ЯС, НО... Записки дилетанта I

О море и Адониевом стихе.

         Нет, речь  не о Средиземном, не о Чёрном и даже не о Японском море. Речь о той самой море, на которой построено античное стихосложение, и соответственно, все, заимствованные нами, стихотворные размеры, в том числе и дактиль, и хорей, и ямб, ставшие основой японского сонета.
        Мора (лат. mora – промежуток времени, пауза), по определению – нормальная продолжительность краткого слога, самая малая единица счёта в стихе. Все остальные единицы кратны море. Например:
1 краткий слог = 1 мора
1 долгий слог = 2 моры
Стопа ямба (1 краткий +1 долгий) =3 моры
Стопа хорея (1 долгий+1 краткий) = 3 моры
Стопа дактиля (1 долгий +2 кратких) = 4 моры, и т.д.

          Мора – в лингвистике единица меньшая, чем слог.  Это обстоятельство позволило известному учёному-востоковеду, автору системы перевода звуков и слогов японской речи в кириллицу, Е.Д. Поливанову утверждать, что в японском языке минимальная психологически ощущаемая и фонологически важная единица – не звук, не слог, а именно мора. С точки зрения Поливанова «японская мора» – слог с кратким гласным или просто один краткий гласный, или даже один согласный (например, когда один согласный произносится долго, как бы раздваиваясь). Слог с долгим гласным представляется сочетанием двух мор. Так, слово «Япония», в иероглифическом письме обозначающееся двумя знаками, насчитывает 4 моры: «Ни-п-по-н».
           В русском языке долгий слог традиционно связан с ударением, в японском и древнегреческом такое понятие ударения отсутствует.
Если математически перевести в моры классическое хайку, получаем: 7+10+7,  катрен "обычного" ЯСа в морах: 10+7+10+7.
          А теперь обратимся к одному из логаэдов, то есть смешанных размеров античной лирики, Адониеву стиху, использовавшемуся для гимнов, посвященных Адонису, и запечатлённому в сапфической строфе: –UU–U... Постойте, разве это не первая строка хайку? А вот это: –UU–UU–, строфы катрена ЯСа или середина хайку, или то, что в литературной энциклопедии называется хориямбом?..


Рецензии