Круги времён
Вращая опытами наших рук
Вопросы, глиной жизни для проформы
Пометив, где наш враг, и где наш друг.
На самом деле всё не так уж просто,
Да и не сложно, если не мешать
Себе самим в избрании вопросов
К ответам, что приметила душа.
Под нашими ногами, в днях бесценных,
Сбивающихся под откос времён.
И город, и планета, несомненно,
Не на коне смертей, не под конём,
А где-то, в междумирье осознаний,
В недосягаемости полумер
Слепых обид, и жалостных терзаний
Взаимной несговорчивости вер.
И оттиском тишайших откровений
На глине, совершающей круги
По жизненному опыту забвений,
Едва заметен Божий след руки.
03.08.2009
Анализ стихотворения «Круги времён»
Тема и идея
Основная тема — философские размышления о времени, жизни и человеческом существовании. Автор исследует цикличность времени и его влияние на человеческую судьбу.
Идея произведения заключается в том, что жизнь — это непрерывный круговорот событий, в котором человек учится на собственном опыте и приходит к духовному осознанию.
Композиция
Стихотворение состоит из 4 строф (всего 16 строк). Композиция развивается от общего философского размышления к конкретным образам и завершается духовным осмыслением.
Образный ряд
Центральный образ — круги времени, символизирующие цикличность жизни
Метафора глины — материал, на котором записывается жизненный опыт
Образ междумирья — состояние духовного поиска
Символ Божьей руки — высшая сила, направляющая человека
Художественные средства
Метафоры: «круги времён», «глиной жизни», «междумирье осознаний»
Эпитеты: «тишайших откровений», «бесценных дней»
Антитезы: «враг — друг», «смерть — жизнь»
Олицетворение: «круги… оттачивают форму»
Особенности стихосложения
Размер: ямб
Рифмовка: перекрёстная (АБАБ)
Ритмика: плавная, философская
Настроение и тональность
Стихотворение проникнуто философским созерцанием, спокойствием и глубокой мудростью. Тональность — размышляющая, немного меланхоличная.
Вывод
Произведение представляет собой глубокое философское размышление о смысле жизни, времени и духовном развитии человека. Автор мастерски использует художественные средства для передачи сложной системы образов и идей, создавая целостное философское произведение.
Свидетельство о публикации №109080303995