Стихи писать не запретишь

     Меня на кухню запахи влекут - там снова что-то жарят и пекут.
     Разбор творческих полетов и падений.
     Автор не всегда согласен с тем,что он пишет иногда от своего имени.

         1.КАК ПИШУТСЯ СТИХИ?
     Понятно что пером на бумаге. Понятно, что они рождаются в голове, но почему не в каждой? Стихи ко мне приходят свыше - скажет каждый второй автор в доверительной беседе.
Не подвергая сомнению творческую потенцию тех сфер, куда он при этом покажет пальцем, все же присоветуем: "как бы  ты высоко не летал,никогда не отрывайся от реальности"  ибо  "суфлеры" могут оказаться большими любителями пошутить,а литературные критики заявиться в белых халатах и "птичку" будет жалко

         2. Ловушка для павлина.
Сладкие муки творчества, ради которых все, это не для тех, кто штампует свои тексты как Урфин Джюс своих солдат. Но всякий начинающий писать стихи не как автомат, попадает  в одну позиционную ловушку: писать вдохновенно получается о том, что лично глубоко пережито и прочувствованно.
         Но тогда получается писать не о времени, а о самом себе.
          
      Поскольку каждый из нас, поверьте на слово ,считает себя лучшим представителем рода человеческого, активно ныне и присно пишущая братия ,видит в творческом зеркале важную птицу с большим красивым хвостом.
         И не смущает  намек природы, наградивший божественным голосом серого и неприметного соловья.
         Открывая книгу или страницу иного автора, с разделенной радостью узнаешь, какой это тонкий, умный и благородный человек и всем нам очень повезло жить с ним в одну эпоху.
          
         3. ЧТО ЕСТЬ ПОЭЗИЯ?
         Все-таки поэзия это нечто большее, чем подбор словесных эквивалентов для своих визуальных ассоциаций. Споры о том, что есть "Поэзия" -  форма или содержание, возникли задолго до того, как поймали и закидали камнями первого эфиопа, сочинившего в рифму.
         Хотя современная поэтическая форма давно "трещит на плечах содержания" сторонники костюмированного поэтического балла с гусиной грацией дефилируют на модных показах.
         Поэзия это не ношение красивых одежд, а душевный стриптиз и она существует вне текста, как женщина вне платья.
         Текст это только язык,изобразительное средство, картина, мост через реку, телевизор, билет в театр.
         Восторгаться текстом это тоже самое,  что обнимать и целовать автомобиль на котором приехала ваша невеста.
         Мы не случайно сравнили поэзию и автомобиль. Ибо поэзия это всегда путешествие.  Эмоциональное, познавательное путешествие в духовный мир автора, в свой собственный мир или путешествие в те события, о которых идет речь, как в Божественной Комедии.  Мы опять не случайно вспомнили Данте и его сочинение почтенного возраста, ибо современные поэты повествовательной тематики избегают.
         Это требует от них невозможного - единства формы и содержания, да еще и в течении всего большого повествования.
         Гораздо легче сочинить что-нибудь этакое, ни о чем  и важно расхаживать В "паэтах" и ждать благодарного читателя, который упорно не желает являться на поэтические вечера, предпочитая визит к стоматологу.

         4. ТАБУ В ПОЭЗИИ.
    Слово "табу" пришло к нам из полинезийского языка.
    Когда островной вождь заводил себе новую пассию, он предъявлял ее растущему племени. Сначала он показывал на свою молодую жену, а потом поднимал палец в небо и строго произносил: "табу!"
         Какие табу есть в поэзии где,культивируется свобода творчества?
         Напомним для начала,что речь идет о Поэзии.
         Претенциозные опусы;
         вычурные экспромты  скучающего ума;
         рифмованные жалобы на несовершенство окружающего мира;
         короткие, как вспышки пороха, проблески остроумия;
         рифмованные зарисовки собственного бытия,
         а так же кибер - тексты, от которых задымилась наша новая немецкая дешифровальная машина, к Поэзии не относятся.
         Чего можно и чего нельзя касаться  руками при сочинении текстов божественным языком?
         Ода императрице от Михайло Ломоносова или панигерик собственному начальнику в предвкушении премии и капустного пирога, состоят в прямом родстве со стихами в альбом прекрасной даме и к запретным темам не относятся.
         А вот степень натурализма  в описании сцен сугубо личных отношений с императрицей,начальником и прекрасной дамой это экзамен для чувства меры,вкуса и всего того, что мы называем культурой письменной и устной речи.
         Но мы не намерены здесь писать шпаргалки для двоечников или  ставить указатели  вдоль дороги -
         пусть каждый сам смазывает зеленкой свои творческие коленки.

         5.ПОЭТЫ И ГРАФОМАНЫ.
    Поэтов, как и художников, можно,условно,разделить на две группы.
    Первые берутся за перо или кисть,чтобы рассказать от том, как прекрасен  этот мир.
    Вторые восторженно рассказывает нам  о том, как прекрасно они собой украшают этот несовершенный мир.
    И здесь не все так просто.
    Иным так здорово удается собственной харизмой оправдать наше скромное существование, что это куда ценнее чем маловыразительное, измученное творческими поисками сочинения тех, кто пытается нам навязать свои спорные представления о красоте и смысле бытия.
          
          6. ЛИЧНОСТЬ ПОЭТА.
     Личность поэта это то, что несомненно лежит за пределами текста,
но оказывает неоценимое влияние на наше впечатление от прочитанного или на катарсис.
     Нам очень важно знать: КТО это написал?
     Мы любим и хотим подражать.
     Еще Пушкин сказал,что чтение это следование за мыслью умного человека.
     Здесь на стихире были две странички очень известного манерного поэта (АВ): первая от его имени, вторая - инкогнито. Как вы догадываетесь, на первой странице полно восторженных откликов, на второй - ничего.
    Поэтому субтильный поэт,с девственным голосом, в очках, из библиотеки - не заманит нас так, как трибун и гражданин.
    Мы читаем Байрона, потому что он сражался с греками за их независимость.    А Поль Элюар померк в наших глазах,когда мы узнали, как он зависел от Галы - будущей жены С.Дали.
    Над личностью своей поэт верно должен работать прежде, чем над текстом.
    Когда мы восторгаемся стихами и личностью одаренного поэта,а потом узнаем,
что это был  заурядный пьяница, гроза ресторанной посуды, а в быту несносный человек - для нас рушится мир.
    Конечно, раздвоение личности для поэта обычное состоянии. Настоящий он в минуты творческого вдохновения и душевного полета. Многие поэты в эти минуты уединяются, многие творческие личности творили, вынужденно оказавшись за бортом жизни, как Астрид Линдгрен, которая сочинила своего "Карлсона", когда не могла не только летать, но даже ходить.
    Конечно, это интересный в творчестве вопрос: когда художник творит больше,
когда погружается в жизнь или когда уходит от нее?
 
          7.ПОЭТ В РОССИИ БОЛЬШЕ.
     Все значительные поэты 20 века обладали способностью предчувствовать свою судьбу. Это было естественным свойством их развитой личности.
     Проверь и себя по этому тесту,прежде чем переводить бумагу.
     Поэт это не составитель рифмованных кроссвордов и шарад,и не словесный жонглер,это тонкая духовная организация и стихи это только проявленная часть его богатого внутреннего мира,зачастую скрытая от него самого. 
     Начинающие авторы обязательно желают знать, обычно от метров,
     настоящие они поэты или нет? Во первых поэт об этом никого не спрашивает.
     То состояние для него в котором он находится,
     язык на котором он говорит, для него совершенно естественен и скорее всего он не будет занят самолюбованием или  принятием поз, а будет несоглашаться с тем , что окружающий мир груб и несовершенен.
          
          8. ПЛАГИАТ
      Плагиат это, когда само художественное произведение остается без изменений, а меняется только фамилия его создателя. Этот путь в искусстве напрасно называют легким, поскольку иметь дело с разъяренным автором, объясняться с возбужденными знатоками литературного наследия - непросто.
      Поэтому приверженцы плагиата обычно вместе с фамилией создателя меняют и отличительные признаки произведения, с тем чтобы облегчить свою борьбу за существование.
      Плагиата мало кому удается избежать.
      В Искусстве вообще это не обязательно плохо.
      В скульптуре, например, сплошной плагиат с уже созданного
      и это никого не нервирует. Как мы думаем.
      В живописи, чем тщательнее ты копируешь натуру, тем лучше.
      В музыке всего семь нот, как тут быть оригинальным.
      В литературе все запущено. Плагиаторы преследуются, презираются, наказываются физически и материально. Существует, однако, немало разрешенных и допустимых форм плагиата. Пародия, подражание, ремиссия, продолжение и т.п.
               
          9. ПАРОДИИ. Подковать блоху.
     Непременейшее условие для появления на свет пародии это закон Левши: чтобы «аглицких мастеров превзойти». Это особенно важно для Пародий ибо стараются достать именитых.
     Если в пародии первоисточник превзойти не удается то, это будет
В лучшем случае подражание, а в худшем - пародия на самого себя.
     Здесь не годится ни оглупление, ни высмеивание. В пародии противника побеждают его же оружием,на его территории  и в его любимой игре - "домино".
Потому как сочинения иных напоминают способ присоединения костяшек по признаку внешнего подобия.
    В пародии уже есть свои вершины. Для примера пародия Л.Филатова на Р.Рождественского. Обратите внимание на точность интонации.
     Хотя пародисты и делают нужное дело, им  не следует слишком гордиться своим ремеслом, ибо  светят они отраженным светом.
          
           10. А ЧТО СКАЖЕТ АСТРОЛОГИЯ?
      Астрологи читают не тексты,а звездные карты и определенно утверждают,что есть
два знака Зодиака,которые дают звездную предрасположенность к сочинению стихов и способность к их восприятию это Близнецы и Рак.
      Время Когда Венера и Марс проходят по Близнецам и Раку очень благоприятно для литературного творчества и его нужно использовать.
      Астрологи используют натальную карту. Это карта где показано в каких знаках Зодиака находились планеты на момент рождения. У Пушкина,Бродского и Евтушенко обнаружилась общая подтверждающая картина. У них в натальной карте Марс И Венера находятся в знаке Близнецов или Рака.

       Или как Всеволод Рождественский. родился 10 апр. но  у него четыре планеты в Близнецах, а Венера в Рыбах.
      Немало поэтов также среди Весов,Стрельцов и Рыб,и даже Девы. Очень мало вероятно что Поэт родится под знаком Тельца,Козерога,Овна и нет ни одного поэта под знаком Льва. Про знак Льва можно сказать и еще одно. Большинство поэтов  уходят из жизни  в эти теплые августовские дни или близко.(Лермонтов,Высоцкий,Цой,Блок,Гумилев,Цветаева...)

          11."Я ЛИШЬ ХОЧУ ЧТОБ ТЫ ВЗЯЛА БУКЕТ".
      Поэзия состоит из слов,как букет из цветов. Но встречаются слова - сорняки.
      Никто не дарит своей любимой тёще букет из крапивы, потому что можно этим же букетом и...
      Но, покупая томик стихов современного "аффтора", мы лишены возможности вернуть их сочинителю с нашей короткой резолюцией, взятой из ленинского определения интеллигенции.
      Несправедливо упрекать Игоря Губермана,который без вины и не по собственной  воле оказался в местах, где портят не только язык,но и ломают судьбы.
      Но что сказать о той пишущей "интеллигенции",которая,прибавляя себе народности, подцепляет те слова, которые, как репей у бездомной собаки на хвосте.
      Поэт это верно не тот,кто идет за народом, а тот, за кем идет народ.

      Мы берем в руки пишущего автора в надежде,что он  высоко,образно и легко владеет искусством художественного слова, а тут оказывается что он неразборчив в выборе материала и свой словарный запас пополнял у пивного ларька.
      Мы не предъявляем претензии к словам. Слова нужны разные. Даже крапива в  хороша, когда  она в супе.
     Но, читающие поэзию, это чувственные и доверчивые люди и ваши ненормативные "экзерсисы",а также заменяющие их эвфемизмы  рождают у читающего неисчезающие ассоциации и подсовывать в тексты негожие слова это то же, что обманывать доверие ребёнка.
      Граждане поэты, избегайте в своих сочинениях "тяжелых"  слов. Тяжелые слова,как и тяжелые металлы, не выводятся из организма.
         
           Из нобелевской речи Иосифа Бродского:
           Только если  мы решили,  что "сапиенсу" пора остановиться  в своем развитии,   литературе следует говорить  на языке народа. Конец цитаты.
 
       12. СОРТИРОВКА ПО ВИДАМ.
     Можно выделить три вида поэтических сочинений.
     1. Сюжетные. Повествовательные или динамические. Они больше напоминают прозу в стихах, имеют назначение рассказать о событии и поэтические приемы здесь подчинены замыслу и следуют за сюжетом.
Имели место в эпических произведениях  или , например, предъявление паспорта на границе \В.Маяковский\ 

В современности имеет противоположное явление -  аморфное,бесскелетное, абстрактное дефиле, занятое только демонстрацией декоративных элементов без полезного их применения.

      2. Художественное. Импрессионизм. Такие сочинения напоминают рисование на пленере. Суть таких произведений в художественном описании языком поэзии статических явлений обычно известных: красоты тела, пейзажа,
Достоинство таких сочинений в особенном поэтическом восприятии и художественном языке.

      3. Авторские произведения. Они могут быть какими угодно. Главное в них то, что они принадлежат перу определенного автора - тем и интересны.

      13. Методология и техника написания настоящих стихов.

      13.1. Использование рифмы.
   Рифма это основной признак отличающий стихи от прозы. Используя разные по смыслу но созвучные слова, авторы могут строить текст на ритмичекой основе или  акцентировать внимание на отдельных моментах.
   Рифма подобна нити, которая связывает словесный бисер превращая его в ожерелье.
   В способах использования рифмы выделяются два основных тактических приема:

    Первый состоит в том,что сначала определяется смысл,а затем подбираются слова и рифмы способные его довести. Этот способ кажется логичным,так как стихи пишутся ради смысла,а не ради рифмы.

    Второй способ: сначала выбирают изобразительные средства - рифмы а потом находится место их применения.  Этот способ является количественно более продуктивным,так как логических сюжетов вытекающих из рифмы значительно больше чем самих рифм,способных отобразить наши замыслы и к тому же наличие прямого смысла в стихах, в отличие от рифмы,  не обязательно.

   У рифмы есть еще одна обязательная особенность. Они должна быть незаметной, естественной. Поэты часто подыскивают нужную рифму, чтобы закончить четверостишье и это - чужеродное торчит из текста, как запеченный таракан из пасхального кулича.

   Рифма - инструмент, вспомогательное средство, а не самоцель.
   Лишенные содержательного смысла, логики, повествования, философии, "ума холодных наблюдений и сердца горестны замет"(АСП) стихи превращаются в поэтический культуризм, когда демонстрируются мускулы без полезного их применения.
Это очень печально.  Вычурность и ажурность формы для многих стала такой демонстрацией моды:  "Легким движением руки брюки превращаются"
И вместо "облака в штанах" - туман в элегантных шортах.


    14. Место обитания. Форма и содержание.
Поэзия может существовать только в пределах заданной, концентрированной формы. Отклонение от формы означает просто отклонение от поэзии в сторону прозы. Проза это также поэзия, только с более сложной, и менее акцентированной гармоникой. Настоящего поэта всегда узнаешь по безупречной форме изложения.
   Кроме прямой рифмы есть еще интонационное ударение. В каждом размере и стихотворной форме есть мелодия, музыка. Автор должен ее чувствовать и следовать.
   Это хорошо показать на примере стихов Сергея Есенина. Мелодичность его стихов заметил и положил на песню композитор Григорий Пономаренко.
Или Николай Носков, положивший, затерявшиеся в сборнике стихи "однообразные мелькают..." и  ставшие величественными.
   
    15. Взгляд на стихи изнутри и снаружи.
Для восприятия стихов очень важное такое состояние, как резонанс восприятия.
Автор видит стихи внутренним взором. У него за каждым словом выстраивается  свой ассоциативный ряд, который может не выстраиваться у читателя.
Все известные и читаемые поэты отличались тем, что писали в ассоциативном ряде понятным широкому кругу. Нужно ли исходя из этого следовать за...? Кажется, мы уже об этом говорили...

   16. Как отличить настоящие стихи от "кирпичной кладки". 
Очень просто. Рифмы, аллитерации здесь ни при чем. Если вы, прочитав полстраницы, откладываете в сторону книгу и от нахлынувших чувств начинаете сами что-то записывать, значит это стихи и настоящие.

   17. Почему сегодня нет поэтов?
Они есть. Просто их стало много. А за деревьями леса не видно. И, конечно, количество не перешло в качество. Сказывается и то, что уровень способности писать, еще не говорить, на "языке богов" опустился на земной, человеческий уровень и он, с позволения Владимира Семеновича, стал уровнем не небес, а подворотен. Мы так долго несли культуру в народ, что теперь приходиться выносить ее из народа и увы, вперед ногами.
   
       18. Поэт или графоман?

   Как отличить? Отличие, как ни странно не в тексте, а в позиции.
   Графоман приходит за признанием. Поэта увлекает сам процесс. Как говорила Белла Ахмадуллина: "после того, как я напишу стихи, меня их судьба не интересует".
  Если автор увешал себя наградами, изданиями, номинациями и премиями, поздравьте товарища и пусть ему будет приятно. Каждому свое.
  Итак, нас есть два вида: любящих поэзию в себе и себя в поэзии.

     19. Почему трудно читаются стихи?
   Потому что словам тесно. Стихотворная форма - жесткая, как корсет. И многие авторы заталкивают и запихивают слова в установленный размер и чтение стихов рождает желание их оставить - освободиться, как из плена.
   Писать так, что размер, форма  не чувствуется, могут не многие.
   Слова должны литься, как течет лесной ручей, как летит птица - вслед  за мыслью легко и свободно. Состояние легкости, непринужденности и естественности языка делает чтение приятным и полезным.
   Показательной легкостью языка обладал Пушкин. Конечно, существуют поэтические формы и размеры в которых язык чувствует себя наиболее естественно - раскрывается. Пушкин нашел такую форму. И многое современные авторы, избегая подражания, ищут новые экспериментируют и не всегда с этим попадают.
   А в чужом доме языку, как ребенку в детдоме  - не уютно.


 


Рецензии

Толково написано ! Спасибо , Николай .
Я бы даже сказал - потолково )
На мой взгляд , более короче и доходчивей "разжевать" поэзию уже трудно .
Спорными считаю пункты седьмой и десятый ...
И так "скоропостижно" подводить черту под двадцатым веком тоже воздержался бы .
Рядом с Высоцким стоило бы упомянуть несколько всем известных бардов
(и ещё одного Иосифа).
Пока мысли все , с уважением , не прощаюсь !

Евгеник Тёмный   18.09.2014 01:33     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Евгений, за такую оценку.
Спорные моменты могут быть. Но меня до сих пор поражает у Рубцова "я умру в крещенские морозы" или у Гумилева " отольет пулю и для меня"
А у Евтушенко считается что у него год рождения 33 и там нет планет в нужном месте. Но сам сказал, что у него 32 и там Венера и Марс в близнецах и Раке.
А Иосиф это Вы про Мандельштама?

Николай Кладов   18.09.2014 07:24   Заявить о нарушении

Спорный момент в том , что исходя из ваших слов , Николай ,
вы допускаете существование своеобразного "теста" на
поэтичность))
Иными словами , человек , что-то пишущий , но не способный молвить слово ,
хотя бы приблизительно , о дате своей смерти ,
на поэта однозначно уже не тянет ?
Да , и Иосифа я имел ввиду Мандельштамма , вы правы....

Евгеник Тёмный   18.09.2014 12:44   Заявить о нарушении
Не совсем так Евгеник. Хотя близко. Это можно пояснить. Есть две способности : писать стихи и предвидеть свое будущее. Чаще всего эти обе способности являются результатом общего развития духовной личности. Но, видимо, не обязательно, что пишущий стихи должен быть ясновидцем. Например, у Пушкина таких выраженных способностей мы не знаем. А вот Есенин чувствовал. Ну и стихи соответственно разные.

Николай Кладов   19.09.2014 08:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.