретало современную форму на протяжении веков. Он делал это, сопоставляя молчаливые допущения о том, что является знанием или истиной на протяжении различных исторических эпох и в разных областях науки. Он обнаружил, что в эпоху Ренессанса люди считали, что "истина содержится в самих словах, а уже в семнадцатом веке они использовали слова не как истину, а как знаки, указывающие на истину.

Знание может причинять боль

Согласно Фуко, это изменение в способе представления знания говорит о том, что знание не просто отражает природу вещей, но вместо этого создает систему, которая заставляет людей думать, что высказывания определенного рода и есть истина. Структура мыслительного процесса не соответствует природе человеческого сознания, как предположил французский антрополог Клод Леви-Стросс, изучая мистические верования аборигенов Бразилии (смотрите главу 23 «Давайте будем критичны»). Вместо этого, по Фуко, она соответствует структуре властных отношений. Если у вас есть знание, то оно представляет собой отражение определенной формы власти. Власть знания подавляюща, она принуждает людей вести себя определенным образом.

Фуко уделял больше внимания гуманитарным наукам, особенно в период их развития в Европе: период Возрождения и Просвещения. По его словам, гуманитарные науки, и философия в частности, представляют собой способ распространения власти. Они являются частью воли к знанию», желания контролировать мир и других людей, устанавливая определенный порядок истины. Знание, по мнению Фуко, создается властью, поскольку власть заставляет людей принимать одни взгляды и отказываться от других. Власть использует знание для контроля сознания и поведения людей.

Власть + Знание = Клетка

Фуко дает пример установления властью контроля с помощью знания. Он замечает, что в эпоху Просвещения, когда все были восхищены новыми идеями о разуме и свободе, было также изобретено новое устройство домов для умалишенных, которое помогало скрыть «безумцев». Фуко утверждает, что они содержались в этих больницах" не потому что эти болезни можно было излечить, а потому, что их можно было изучать и держать в изоляции от остальной части общества. Разум и свобода были важными положительными ценностями, которые стали девизом Просвещения. Но на практике, если человек не подходил под стандарт разумного, который определялся докторами, философами и учеными, то он мог потерять свободу. Вас не только лишат свободы и запрут в клетку, но и будут изучать как больного, временами демонстрируя любопытной публике. Вас также могут обязать делать работу, которую ни один «разумный» человек делать не будет. Фуко считает, что идеалы свободы и разума были изобретены для того, чтобы контролировать тех, кто не действовал в соответствии с этими принципами, то есть не так, как власть структурирует общество. Эти идеи не только позволяли сажать некоторых людей под замок, но и уверяли всю оставшуюся часть общества, что они свободны и разумны.

 

Как пишет Фуко, до того, как в психиатрических лечебницах безумцам начал ставиться диагноз «умалишенные», их сажали на корабли, которые плавали по Европе. Отсюда появилось выражение «корабль дураков». В то далекое время поступающие иррационально люди не считались неразумными, скорее предполагалось, что они пережили определенный род религиозного опыта. Дураки были больше похожи на странников, чем на безумцев. Отправка их на кораблях в другие места позволяла людям города избавиться от них, а не сажать под замок."

(Джей Стивенсон Больше никогда вы не почувствуете себя идиотом в Философии. – М., АСТ, 2004, с.256-258)


Рецензии