О творчестве Твардовского А. Т часть 1
и полезно не только для профессионалов, но и для всех тех, кому дороги судьбы Отечества, культура и тот путь, которым им предстоит идти.Кроме того я искренне надеюсь, что знакомство с главными писательскими "секретами" А. Т. Твардовского ,его высокой требовательностью к качеству создаваемых произведений, окажут неоценимую услугу всем имеющим склонность к написанию прозы и стихотворчеству.Как сказал в одном из интервью наш писатель-историк В. С. Пикуль, что писательского звания в России в настоящее время достойны 30-40 человек, остальные-просто литераторы. Итак, в добрый путь через тернии к звездам.
"Стыдно сказать, работаю очень мало, тревожусь, терзаюсь, боюсь за поэму,("Муравия") постылое свое детище...и попадется книжонка Горькому, и объявит он меня на всю Россию щелкопером и мазуриком..."
"В вас не чувствуется одержимости сюжетом..."(Это страшно верно сказано, но, к сожалению этой одержимости ждешь-ждешь иной раз-и не дождешься.)
" Наконец, я думаю, что вы не работаете не потому, что упали духом, а упали духом потому именно, что не работаете.Работайте же, работайте быстрее, все равно над чем...Если у вас нет сюжета, пишите, что только что открыта новая планета и там происходит то-то и то-то...придется написать подряд несколько средних, "проходных" стихов.А иначе не подойдешь к "одержимости" сюжетом.
"Подготовка книги стихов-это для меня почти что написание ее. Переделываю все насквозь, дополняю, выбрасываю и т. д."
"Некрасова я узнал и полюбил на всю жизнь с детства. После "Коробейников"и "Кому на Руси"-П. Л...ничем в поэзии я уже не был захвачен с такой силой. Не говорю о Пушкине, которого также с детства знал и любил; но мне был как-то лично близок Некрасов...Отдельно я указал бы еще на И. А. Бунина."
"То, что ты видел (Исаковскому М. В.- П. Л.) в печати из моих стихов,-это случайные и не лучшие, конечно, вещи."
"В искусстве, в частности в поэзии, ценно новое, оригинальное, идущее от жизни, а не от готовых образцов той же поэзии."
"Самая сильная Ваша сторона- большая музыкальность и энергия стиха, поэтический темперамент."
"Отложите рукопись на время, займитесь чем-нибудь другим, разлюбите ее по возможности,- тем горячее вернетесь к ней.А когда вернетесь, перепишите всю от руки, по памяти: что забылось- не жалейте,хорошее- не забудется.Это прием, проверенный сотни раз."
"Нужно ухом, слухом, сердцем угадывать, какой лад и строй слов годится или не годится для изображения того или иного предмета. ...Хуже нет для поэта стремиться к "красивым" словам и выражениям. Нужно остерегаться слов и выражений, по духу, по оттенкам не соответствующих содержанию. Учитесь правильно писать, строить фразу, читая хорошие книги..."
"Поэт начинается с того, что он хочет о чем-то рассказать людям, чем-то поделиться с ними. Для этого он избирает форму изложения своих чувств и мыслей, которую он находит в себе самом, в своем существе, как певец находит свой голос. Чтобы стать поэтом, нужно иметь, во-первых, природные данные,талант, а во-вторых нужно учиться, нормальным образом учиться всему... в частности хорошо изучить родной язык и литературу в ее классических образцах."
"Вы плачете от зависти над стихами Светлова, но это не столь уж высокий уровень требований к себе. Научитесь плакать над Пушкиным, Некрасовым, над большой поэзией, озаряющей своим светом века."
"...талант- это воля к творчеству. вера, готовность рисковать всем и т. д. Не может быть такого положения, чтобы кто-то за меня решил, писать мне или не писать.Этак-то слишком легко было бы жить на свете! Да и велика ли была бы честь пишущему, если он пишет, получив твердую гарантию ( от кого?)!...Ведь не бросите же Вы писать, если я скажу: бросьте! А если можете бросить (если могли бы), то уж тогда лучше всего бросить."
"...Вы еще не отличаете своего от чужого, как это бывает со всеми начинающими."
"...рановато прибегаете к воспоминаниям об уходящей юности, на которых, как еще Пушкин говорил, далеко не уедешь."
"...отвлечься...от личной судьбы страшно трудно, но, по-моему, только это может вывести Вас на большую дорогу литературы.
Болезни и страдания, к сожалению, повторяются, но средства духовного их преодоления в данном случае в искусстве не могут повторяться. Иначе произведение может иметь лишь ограниченно личное значение, способно будет лишь вызвать лично к Вам участливое чувство, а Вам этого мало: настоящую опору в жизни и облегчение личных страданий Вы, естественно, видите лишь в объективной ценности своего труда, своих усилий, и участие к личной судьбе автора у читателя тогда во много раз живее и активнее."
В связи с этим хотелось бы остановиться на трагических судьбах многих представителей творческих профессий, и, в первую очередь писателей и поэтов.
Как известно, реализация способности к самовыражению для них имеет огромное значение, и если теряется эта способность по каким-либо причинам, то писатель
перестает быть творческою личностью. А. Блок при написании своих произведений часто слышал музыку, звуки, сопутствующие творческому процессу, потом, когда музыка кончилась, поэт "оглох", исписался и не создавал более стихов. Трудно сказать по какой причине ушел из жизни В.В. Маяковский, истинная причина для нас навсегда останется нераскрытой, однако можно предположить определенные трудности, связанные с самореализацией. Трагический конец был у Стендаля. Эрнест Хемингуэй пока писал свои произведения, оставался жив благодаря им, они как бы отодвигали неизбежную страшную развязку.Наиболее ярким произведением в этом плане, на мой взгляд, является "Недолгое счастье Френсиса Макомбера",когда главный герой, будучи обычным, заурядным человеком, попав в экстремальную ситуацию проявляет себя с неожиданной стороны, представ мужественным, храбрым охотником- и трагически погибает. Однако, продолжим.
" Одно дело написать стихотворение для "внутренних" надобностей, в силу влечения к стихосложению, другое дело- написать то, что составляло бы общий интерес."
"...много случайных слов, стремления выразиться покудрявее, покрасивее в ущерб точности и правде изображения."
"Вы пишите, что "готовы сделать любые исправления" ради опубликования вещи в "Новом мире".Никогда не говорите и не делайте так.Нужно делать только те исправления, какие Вам- автору- представляются необходимыми, а не кому-либо иному."
"...пишите, если Вы испытываете к этому влечение и если эти занятия доставляют Вам и окружающим Вас людям радость. Но умение складывать строчки, созвучные в окончаниях и подчиненные единой ритмической норме, само по себе еще не может свидетельствовать о наличии у человека определенных способностей к собственно поэтической работе. ...этому нельзя научить не только при помощи писем, консультаций и т. п., но и при помощи специальных вузов, вроде нашего Литературного института.До этого доходят сами."
"Им и невдомек, что написать, например, поэму- ничуть не легче, чем излечить человека от тяжкого заболевания, произвести сложнейшую хирургическую операцию и что на это требуется никак не меньше обучения, труда, знаний, прирожденных способностей, опыта. Более того: для поэмы всего зтого требуется еще больше, и если опытный врач делает привычные ему вещи, как говорят, с закрытыми глазами, то опытный писатель( вот я, например) каждое новое свое произведение начинает, как в первый раз в жизни; про себя могу сказать: чем больше пишу, тем мне мое дело становится не легче, а труднее.
Поэзия- это такая область, которой человек посвящает всю свою жизнь от начала до конца, всю жизнь без остатка, и при всем этом так часто жестоко ошибается, переоценив свои силы, терпит горчайшее разочарование, уже пройдя большую половину пути и не имея возможности повернуть обратно, на какой -либо другой путь."
"А к Маяковскому нужно относиться так же свободно и безбоязненно, как он относился к неизмеримо более безупречным в слове мастерам."
"Эти стихи ничего не открывают, ничего не добавляют к тому, что можно почерпнуть из других источников. Поэзия сама незаменима и заменять собою что - либо не должна, не может."
"Диалектизмов не нужно бояться, ими нужно пользоваться с толком, и великие старики (Л. Толстой, Тургенев , не говоря уже о Лескове, который тут кокетничал) отлично знали об этом и нас, дураков, этому учат.Литература невозможна на так называемом литературном, дистиллированном языке."
"Советская поэзия в своих лучших образцах, более чем кому другому из предшественников и учителей, обязана Некрасову.Лично для меня это имя в ряду самых дорогих имен родной русской литературы."
"...художественность - она строга, проста, целомудренна и не обязательно - красавица."
"Язык шутит злые шутки, когда с ним обращаются, скажем , небрежно."
"...верно угадать, каким размером о чем можно писать,- это все равно что написать вещь наполовину."
"...поэзия не любит и таких словесных ужимок.Она любит речь ясную, дельную, сердечную и разумную.А такая речь появляется тогда, когда человеку действительно хочется нечто свое выразить в рифмованных строчках, а не просто "показать", что он умеет "выкинуть коленце" по образу тех, кто этим занимался до него.Словом, стихи есть, а поэзии нет."
"Это значит, что любой классический размер должен быть так..."освоен", приведен в соответствие с содержанием, чтобы он даже не напоминал его(этого размера) другие образцы. Это...нелегко, но это одна из самых существенных, решающих тайн поэзии."
"Нужны годы и годы упорного труда и учения,- не говоря уже о таланте, чтобы просто владеть уменьем правильно и выразительно излагать свои мысли, впечатления и наблюдения."
"Не спешите писать, спешите читать и думать."
"Если мечтать стать Шекспиром, то хоть К (...) будешь, а если на К (...) равняться, то и К (...) не получится. Конечно, нельзя мечтать стать чем-то, это и не нужно, и вредно, но мерить свое иным, вершинным мерилом необходимо."
Свидетельство о публикации №109080502946