О творчестве Твардовского А. Т часть 1

Взял  на  себя  неслыханную  смелость  попытаться  изложить  основные,  на  мой  взгляд,  моменты,  касающиеся  "  святая  святых"  в  литературе ,а  именно:  "тайны  стихосложения"  взятые  из  переписки  А.  Т.  Твардовского  не  только  с  известными    мастерами  словесности  российской, но  и  простыми  читателями.Да  простит  мне  читающая  публика  те  комментарии  и  мысли,  которые  будут  возникать   и  сопровождать   повествование  мастера  за  1930-1970  годы.Мне  думается,  что  сейчас , в  очень  сложное  время ,переживаемое  нашей  литературой,  это  актуально
и  полезно  не  только  для  профессионалов,  но  и  для  всех  тех,  кому  дороги  судьбы  Отечества, культура  и  тот  путь,  которым  им  предстоит  идти.Кроме  того  я   искренне  надеюсь,  что  знакомство  с  главными  писательскими  "секретами" А.  Т.  Твардовского ,его  высокой  требовательностью  к  качеству  создаваемых  произведений,  окажут  неоценимую  услугу  всем  имеющим  склонность  к  написанию  прозы  и  стихотворчеству.Как  сказал  в  одном  из  интервью  наш  писатель-историк  В. С. Пикуль,  что  писательского  звания  в  России  в  настоящее  время  достойны  30-40  человек, остальные-просто  литераторы. Итак, в  добрый  путь  через  тернии  к  звездам.


  "Стыдно  сказать, работаю  очень  мало,  тревожусь,  терзаюсь,  боюсь  за  поэму,("Муравия")  постылое  свое  детище...и  попадется  книжонка  Горькому,  и  объявит  он  меня  на  всю   Россию  щелкопером  и  мазуриком..."
 
   "В  вас  не  чувствуется  одержимости  сюжетом..."(Это  страшно  верно  сказано, но,  к сожалению  этой  одержимости  ждешь-ждешь  иной  раз-и  не  дождешься.)
 

" Наконец, я  думаю,  что  вы  не  работаете  не  потому, что  упали  духом, а  упали  духом  потому  именно,  что  не  работаете.Работайте  же,  работайте  быстрее, все  равно  над  чем...Если  у  вас  нет  сюжета,  пишите,  что  только  что  открыта  новая  планета  и  там  происходит  то-то  и  то-то...придется  написать  подряд  несколько  средних,  "проходных" стихов.А  иначе  не  подойдешь  к  "одержимости"  сюжетом.

"Подготовка  книги  стихов-это  для  меня  почти  что  написание  ее. Переделываю все  насквозь,  дополняю,  выбрасываю  и  т. д."   


"Некрасова  я  узнал  и  полюбил  на  всю  жизнь  с  детства. После  "Коробейников"и  "Кому  на  Руси"-П. Л...ничем  в  поэзии я  уже  не  был  захвачен  с  такой  силой.  Не  говорю  о  Пушкине,  которого  также  с  детства  знал  и  любил;  но  мне  был  как-то  лично  близок Некрасов...Отдельно  я  указал  бы  еще  на  И.  А.  Бунина."


"То,  что  ты  видел (Исаковскому М.  В.- П. Л.)  в  печати  из  моих  стихов,-это  случайные  и  не  лучшие,   конечно, вещи."


"В  искусстве,  в  частности  в  поэзии,  ценно  новое,  оригинальное,  идущее  от  жизни,  а  не  от  готовых  образцов  той  же  поэзии."


"Самая  сильная  Ваша  сторона- большая  музыкальность  и  энергия  стиха,  поэтический  темперамент."


"Отложите  рукопись  на  время,  займитесь  чем-нибудь  другим,  разлюбите  ее  по  возможности,-  тем  горячее  вернетесь  к  ней.А  когда  вернетесь,  перепишите  всю  от  руки,  по  памяти:  что  забылось-  не  жалейте,хорошее-  не  забудется.Это  прием,  проверенный  сотни  раз."


"Нужно  ухом,  слухом,  сердцем  угадывать,  какой  лад  и  строй  слов  годится  или  не  годится  для  изображения  того  или  иного  предмета. ...Хуже  нет  для  поэта  стремиться  к  "красивым"  словам  и  выражениям. Нужно  остерегаться  слов  и  выражений,  по  духу,  по  оттенкам  не  соответствующих  содержанию. Учитесь  правильно  писать,  строить  фразу,  читая  хорошие  книги..."


"Поэт  начинается  с  того,  что  он  хочет  о  чем-то  рассказать  людям,  чем-то поделиться  с  ними.  Для  этого  он  избирает  форму  изложения  своих  чувств  и  мыслей,  которую  он  находит  в  себе  самом,  в  своем  существе,  как  певец  находит  свой голос.  Чтобы  стать  поэтом,  нужно  иметь,  во-первых,  природные  данные,талант,  а  во-вторых  нужно  учиться,  нормальным  образом  учиться  всему...  в  частности  хорошо  изучить  родной  язык  и  литературу  в  ее  классических  образцах."


  "Вы  плачете  от  зависти  над  стихами  Светлова,  но  это  не  столь  уж  высокий  уровень  требований  к  себе. Научитесь  плакать  над  Пушкиным,  Некрасовым,  над  большой  поэзией,  озаряющей  своим  светом  века."


  "...талант- это  воля  к  творчеству.  вера,  готовность  рисковать  всем  и  т.  д.  Не  может  быть  такого  положения,  чтобы  кто-то  за  меня  решил,  писать  мне  или  не  писать.Этак-то  слишком  легко  было  бы  жить  на  свете! Да  и  велика  ли  была  бы  честь  пишущему,  если  он  пишет,  получив  твердую  гарантию  ( от  кого?)!...Ведь  не  бросите  же  Вы  писать,  если  я  скажу:  бросьте!  А  если  можете  бросить  (если  могли  бы),  то  уж  тогда  лучше  всего  бросить."


   "...Вы  еще  не  отличаете  своего  от  чужого,  как  это  бывает  со  всеми  начинающими."


    "...рановато  прибегаете  к  воспоминаниям  об  уходящей  юности,  на  которых,  как  еще  Пушкин   говорил,  далеко  не  уедешь."

   "...отвлечься...от  личной  судьбы  страшно  трудно, но,  по-моему,  только  это  может  вывести  Вас  на  большую  дорогу  литературы.
   Болезни  и  страдания,  к  сожалению,  повторяются,  но  средства  духовного  их  преодоления в данном  случае  в  искусстве  не  могут  повторяться.  Иначе  произведение  может  иметь  лишь  ограниченно  личное  значение,  способно  будет  лишь  вызвать  лично  к  Вам  участливое  чувство,  а  Вам  этого  мало:  настоящую  опору  в  жизни  и  облегчение  личных  страданий  Вы,  естественно,  видите  лишь  в  объективной   ценности  своего  труда,  своих   усилий, и  участие  к  личной  судьбе  автора  у  читателя  тогда  во  много  раз  живее  и  активнее."


  В  связи  с  этим  хотелось  бы  остановиться  на  трагических  судьбах  многих  представителей  творческих  профессий, и,  в  первую  очередь  писателей  и  поэтов.
Как  известно,  реализация  способности  к  самовыражению  для  них  имеет  огромное  значение,  и  если  теряется  эта  способность  по  каким-либо  причинам,  то  писатель
перестает  быть  творческою  личностью. А.  Блок  при  написании  своих  произведений  часто  слышал  музыку,  звуки, сопутствующие  творческому  процессу,  потом,  когда  музыка  кончилась, поэт  "оглох", исписался  и  не  создавал  более  стихов. Трудно  сказать  по  какой  причине   ушел  из  жизни  В.В. Маяковский,  истинная  причина  для  нас  навсегда  останется  нераскрытой,  однако  можно  предположить  определенные  трудности,  связанные  с  самореализацией. Трагический  конец  был  у  Стендаля.  Эрнест  Хемингуэй  пока  писал  свои  произведения,  оставался  жив  благодаря  им,  они  как  бы  отодвигали  неизбежную  страшную  развязку.Наиболее  ярким  произведением  в  этом  плане,  на  мой  взгляд, является "Недолгое  счастье  Френсиса  Макомбера",когда  главный  герой,  будучи  обычным,  заурядным  человеком,  попав  в  экстремальную  ситуацию  проявляет  себя  с  неожиданной  стороны,  представ  мужественным, храбрым  охотником- и  трагически  погибает.  Однако,  продолжим.


  " Одно  дело  написать  стихотворение  для  "внутренних"   надобностей,  в  силу  влечения  к  стихосложению,  другое  дело- написать  то,  что  составляло  бы  общий  интерес."


  "...много  случайных  слов,  стремления  выразиться  покудрявее,  покрасивее  в  ущерб  точности  и  правде  изображения."


  "Вы  пишите,  что  "готовы  сделать  любые  исправления"  ради  опубликования  вещи  в  "Новом  мире".Никогда  не  говорите  и  не  делайте  так.Нужно  делать  только  те  исправления,  какие  Вам- автору- представляются  необходимыми,  а  не  кому-либо  иному."


  "...пишите,  если  Вы  испытываете  к  этому  влечение  и  если  эти  занятия  доставляют  Вам  и  окружающим  Вас  людям  радость. Но  умение  складывать  строчки,  созвучные  в  окончаниях  и  подчиненные  единой  ритмической  норме,  само  по  себе  еще  не  может  свидетельствовать  о  наличии  у  человека  определенных   способностей  к  собственно  поэтической  работе. ...этому  нельзя  научить  не  только  при  помощи  писем,  консультаций  и  т.  п.,  но  и  при  помощи  специальных  вузов,  вроде  нашего  Литературного  института.До  этого  доходят  сами."


  "Им  и  невдомек,  что  написать,  например,  поэму- ничуть  не  легче,  чем  излечить  человека  от  тяжкого  заболевания,  произвести  сложнейшую  хирургическую  операцию  и  что  на  это  требуется  никак  не  меньше  обучения,  труда,  знаний,  прирожденных  способностей,  опыта. Более  того:  для  поэмы  всего  зтого  требуется    еще  больше,  и  если  опытный  врач  делает  привычные  ему  вещи,  как  говорят,  с  закрытыми  глазами,  то  опытный  писатель( вот  я,  например)  каждое  новое  свое  произведение  начинает,  как  в  первый  раз  в  жизни;  про  себя  могу  сказать:  чем  больше  пишу,  тем  мне  мое  дело  становится  не  легче,  а  труднее.
Поэзия-  это    такая  область,  которой  человек  посвящает  всю  свою  жизнь  от  начала  до  конца,  всю  жизнь  без  остатка,  и  при  всем  этом  так  часто  жестоко  ошибается,  переоценив  свои  силы,  терпит  горчайшее  разочарование,  уже  пройдя  большую  половину  пути  и  не  имея   возможности  повернуть  обратно,  на  какой -либо  другой  путь."


   "А  к  Маяковскому  нужно  относиться  так  же  свободно  и  безбоязненно,  как  он  относился  к  неизмеримо   более  безупречным  в  слове  мастерам."


   "Эти  стихи  ничего  не  открывают,  ничего  не  добавляют  к  тому,  что  можно  почерпнуть  из  других  источников.  Поэзия  сама  незаменима  и  заменять  собою  что -  либо  не  должна,  не  может."

   
  "Диалектизмов  не  нужно  бояться,  ими  нужно  пользоваться  с  толком,  и  великие  старики  (Л.  Толстой,  Тургенев ,  не  говоря  уже  о  Лескове,  который  тут  кокетничал)  отлично  знали  об  этом  и  нас,  дураков,  этому  учат.Литература  невозможна  на  так  называемом  литературном,  дистиллированном  языке."


   "Советская  поэзия  в  своих  лучших  образцах,  более  чем  кому  другому  из  предшественников  и  учителей,  обязана  Некрасову.Лично  для  меня  это  имя  в  ряду  самых  дорогих  имен  родной  русской  литературы."


"...художественность - она  строга,  проста,  целомудренна  и  не  обязательно -  красавица."


  "Язык  шутит  злые  шутки,  когда  с  ним  обращаются,  скажем ,  небрежно."


  "...верно  угадать,  каким  размером  о  чем  можно  писать,- это  все  равно  что  написать  вещь  наполовину."


  "...поэзия  не  любит  и  таких  словесных  ужимок.Она  любит  речь  ясную,  дельную,  сердечную  и  разумную.А  такая  речь  появляется  тогда,  когда  человеку  действительно  хочется  нечто  свое  выразить  в  рифмованных  строчках,  а  не  просто  "показать",  что  он  умеет  "выкинуть  коленце"  по  образу  тех,  кто  этим  занимался  до  него.Словом,  стихи  есть,  а  поэзии  нет."               


  "Это  значит,  что  любой  классический  размер  должен  быть  так..."освоен",  приведен  в  соответствие   с  содержанием,  чтобы  он  даже  не  напоминал  его(этого  размера)  другие  образцы. Это...нелегко,  но  это  одна  из  самых  существенных,  решающих  тайн  поэзии."


   
  "Нужны  годы  и  годы  упорного  труда  и  учения,- не  говоря  уже  о  таланте,  чтобы  просто  владеть  уменьем  правильно  и  выразительно  излагать  свои  мысли,  впечатления  и  наблюдения."


  "Не  спешите  писать,  спешите  читать  и  думать."


  "Если  мечтать  стать  Шекспиром,  то  хоть  К (...)  будешь,   а  если  на  К  (...)  равняться,  то  и  К (...)  не  получится. Конечно,  нельзя  мечтать  стать  чем-то,  это  и  не  нужно,  и  вредно,  но  мерить  свое  иным,  вершинным  мерилом  необходимо."


Рецензии