Четыре короля и фальшивый джокер

ЧЕТЫРЕ КОРОЛЯ И ФАЛЬШИВЫЙ ДЖОКЕР

         Так получилось, что моя юность прошла в общении с классикой, вне литературной среды. Поэтому и выгляжу я, как поздний современник серебряного века, младший товарищ какого-нибудь Бальмонта или Есенина, но никак не Бродского или Евтушенко. 
      
        Шла вторая половина восьмидесятых, начинали входить в лексикон горбачёвские слова  «гласность, перестройка,  ускорение». Слово демократия уже писали вне устойчивой связи с эпитетом «западная». 
       Мне только что стукнуло 30.  Я жил в глухом таёжном посёлке Восток, что в семистах километрах плохой дороги от Владивостока. В самом центре Сихотэ-Алиня. «Долиной смерти» называли аборигены орочи  то место, где стоял посёлок. В до цивильные времена и люди, и звери приходили сюда умирать. 
       Внешне – чудное место! Полноводная горная река, сопки с нетронутым реликтовым лесом, а по ночам – бездонное, усеянное звёздами южное небо, дикие звери время от времени забредающие в посёлок, то олени, то тигры, то медведи.  Пятиэтажки, пять тысяч человек населения, асфальт, и на сто км  на запад и двести на восток ни одного населённого пункта.
       Замкнутое ограниченное крутыми сопками пространство доводит людей, страдающих клаустрофобией, до нервного срыва, если они живут безвыездно более полугода.
       Мой сенсорный голод на Востоке способствовал чтению. Я знал всех печатающихся графоманов того времени. Мои полки ломились от стихотворной макулатуры, скупаемой в местном книжном магазине.

      В те времена и  краевой центр был  так же малодоступен для меня,  как и столица. Я работал школьным учителем и лишь на каникулах мог себе позволить путешествия.  У меня уже были стихи, за которые мне и сегодня не стыдно. Хотелось печататься и непременно –  в Москве.  На своей территории  я нигде всерьёз не отвергался. Меня с первого раза взяли и в альманах «Литературный Владивосток», и в единственный толстый журнал «Дальний Восток», и в Дальневосточном издательстве уже приняли первую рукопись к изданию. Рецензентом был Илья Фаликов.
     Сейчас не помню, как у меня оказался московский телефон Ильи Зиновьевича, самого известного из приморских поэтов, жившего  в пяти минутах ходьбы от Кремля. У него уже было несколько книг стихов и кой-какая литературная известность. Некоторым образом, я чувствовал, что состою с ним в дружеских отношениях, читая его стихи с семнадцати лет. Плевать, что сам автор ничего об этом не знает. На правах земляка я позвонил ему и попросил о встрече.
    Встреча  состоялась на ступеньках Дома литераторов. Помню,  вахтёр неохотно пропустил меня вовнутрь. Молодость и здоровье  там были на подозрении. Лишь плешивые и седовласые, болезненно худые и тучные алкоголики могли носить почётное звание литератора.  Я со своей спортивной наружностью тогда ещё не был отформатирован под существовавший в Доме литераторов стандарт и ловил на себе недоумённые взгляды. Фаликов покровительствовал, и был снисходителен. Он сам в молодости серьёзно занимался боксом и понимал, что алкоголь, роковые  женщины и пожирающее изнутри тщеславие, непременные спутники всякого поэта, сделают своё дело, и скоро, очень скоро я перестану выделяться наружностью.
     «Вдыхай воздух разврата!» -  что-то подобное небрежно бросил через плечо Фаликов, ведя меня в местную ресторацию, сумеречное тесное помещение на несколько столов. Время было около обеденное, заведение только открылось, и мы были первыми посетителями. Очевидно, Фаликову льстил мой неподдельный интерес к нему, и в его глазах откровенно плясали смеющиеся черти, но я так рад был приобщиться к живой  литературе, что это обстоятельство не омрачало мой праздник.
      Мы разговаривали о том, о сём – ничего существенного.  Через несколько минут в кафе появился Вячеслав Пушкин, ещё одна легенда приморской поэзии. Наверняка,  многочисленные  поклонницы во Владивостоке,  из числа поддавшихся его мужскому обаянию, хранят, втайне от своих мужей, память о статном добродушном  блондине, каким он был в шестидесятых годах прошлого века.
   

     С Вячеславом Пушкиным у меня была связана одна забавная история. Уже, будучи студентом филологического факультета Дальневосточного университета, я узнал, что в Москве существует Литературный институт и заболел от желания поступить туда. Кто-то мне сказал, что для этого необходима рецензия члена СП.
    Я заручился для храбрости дружеской поддержкой младшего товарища  Александра Колесова, будущего редактора альманаха «Рубеж»,  тогда странного  любопытствующего в местной литературе студента отделения журналистики. Он  умопомрачительное количество времени проводил за чтением стихов, и его чемодан доверху был набит стихотворными раритетами дальневосточных издательств.
      Со страхом и любопытством первопроходцев мы вступили в Серую Лошадь – так называлось здание, где на первом этаже располагался Союз писателей. Узкий коридор, комнатёнка налево, бильярд прямо и направо громадный зал со старорежимными потолками. Длинный широкий стол для литературных ристалищ.
      Секретарский стол стоял отдельно как символ власти.
      Серая Лошадь и Союз писателей. Чувствуете Воланда?
      Вячеславу Пушкину тогда было тридцать шесть лет, но он мне показался глубоким стариком. Светло-фиолетовая печать вчерашних возлияний проступала в его лице.
       На удивление, он легко согласился написать рецензию. Она была почти положительной, и уж точно доброжелательной. Хотя мои  стихи были откровенно чудовищными, графоманскими.
      Это был первый и последний успех у Серой Лошади. Стоило мне окрепнуть, написать первые приличные стихи,  и уже никогда этот бескрылый Пегас не признавал меня за своего. Всё пытался лягнуть, то ногой профессора кафедры литературы и критика по совместительству Сергея Филипповича Крившенко, то пролетарским копытом поэта Бориса Лапузина, лауреата премии местного комсомола, ныне почётного гражданина города и лауреата премии местного авторитета Владимира Николаева, опального мэра, сбежавшего от правосудия заграницу.
      Борис Лапузин, всерьёз считающий себя лучшим поэтом Дальнего Востока – уникум. Его можно не пародировать. Прочёл название «Топор», потом – первую строчку «Мой прадед честностью был славен…»  – 
и уже смешно, потому что ассоциативно вспоминается «дядя самых честных правил» – вылитый Лапузин с его двойной советской моралью. «Топор»  – стихотворение о предке плотнике, которого чуть ли не Иосифом звали.  Прочёл чуть ниже «Когда топорная работа/ Как ювелирная была…»  – и катаешься по полу от смеха. Или баллада «Приморская легенда» про Фенечку красавицу, которая учила грамоте местных крестьян, врачевала их. Белые злодеи (очевидно, семёновцы,  те же вооружённые земледельцы казаки, других в Приморье не было) зарубили Фенечку, причём без всяких на то оснований. Пришли  красные мстители и рубили белых в капусту за Фенечку красавицу. Опофеозно в конце баллады «Летели кони красные/Под самым красным знаменем»…  ну да, краснее и быть не может.

Уже совсем хорошие.
Сверх смысла и грамматики,
Летели чудо-лошади,
Животные романтики…

      От Лапузина у меня осталась пара разгромных рецензий на неопубликованные подборки моих стихов. Он слишком близко к сердцу принял завет советских профессионалов топить молодых поэтов, как щенков, пока слепые. Главное, что ставилось мне в вину – «непроявленная гражданская позиция», с кем я, «по какую сторону баррикад в смертельной схватке идей» и т.д.
        Некоторые стихи, из разбираемых лже-мэтром,  позже были опубликованы в «Новом мире», «Литературной учёбе» и даже в витринном издании на иностранных языках «Советская литература». То есть я был вполне советским поэтом, вопреки мнению вечно стоящего на посту Бориса Лапузина.

       Вячеслав Пушкин, заметно сдавший с последней нашей встречи в середине семидесятых, с печатью близкой смерти на лице, недолго в одиночестве пил кофе. Вскоре появился Юрий Кашук. Лысый, маленький,  он чем-то напоминал воробья и был так же нездоров, как и его собрат по перу. Но по-другому: его пожирал изнутри гражданский пламень деятеля. Они так и ушли из жизни вместе, Вячеслав – от рака горла,  не реализовавшийся и немилосердно избавленный от необходимости сказать нечто своё, оригинальное, и Юрий – от сердечного приступа на ступеньках местной приморской  администрации. Тот  вечно был вовлечён в социальную жизнь, в борьбу, имел кучу гражданских иллюзий,  за что и был пожалован, как настоящий социальный поэт,  ранней смертью. 

      Кашук принёс свежий номер «Комсомольской правды» (15 июня 1986), где была опубликована статья  Игоря Литвиненко. Игорь заведовал тогда критикой журнала «Дальний Восток». Статья называлась  «Тетеря с крыльями Пегаса» и была посвящена главному приморскому графоману Борису Лапузину. Она была разгромной. Зубодробительной. Читая газету, я ощущал  себя в центре оглушительного водопада живых литературных событий.  Я и Фаликов. Я и Кашук. Я и Пушкин (пусть не тот, но звучит здорово!). Четыре короля и фальшивый джокер Лапузин, битый  Комсомолкой на зелёном сукне питейного заведения Дома литераторов.
       Меня распирало от гордости, как солдата-новобранца, свалившегося с пополнением в окоп к настоящим фронтовикам.
       Фаликов иронически улыбался. Он был фаталист. Понимал, что от него ничего не зависит.
       Кашук озабоченно хмурился, ему хотелось сражаться. Он верил в себя, в свою страну, в гражданское общество.
      Пушкин выглядел уставшим и разочарованным. И в себе, и в жизни, и в литературе как таковой.
      «Перемен! Мы требуем перемен!» - пел сумрачный Цой.
      Мы ещё не знали, чем закончится головокружительное, свободное, демократическое падение, какие боль и стыд ждали нас впереди.
      
               
                Август 2009 г.
    


Рецензии
короли приходят у уходят,
поэты тоже приходят и уходят,
но поэзия власти и власть поэзии остаются!

Владимир Монахов   08.03.2010 13:23     Заявить о нарушении
Блин, публикации посыпались, не согласуясь с моими желаниями: www.lgz.ru/article/11885

Иван Шепета   11.03.2010 17:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.