Ночное время

Ночное время - неподкупно
Вниманьем лести и похвал.
Мы с ним довольны обоюдно
Друг другом. Мысли наповал
Сбивают шаткие сомненья
С желаний быть самой собой:
Никто ж не видит, только время!
Ему я не нужна рабой.

Ночное время - мой оракул:
Мы с ним грустим наедине.
И нет полуденного мрака,
Когда необходимо мне,
Сбивая радугой красивой
Налёт грустинок с тайных дум,
Улыбкой красть невыносимый
Гнёт мыслей, что терзают ум.

                10.08.2009

Краткий анализ стихотворения
Тема текста
Размышления лирической героини о ночном времени как особом пространстве внутренней свободы, уединения и самопознания. Ночь предстаёт собеседником и «оракулом», помогающим освободиться от социальных масок и гнёта навязчивых мыслей.

Основная мысль (идея)
Ночь — время подлинной свободы, когда человек остаётся наедине с собой и может быть «самой собой». Лирическая героиня находит в ночном времени союзника: оно не требует лести, не навязывает ролей и помогает снять эмоциональный груз.
Стиль речи
Художественный (поэтический). Текст насыщен образностью, эмоциональностью, использует тропы и фигуры речи для передачи внутреннего состояния.
Тип речи
Рассуждение с элементами описания. Героиня размышляет о значении ночи, одновременно рисуя образы («раддуга красивой», «налёт грустинок»), передающие её переживания
Композиция
Первая строфа: утверждение независимости ночи от «лести и похвал» и взаимного доверия между героиней и ночью.
Вторая строфа: углубление образа ночи как «оракула», способного смягчить грусть и освободить от «гнёта мыслей».
Заключение (последние 2 строки): итог — ночь помогает украсть улыбку даже сквозь невыносимые размышления
Средства связи предложений
Лексические повторы: «ночное время», «мысли», «грусть».
Местоимения: «мы», «ему», «я».
Синтаксический параллелизм: «Мы с ним довольны обоюдно…», «Мы с ним грустим наедине».
Анафора: «Сбивая…» (в двух соседних строках).
Союзы и частицы: «и», «когда», «только»
Средства выразительности
Метафоры: «мысли наповал сбивают», «раддуга красивой», «налёт грустинок», «гнёт мыслей».
Олицетворение: ночь — собеседник («мы с ним довольны», «мы с ним грустим»).
Эпитеты: «шаткие сомненья», «тайные думы», «невыносимый гнёт».
Сравнение: «сбивают… как радуга» (подразумевается).
Архаизм/высокая лексика: «наповал», «оракул» — придаёт тексту торжественность.
Антитеза: «ночное» vs «полуденное» (ночь — освобождение, день — возможный мрак социальных условностей)
Общий вывод
Стихотворение создаёт образ ночи как спасительного пространства для души. Через метафоричность, олицетворение и ритмическую организованность автор передаёт ощущение диалога с временем, в котором героиня обретает покой и право быть собой. Эмоциональный тон — меланхолически-умиротворённый, с намёком на преодоление внутренней тяжести.


Рецензии