Сборник стихов 3 -дополнение к сборнику

ДОПОЛНЕНИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ СБОРНИКА 3
Цикл стихов: «ИЗМЕРЬ ГАРМОНИЮ ЧИСЛОМ»(30стихотворений)

Говорят, что учитель А.С.Пушкина,  В.А.Жуковский, журил его говоря:
-«Когда же ты Пушкин научишься писать настоящие стихи». Под настоящими стихами Жуковский имел в виду Гекзаметры и многосложные стихи (четырех, пяти и более сложные стихи). Но Пушкин так и не научился их писать. Поэты Серебряного века  К.Бальмонд и В. Брюсов пытались восстановить утраченные мелодии стихов Древней Греции. Однако  в советское время о существовании многосложных и многостопных стихов практически забыли окончательно. Я решил попробовать продолжить забытые традиции и дать математическую оценку технике стихосложения. Что из этого получилось, судите сами.
             Вот примеры гекзаметра - поэтического размера, которым писали вплоть до 19 века.
Дактиль шестистопный (гекзаметр классический –  это не рифмованный стих)

ЧЕРЕПАХА

В парке Гринстоун гуляя,
нашел я в кустах черепаху. 17+
Мне показалось сначала,
что это обыденный камень. 17*
Панцирь ее запечатан
настолько был плотно снаружи,         17*
Что муравью в него было бы
трудно проникнуть наверно. 17+

Что за диковина думал я
камень, держа осторожно? 17*
Только сознанье мне все же
твердило, что  там, черепаха. 17+
Но не понятно, однако же,
было, как можно укрыться, 17*
Так, что снаружи ни лапок
ни мордочки вовсе не видно. 17+

Я окунул тогда «камень»
в том месте речушки игривой, 17+
Где под кустом одиноко
лежала моя черепаха. 17*
И черепаха проснулась
и стала вытягивать ножки, 17
Изнутри, как бы поднявшись
на лапках, над панцирем-днищем.        17

Чудо, но мне показалась,
она симпатичной, настолько, 17+
Что, не колеблясь, решил я
забрать ее дочке в квартиру. 17*
Пусть моя дочка отныне
такой симпатягой  дивится. 17+
Здесь черепаха погибла  бы
в речке холодной и бурной. 17*
Сказано – сделано, и
черепашка в квартире у дочки.         17*
Ползает всюду и ест
винегрет и салатные листья. 17*
Ей, очевидно, не плохо
живется в квартире уютной. 17*
Ей теперь больше не надо
бояться у речки замерзнуть. 17*
Дочке же есть теперь в доме
забава и счастья комочек. 17+
Все мы нуждаемся в счастье
хотя бы в таком не великом. 17+
(гекзаметр 17-17. А=0. ХО=95.5. ПО=45.5, С2=72.7)

ПРИАРАЛЬЕ (гекзаметр рифмованный)

Там, где когда-то Аральское море
шумело игриво,
Где корабли рыбаков
невод крепкий  успешно кидали –
Там теперь суша
и ветер горячий, соленый тоскливо
Белую смерть рассыпает
в пустынные, чуждые дали.

Нет здесь теперь ни людей,
ни животных, лишь сгнившие мачты,
Словно кресты на погосте заброшенном,
всюду чернеют,
Да завывает в проржавленных днищах,
как воют рыбачки,
Ветры, о том,
что по волнам гонять корабли не умеют.

В мертвых деревнях не встретишь травы
и зеленых деревьев.
Даже весной здесь повсюду соленый пухляк,
словно снегом
Землю опутал своей паутиной,
и нет здесь кочевьев,
Тех, что когда-то селились
вдоль буйного брега.

В эти места не текут теперь реки большие,
что раньше
Пресной водою  поили
окрестные земли Арала.
В мертвой земле  даже черви исчезли,
а птицы все дальше
Ее облетают, 
поскольку здесь пищи и жизни не стало.

Здесь догорают под солнцем
осколки надежд человечьих.
Кажется,  будто и время стоит здесь
в молчанье прискорбном.
Кануло все здесь в далекую,
богом забытую вечность.
Выцвела надпись,
и прячутся змеи под камнем надгробным.
(гекзаметр 17-17,  А=0. Р.=87, Гл.=10, ХО=90, ПО=65, С3=84)

ПАРК КОМСОМОЛЬСКИЙ (гипергекзаметр рифмованный)

Парк Комсомольский,
Майданчик «Ромашка»,
Всюду каштаны цветут. 18/100+
Птицы щебечут,
Березки-двойняшки
С озером рядом растут. 18+

Тропка тенистая,
Травы душистые,
Юности «запах» вокруг. 19/80+
Белка на ветке сидит золотистая,
Рябью колышется пруд. 19+

Что-то в груди колыхнулось далекое,
Вспомнилось прошлое вдруг. 19/100+
Где же теперь ты моя синеокая,
Где ты мой ласковый друг? 19*
(дактиль 18-19,А=0, Р.=93.3, Гл.=0, ХО=100, ПО=83.3, С3=92.2)

ПЕОН (четырехсложный стих)

ПЕОН ЧЕТВЕРТЫЙ (четвертая гласная ударная)
1.

Великорусский наш язык всех ближе к языку санскрита,
Тот, что проник из наших мест в Египет и культуру  Крита.
И об Арктической Земле народы те когда-то знали,
А в Древней Греции ее Гипербореей называли.

Бог света, предводитель муз - героем был гиперборейским
Там, где Пифона он убил,
храм назван был потом Пифийским.
Поэты Греции ему немало гимнов посвятили.
Он покорил эту страну, и Аполлона все любили.

Он греков научил писать стихом своим гиперборейским.
Гекзаметр  сумел там стать
всеобщим ритмом  до библейским.
Гармонии приятной  звук и поэтические метры
Неслись из Греции потом,  гонимые волшебным ветром.
Поэзия мифологем их чувства добрые будила.
Язык поэзии тех лет история нам сохранила.
И тот язык дошел до нас, поэзия на ноги встала,
И накаляла чувства в нас до цвета жидкого металла.
(пеон-4, четырехстопный)

УЕДУ В ЮНОСТЬ Пеон-4 двустопный

 А я уеду на лето в Питер
Или обратно в родной Херсон –
Поближе к морю, где дует ветер,
И чайки кружат со всех сторон.

Уеду в юность в моторной лодке,
Подружку вместе возьму с собой,
Чьи поцелуи покрепче водки
И не разлить нас давно водой.

А вместе с ней возьму на катер
Друзей, что видеть я был бы рад…
Поеду с ними не в город Питер.
       Поеду с ними я в Ленинград.
Там, где фонтаны шумят у моря,
Дворцы царей кругом стоят,
Туда, где нет  в помине горя,
И где от счастья глаза горят.

Как жаль, что нет того причала,
Куда бы катер мой мог пристать.
Я повторил бы всю жизнь сначала,
Если пришлось бы с нуля начать!
(пеон.4, 9-9, А=0, Р.=90,Гл.=20, ХО=65, ПО=50, С3=80)

ГРОЗА пеон -1 одностопный

Небо потемнело 6/70
Ровно к полудню 5
Град посыпал белый 6
Стало, как в бою 5+

Градинки, как пули 6/100+
Бились о причал 5
ветры грозно дули 6+
Гром, как зверь рычал 5+

Загорелось небо 6/90+
Плазменным костром 5+
Видно это Геба 6+
Свой пролила Ром 5

Будто бы рекою 6/90+
Тучи пролились 5+
Солнечной дугою 6+
Капельки зажглись 5+

И настала снова 6/90
Тишь и благодать 5
Не отыщешь слова 6
Как о ней сказать. 5
(пеон-1, 6-5, А=0 Р.=88 ПО=55, С3=81)

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Пеон-1, двустопный

Что такое время? - Объясните мне. 11/80
Конь это  иль пламя, КОСМОС в вышине? 11+
Маятник, пружина, мысль или волна? 11+
Может это семя, океан без дна? 11+

Где планеты наши, Солнце, Звезды, МИР- 11/90+
Плавают, как щепки, а вокруг ЭФИР? 11+
Может это ритмы, сердца частота, 11+
Движитель ВСЕЛЕННОЙ, вымысел Христа? 11+

Над вопросом этим много тысяч лет 11/90*
Бился, безуспешно,  наш  разумный СВЕТ 11+
Только и сегодня он волнует нас 11
И ответ простейший дам я вам сейчас. 11*

Время, промежуток между ДА и НЕТ, 11/80+
Между превращений Тьмы в эфирный Свет; 11+
Биоритмы  клеток, атомов фонтан, 11+
Жизни проявленье, наших чувств вулкан. 11+

Время – это слоги, паузы слова 11/90+
И от них  кружится наша голова. 11*
Время – это песня, музыка любви, 11+
Одним словом – это  наше СЕ-ЛЯ-ВИ. 11+

Мы живем мгновенье, превращаясь в прах, 11/80+
Думаем, что вечность где-то в небесах. 11
Время во ВСЕЛЕННОЙ как вода течет 11+
И когда-то время может вспять пойдет. 11+

И тогда конечно возродимся мы 11/80
В новой ипостаси из кромешной Тьмы. 11+
Потому что время, обгоняя свет, 11
Создает пространство чередою лет. 11+
(пеон-1. двустопный. А=0,  Р.=84.3Гл=7.1, ХО=85.7, ПО=79, С3=87.8)


ПОЭТИЧЕСКИЙ ЧИНОВНИК пеон-1 двустопный

Там, где нет науки, там и мысли нет. 11/60+
А какой без мысли, может быть, поэт? 11
Фантазер и только - слов эквилибрист. 11/100+
Он  до перестройки - был в душе артист.         11+

Бегал на тусовки, всех  хвалил подряд. 11/100
Для него попойки - творческий обряд. 11+

2
Он верлибры пишет, и рифмует бойко. 12/80*
И духовной пищей стала перестройка 12+
Средь, себе подобных, числится поэтом,         12/60+
Критикует злобно Пушкина и Фета 12+
Сам себя назначил Богом и Миссией 12/60+
У него от пьянки, нос как слива синий 12+

Собирает возле,  он себя бездарность, 12/100+
Раздает дипломы, пишет благодарность.         12
В свой Союз поэтов принимает верных 12/100*
Проходимцев всяких и людишек скверных.         12+
Вы ж его узнали нашего героя 12/80*
Я же для приличья его имя скрою. 12
(пеон-1 трехстопный 11-12 А.=0 Р.=84.4, Гл=0, ХО=77.7, ПО=50, С3=78.1)

ЛЮБИМЫЙ  Пеон -1,трехстопный

Ты прекрасен мой любимый, словно Аполлон 13/80+
Бог ты мой светловолосый, мой  желанный сон 13+
Я давно уже мечтаю стать твоей женой 13*
Как увижу, словно таю, милый, дорогой 13+

Каждый вечер засыпая,  о тебе молюсь 13/80*
Почему-то верю свято, что тебя добьюсь 13+
Ты не просто мой желанный, ты мечта моя 13+
Ты живешь в шикарной вилле,- в коммуналке я 13*

Ты влюбись в меня скорее ненаглядный мой        13/100*
Будем делать с тобой деток летом и зимой 13
А когда настанут сроки, я тебе рожу 13
Все равно тебя, любимый, я приворожу. 13*
(пеон-1, 13-13 Р.=86.6, Гл=25, ХО=75, ПО=41.6 С3=76.1)

ЛЮБИМАЯ Пеон-3-четырехстопный

На тебя  я гляжу словно в зеркало, из которого теплится свет    20/90+
Повторяю, любимая женщина, что прекрасней тебя в мире нет       20
Ты красива, желанна, пленительна,- я тобой очарован навек       20+
Я хочу  целовать в одиночестве твои губы и кончики век.     20

Дорогая, любимая, славная, я сегодня как ветер хмельной        20/90+
Наконец-то могу тебя, милая, называть я своею женой 20
Я мечтал о такой славной женщине, и мечта наконец-то сбылась   20
Пью любовь я из уст моей женщины и амброзии чувствую сласть    20+
(С3=88.3)

ПЯТИСЛОЖНЫЙ СТИХ (пентон)
1
Тики, тики – часики –
Времечко – вперед!
И минуты-бусинки
Сыплет ветерок.
Время наше пошлое –
Все в стране не так:
Мы стремились в лучшее –
Вышел вновь бардак.

А ведь было времечко –
Весело жилось,
Но порвалось стремечко –
Все оборвалось.

Времена застойные
Вдаль ушли, дымясь,
Песенки застольные –
Пели, не стыдясь.

Пили, ели досыта,
Ездили везде
-Пьяные без просыпа,
Пьяные в труде.

Что же не хватало нам-
Вольности? Какой?
 Снова нас загнали
В стойло на постой.

А мы согласились –
Сдались просто так.
К новому стремились,
Только вышел брак.

Тики, тики часики –
Выкинуть бы их.
Вот и получился
Пятисложный стих.
2
Пишутся верлибры
Уже много лет.
В строчках нету рифмы,
Ритма тоже нет.
Даже нету точек,
Нет и запятых,
Только между строчек
Много мест пустых.
И таких поэтов
Много развелось.
В нашей перестройке
Место им нашлось.
Потому, что Запад
Любит сильно их,
А у верлибристов
Нет мозгов своих.
Голубая ересь,
Розовая муть,
Мне стихи такие
Хочется швырнуть
В урну иль корзину,
В грязное белье
И поджечь бензином
Все это тряпье.
( 5- стих 12-12, А=0, Р.= 81,2,  ХО=59,4, ПО=50, С3=77,1)

СИНГУЛЯРНОЕ СОСТОЯНИЕ (пентон 3)

Сингулярное состояние… 10/90+
Я в дыре черной скоро взорвусь. 9+^
Как Вселенная Мироздания, 10+
Во все стороны я разлечусь. 9+^

Превращусь в электроны, фотоники, 11/100+
Превращусь в непонятную жуть. 9+
Ту, что чувствуют гипертоники, 10+
Отправляясь в последний свой путь. 9

Надоели Земные страдания, 11/100+
Надоело людское вранье. 9+
Улетаю от вас. До свидания. 11
Не летите за мной, воронье. 9+

Я взорвусь, чтобы вновь возродиться 10/100+^
За пределами звездных границ 9+
Может, там мне удастся напиться 10+^
Новых песен  из чаши зарниц. 9+

Я вернусь вновь на Землю обмытую, 11/90+
Где не будет пороков людских? 9
Я на Родину предков забытую 11+
принесу свой  задумчивый стих. 9+

Буду петь дифирамбы пеонами 11/90+
И гекзаметром души ласкать. 9+^
Вы ж пишите хореями,  ямбами, 11+
Я не буду вам больше мешать 9^
(пентон-3 1-9 А.=8.3, Р.=95, ПО=83, С3=89.9)

ШЕСТИСЛОЖНЫЙ СТИХ (ударная 6 гласная)
ЯМБ утроенный

По комнате брожу – один в пустой квартире,
На телефон гляжу, молю, чтоб позвонил,
Но только тишина в таинственном эфире
Мне будто говорит, что я тебе не мил.

Я чувствую тебя  и в шорохе и в стуке,
Мне кажется, они исходят от тебя.
Я чувствую, как ты протягиваешь руки,
Как хочешь приласкать и ободрить меня.

Но будничные дни мне говорят - другое:
Мол, звуки пустоты – лишь чувственный обман.
И что я потерял навеки  дорогую,
И навсегда теперь закончен наш роман.
(ямб 13-12, А=0, Р.=86,7, Гл.=0, ХО=91,7, ПО= 75, С3=87,3)

МНЕ ЭТОТ УГОЛОК
(ямб утроенный)
Мне этот уголок особенно приметен 13/80*
Лощина, бугорок, раскидистые ветви 13+
Березок и осин, кустарники, полесье, 13+
И ласковая синь в июльском поднебесье.         13

Люблю прийти сюда, сидеть у темной речки, 13/0*
Бурлящая вода напомнит чьи-то речи… 13+
А, в небе облака шевелятся едва ли… 13+
И помнят о веках заоблачные дали 13+
(ямб 13-13 А.=0, Р.=85, ХО=100. ПО=75. С3=86.7)

Я НЕ ЗНАЛ, ЧТО РАЗЛУКА
(анапест удвоенный)
Я не знал, что разлука коварная штука,
Что я буду скулить, словно волк на Луну
Но когда я расстался с тобою, то скука -
Натянула до крика больную струну.

Не могу пережить я трагедию эту.
Как живешь ты в чужой незнакомой стране?
Наши души теперь разлетелись по свету
И от этого больно и тягостно мне.
(анапест13-12, А=0, Р.=90, Гл.=0, ХО=87,5, ПО= 62,5, С3=84,2)

МНОГОСТОПНЫЕ СТИХИ
ХОРЕЙ ДВЕНАДЦАТИСТОПНЫЙ
СЕРЕНЬКАЯ ОСЕНЬ

Дождь прошел, но тучки
По небу блуждают,
Просини не видно,
Где-то слышен гром. 23/100+
Подплывает тихо
Серенькая осень,
Разливая в души
Пьяной грусти ром. 23+
(хорей 23-23. А=0, Р.=100, Гл=0, ПО=100, С3=100)

ХОРЕЙ ТРИНАДЦАТИСТОПНЫЙ
ТЕМНАЯ ВСЕЛЕННАЯ
1
Темная материя и,
Темная энергия, -
До чего же темным
Стал теперь наш Мир! 26
Раньше было ясно,
Что пространство космоса,
Состоят из атомов,-
Их творит  Эфир. 26

А теперь уж физикам,
Это недостаточно.
Силы гравитации, -
Стали не ясны. 26
Потому, что физики,
Сами все запутали,
И теперь им видятся
Странной сути сны. 26

Будто во Вселенной всей
Чувственной материи, -
Той, что в виде атомов,
Малое число: 26
Пять процентов, прочее –
Темная материя…
Очень непонятное
Это вещество. 26

И ломают голову
Физики великие,
Критикуют Ньютона,
Бога заодно… 26
А наука движется,
Крутится Вселенная…
Ей до новых физиков
Видно все равно. 26.
2
Впрочем, еще в Греции
Древние философы
Говорили, будто бы,-
В Мире есть Эфир. 26/80+
Плавают все звезды в нем
Будто в море щепочки…
Это Тьма Великая, -
Заполняет Мир. 26

И пытались физики
Объяснить, как атомы
В пустоте космической
Переносят свет. 26/80*
Только не придумали,
И решили, мудрые,
Что Эфира вовсе-то
Во Вселенной нет. 26+

И назвали физики
Свет тогда – энергией,
Что умеет атомы,
Якобы,  творить. 26/80+

Написали формулу,
Почесали головы,
И теперь Эйнштейну –
Вечно  в мире жить. 26+

Только видно  Космосу
Это не понравилось.
Он свои галактики
Стал не так кружить. 26/100+
И обратно физики
Зачесали головы…
Как же без Эфира им
Это объяснить. 26+

И, тогда придумали –
Черную материю,
Черную энергию,
Целый черный Мир. 26/80+
А на самом деле-то
Это – то же  самое –
До сих пор не ясный нам –
Чувственный Эфир. 26+
(хорей 26-26, А=0. Р.=82, ХО=100, ПО=90, С3=90.7)

ЯМБ ШЕСТИСТОПНЫЙ (Александрийский стих)

ВЕСЬ МИР СОШЕЛ С УМА

Сегодня  у меня был  самый трудный день. 12/90*
Как надоела мне вся эта дребедень! 12+
Как надоело мне бездушие людей, 12+
И равнодушие изменчивых друзей. 12+

Все кануло в какой-то непонятный мир, 12/80+
Где зависть и обман собрались все на пир, 12+
Где совесть и добро - поруганы давно, 12
Где алчность, злобно  торжествуя, пьет вино. 12+

Весь мир сошел с ума, друг друга все клянут, 12/70+
И смерть уже сама гуляет там и тут, 12+
А терроризма смерч кружится над землей, 12+
Подняв кровавый меч, грозя миру войной. 12+

Пора бы охладить безнравственности пыл. 12/70+
И  прекратить воров кровавый, сытый пир, 12+
Иначе все сгорим мы в мировой войне – 12+
Не по своей, а  их губительной вине. 12+
(ямб 12-12, А=0. Р.=77.5, Гл=0, ХО=93.7, ПО=87.5,С3=88.3)


ЯМБ ШЕСТИСТОПНЫЙ
ЧИКАГСКИЙ ОКЕАНАРИУМ (Александрийский стих)

Как заходишь, то направо сразу рыбий дом. 13/80*
Перед вами панорама – дивный водоем. 13*
Он большой, многоэтажный, там ландшафт морской.13*
Так и хочется потрогать рыб больших рукой. 13*

Одни замерли на месте прямо возле вас… 13/80*
Вот плывет акула рядом, косит на вас глаз. 13+
Но, похоже, не боятся рыбы ее здесь 13
Им всем хочется резвиться, кушать кормосмесь. 13*

Вон большую черепаху в заводь понесло. 13/90+
На ней панцирь, как кольчуга, лапа – как весло. 13+
Вон звезда в коралл вцепилась, пальцами грозит.13+
Она, видно, коммунистка - ярко красный вид. 13+

Вон еще глядите ниже! Рыба или кит? 13*
Это крупная белуга плавает, не спит. 13+

У нее плывет под брюхом маленький сынок .13/80*
Хорошо, что у белуги нет, ни рук, ни ног. 13+
А иначе б задавила своего сынка - 13*
Потому, что очень часто просит молока. 13*

Этажом, поднявшись выше, вышли прямо в лес. 13/80
Птичий хор здесь исполняет песенку чудес. 13+
А внизу в огромном зале, будто бы в кино, 13+
Шесть дельфинов выступают и уже давно. 13*

В других залах анаконды, змеи, крокодил. 13/80+
Целый день я удивлялся,- выбился из сил. 13*
(ямб 13-13.А=0, Р.=82, Гл=0, ХО=99.9. ПО=46.2, С3=76.1)

ЯМБ СЕМИСТОПНЫЙ (белый стих)
Я ПОМНЮ ДЕНЬ

Я помню день, как вы играли
романс любви,
к роялю вы тогда присели
и стал Апрель
вдруг наполняться потоком звуков,
цветами роз,
духами счастья и ароматом,
туманов, грез.
В окне открытом сирень виднелась,
цвел бульденеж,
а ныне пледом цветы укрылись,
рояль замерз.
Но все, же помню я те минуты,
весенний день,
как вы играли, а за окошком
цвела сирень.
(белый стих 14-14.)

ЯМБ ВОСЬМИСТОПНЫЙ

КОСМОГОНИЧЕСКАЯ  МИФОЛОГЕММА
Давным-давно, когда лишь Тьма
в Пространстве Времени дремала,
Уже тогда в кромешной тьме  сознанье наше  обитало.
И родилось в ее Уме понятье Космоса и Света.
Оно решило сотворить нам звезды, небо и планеты.

И на одной такой звезде,
вдруг, вспыхнул света яркий лучик,
И стал вибрировать во Тьме
и раздвигать Пространства тучи.
И Время побежало вслед, фиксируя его движенье.
С тех пор прошли эпохи лет космогонических творений.

Все это время Космос жил, рождая мелкие частицы.
Из них творилась жизнь и мы,
и наши мысли, словно птицы,
В пространстве времени неслись,
рождая образы понятий
об океане Света, Тьмы  и о природе восприятий,
и о борьбе  добра со злом, о Боге и ужасном Змее,
что стали  образами их в словесной нашей галерее.

И с той поры в наши умы вселился образ Бога-Солнца.
Его назвали Богом-РА, и стали мы его питомцы.
Бог солнца РА нам души грел,
его во всех культурах знали,
И все народы всех времен по-разному лишь называли.
Все имена его смогли нам донести Авесты, Веды.
Их гимны много тысяч лет писали древние поэты.
 (ямб 17-17, А=0. Р.=86, А=0, Гл.=20, ХО=100, ПО=75,7, С3=87,2)

АНАПЕСТ ПЯТИСТОПНЫЙ
ЕСЛИ ПОЛЮС СМЕСТИТСЯ

Если полюс сместится в район Средиземного моря, - 16/80+
В Петербурге настанет, словно в Африке знойной жара. 16+
Станут пальмы расти, орхидеи, мимозы, и вскоре, 16
Словно в древнем Эдеме, настанет блаженства пора. 15+

Греки все прибегут к нам на Белое море купаться, 15/80+
А в Америку южную, мерзнуть моржи приплывут. 15+
Переменится все, только прежде, чем это случится, 16*
Жизнь на время замрет, ну а нас, катаклизмы сотрут. 15+

Это было уже. Мы тонули, горели, но вскоре, 16/90*
Возрождались, как Феникс, на руинах дымящей Земли. 16+
Вместе с нашей Землей, мы познали и радость и горе, 16+
Пережив катаклизмы,- мы все-таки выжить – смогли. 15+

Потому, что мы – суть всеединого нашего Мира, 16/100+
И без нас, как без Солнца, Мир окутала б черная мгла. 16+
Мы носители мысли, творцы внеземного Эфира, 16+
И без нас бы Галактика, вероятно бы жить не смогла. 17+
(Анапест 16-15, А=5, Р.=87.5,Гл=25, ХО=93.7, ПО=81.2, С3=87.9)

АНАПЕСТ  РАЗНОСТОПНЫЙ
ЗВЕЗДНЫЙ ПОЛЕТ

Образ милой маячил,
Как сигнал неизвестной планеты, 17/80+
Мысли к милой неслись
Словно к черной дыре звездолет. 15+
Мы расстались навек,
И не жду от тебя я привета, 16*
К бездне черной дыры
Уплывает любви твоей лед. 15+

Ты сказала: «Хочу,
Быть с тобою любимый навеки, 16/100*
Только ты увези
Меня в небо, где звезды живут. 15+
Я хочу быть звездой
И по небу лететь, закрыв веки, 16+
Вдаль туманов,  туда,
Куда звезды на небе плывут» 15+

Ты уплыла навек,
Притяжением звездным влекома, 16/100+
Не успел посадить
Я тебя тогда в свой звездолет. 15+
И теперь на душе, только грусть,
Только боль и истома… 16+
С кем ты нынче летишь?
Как проходит твой звездный полет? 15*
(анапест 16-15, А=8.3, Р.=93.3,  ХО=100, ПО=75, С3=86.7)

АНАПЕСТ СЕМИСТОПНЫЙ

Я хочу вновь туда,
Где бушует прибой,
Гуси-лебеди в небе летают. 22/100+
Я так сильно  хочу
Повстречаться с тобой,
И пусть льдины разлуки растают 22+

Я мечтаю с тобою
Зарю обнимать,
И, гуляя вдоль берега моря, 22/100+
Восход солнца встречать,
И закат провожать,
И не ведать печали и горя. 22+

Я хочу высоко
В небеса улететь
И парить над Землей голубою, 22/100+
Я хочу вновь любить,
Этим чувством гореть,
Наслаждаясь любовью с тобою. 22+
(анапест 22-22, Р.=100, А=0, Гл=33.3, ХО=100, ПО=100, С3=100)

АНАПЕСТ ВОСЬМИСТОПНЫЙ
1.
Дон Кихотом не стану
бродить по земле,
и не буду искать
больше я Дульсинею.
Я ее потерял
и теперь уже я
никого полюбить,
никогда не сумею.
(анап.25-25.А=0, Р.=80, Гл.=0, ХО=50, ПО=50, С3=76,7)
2.
Вот  Крещатик  киевский
И Майдан оранжевый.
Только здесь сегодня
Он поголубел.
Речи произносятся
За союз с Россией,
Кто-то вновь останется,
Видно, не у дел.

Солнышко,  фонтаны
Светятся шарами,
Флаги развиваются
И народ гудит.
Думают, что будто
Жить полегче станет,
И какой-то дядька
В рупор говорит.

Но закончен митинг,
Расходиться стали,
Депутат вновь избранный
Во дворец спешит.
Там  им приготовлены
Новые таблички
И на месте каждого
Монитор весит.

Кнопочки зеленые,
Синие и красные
Станут депутаты
Скоро нажимать.
За свою работу
«Непомерно тяжкую» -
Будут они в долларах
Гроши получать.

О своем народе
Сразу же забудут
На квартиры новые
Ордера возьмут.
В первом заседании
Льготы вновь огромные
Все себе назначат,
А дела пусть ждут.

А народ по-прежнему
Будет разглагольствовать,
Кто из "новых" лучше -
Жулик или вор.
И как прежде будет
Борщ варить да кашу,
И вести на кухне
Бранный разговор.
(анапест. 25-24, А=8,3, Р.=81,7, Гл.=66,6, ХО=100, ПО=50, С3=77.2)

АМФИБРАХИЙ ПЯТИСТОПНЫЙ
ГЛЯЖУ НА НЕВУ Я.

Гляжу на Неву я, несущую темные воды 15/80+
И кажется мне, что в неведомый край я попал. 14*
Какие былинные, тайной покрытые виды – 15+
«Дух русский» когда-то наверно здесь жил, обитал. 14+

Была здесь когда-то окраина Русских владений 15/100*
И Швед бесконечно отсюда на нас нападал. 14+
И помнит земля эта много великих сражений, 15+
И много героев великих сей  край повидал. 14*

Здесь Невский мечом начертил для России границу, 15/90+
И тут Петр Великий в Европу окно прорубил 14+
На севере нам он построил столицу-царицу- 15+
И город прекрасный России своей подарил. 14+


И топь, где когда-то лишь дикие лоси гуляли- 15/100*
Сумел превратить он в неведомый сказочный рай, 14*
А возле столицы рыбацкие села стояли, 15*
Кормившие рыбой, весь этот особенный край. 14*

Гляжу на Неву я несущую темные воды – 15/100+
Когда-то село здесь стояло: «Рыбацким»   звалось. 14+
Его нет сейчас, но плывут по Неве пароходы – 15+
Как прежде гуляет в лесах наших северных лось. 14*
(амфибрахий,15-14, А=0, Р.=94. Гл=40. ХО=100, ПО=60, С3=84.7)

ЖЕМЧУЖИНА

Плавала песчинка в океане 10/100+
Средь кораллов, рыбок и угрей 9+
И купалась вместе с ними в ванне 10+
У лагуны голубых морей 9+

Там, где на песке лежат моллюски 10/80+
Греясь в бликах солнечных лучей, 9+
Приоткрыв проход меж створок узкий, 10*
Чтобы было им еще теплей. 9*

И попав в объятия моллюска, 10/70+
Выбраться бедняжка не смогла, 9+
Потому, что створки он приплюснул 10
Не желая той песчинке зла. 9*

Окружил ее он перламутром 10/100+
Из него  костюмчик  ей пошив. 9+
Как-то обнаружил ранним утром 10*
Сам себя немало рассмешив, 9*

Что она в наряде располнела, 10/80+
И теперь не может выйти в дверь, 9+
Через ту, в которую входила, 10+
Став теперь намного красивей. 9*
И моллюск  ее себе оставил, 10/90+
Лаской перламутра окружив, 9+
И свою красавицу заставил 10+
Вместе  во дворце красивом жить. 9*


И песчинка, словно, Афродита, 10/80+
Стала, вдруг, царицей тех морей, 9+
Где моллюска встретила когда-то 10+
Средь кораллов, рыбок и угрей. 9+
(дактиль 10-9, А=0, Р.=85.7 Гл=28, ХО=82.1, ПО=71.4, С3=85)

РАЗНОСТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ

Поле ковыльное, тропка горбатая
Долго к погосту ведет.
Вот и дорога кладбища щербатая -
Всюду сирень здесь цветет.

Кисти ее, словно кровью налитые,
Косы зеленых берез
Мрамором черным могилы покрытые,
Ветки искусственных роз.

Ирисов синь и каштанов букеты,
Яркие краски  цветов.
Это усопшим земные приветы
Внуков, детей и отцов.

Май разнотравьем украсил могилы,
Мертвым бы жить бы да жить
Здесь вспоминаешь любимых и милых,
Хочется  с ними побыть.
(дактиль.12-7,А=25, Р.=87,5, Гл.=25, ХО=75, ПО=37,5,С3-75)

ВЕТРЫ ОСЕННИЕ (дактиль четырехстопный)

Ветры осенние листьями кружат. 11/90+
В парке старинном бреду я по лужам. 11*
Вечер закатом кровавым пылает – 11+
За горизонтом любовь умирает

Мысли несутся к ней раненой птицей. 11/90+
В клочья разорваны жизни страницы. 11+
Солнце главою к Земле прислонилось 11+
Сердце подранком печали забилось. 11+

Помню, когда-то  с тобой здесь гуляли, 11/90
Желтые листья  стихи нам шуршали. 11+
Было нам славно, ты звонко смеялась – 11*
Только безжалостно время промчалось. 11+

Проседью снежной деревья покрылись, 11/90+
Годы туманами в вечности скрылись. 11+
Я вспоминаю те годы с тоскою… 11*
Память из прошлого машет рукою 11+
(дактиль11-11 А.=0, Р.=90, Гл=62.5,ХО=93.7, ПО=75, С3=88.3)

ДАКТИЛЬ ПЯТИСТОПНЫЙ
Что же это? Боль,  какая
мне опять тревожит душу?
Я мечусь в пустой квартире,
а тебя все нет, и нет.
Неужели изменила,
или сам любовь я рушу?
Мы же жили - душа в душу,
не один год, - много лет.

Почему же я ревную?
Что со мною происходит,
И зачем даешь ты повод
к тебе снова ревновать?
Может это наважденье,
и измена мне приснилась,
Но настала ночь и снова
я один ложусь в кровать. 
(дактиль. 16-15.А=0, Р.=95,  ХО=50,  ПО=18.7, С3=71.2)

Здесь: А-аритмия (сбивка ритма в %):Р=Балл рифмовки, ХО-наличие художественных образов,ПО-наличие поэтических образов (тропов), С3-Средневзвешенный показатель по параметрам А. Р, ПО. Подробнее ниже:
В наше время понятие гармонии  толкуется, как соответствие, соразмерность, созвучие, красота. В более широком смысле гармония – это закон, благодаря которому мы ощущаем мир, говорим, мыслим. Как всякий закон, гармонию можно выразить числом. Например, если на десять строк стихотворения дважды приходится сбивка ритма или метра, то аритмия составит А=20%, а гармония  80%. Возможно таким же образом гармонию числом определяли и  древние греки.
           Помимо ритма красоту поэтической речи определяет РИФМА. Она образует звуковой повтор в конце строки, который осуществляет музыкальную связь по вертикали стиха, образуя каркас тех или иных строф (двустиший, четверостиший, пяти, шестистиший и т.д.). Рифма тем красочнее, чем больше звуков совпадает в конце рифмующихся слов. Существует множество классификаций для обозначения рифм. Известны рифмы: мужские, женские, дактилические, супердактилические, точные, неточные, богатые, бедные, омонические, тавтологические, экзотические, внутренние, составные, ассонансные, диссонансные и т.д.  Естественно, что такое многообразие   рифм, не позволяет однозначно сказать, какие же рифмы лучше. Однако большинство исследователей склонны считать, что рифмы с наибольшим совпадением звуков в конце строки являются наиболее выразительными и красивыми, а для того, чтобы рифма состоялась, достаточно двух совпадающих звуков. Точность  созвучия  рифмы можно характеризовать частотно временной характеристикой, которую мы назвали емкостью звука. Но ее можно измерить только по озвученному тексту (звуковой дорожке). В письменном тексте созвучие рифм определить сложнее. О нем можно судить лишь  по количеству совпадающих букв в конце строки. Например, если совпадает в конце строки  три и более буквы, то рифма считается отличной (бал 100%.).  Если совпадает две буквы,  то рифма считается хорошей (бал 80%); если совпадает одна буква (бал 60%.).  Все созвучия внутри строки,   оцениваются балом 60%.  Отсутствие созвучий и совпадений букв в конце строки, оценивается балом 2  или 40%.  Но это только в том случае,  если основное количество строк все же имеет совпадающие буквы в конце строки. Нерифмованные (белые стихи) на качество рифм не проверяются.  Они относятся к другому классу стихов. Оценка их ведется по другим правилам. Такая методика численной оценки рифм, позволяет определить качество рифмовки стихотворения в целом по средневзвешенному баллу. Рифма, как и размер, является гармонической характеристикой стиха, и определяется по среднему значению. Например, при  аритмии=10%, гармоничность будет равна 90%. Если качество рифмовки при этом равно 76, 6%, то средний бал гармоничности стиха составит(90+76.6=166.6)/2= 83.3%. Хорошо это или плохо мы скажем чуть позже. А пока попробуем ответить на вопрос,  что такое поэзия? Любой ли зарифмованный и ритмически выдержанный текст можно считать поэзией? Это вопрос спорный. Никто, конечно, не отрицает, что рифмованный текст вызывает эмоциональный подъем и даже восторг. Он резонирует чувства и является неотъемлемым условием для введения человека в состояние катарсиса – этого высшего наслаждения словом. Но все же под поэзией понимают нечто иное.  Ритм – это гармония, это музыка, это настроение. Но это все же лишь одна составляющая часть,  волнующая душу.
           Вторая часть души – это идея или содержание. Именно содержание формирует образ. Удивляет лишь новый образ, которого нет в памяти. Он запоминается. И сам процесс его отложения в памяти вызывает всплеск чувств,  свойственных понятию поэзии. Связано ли это с ритмом и мелодией? Нет! В прозе тоже содержится много поэтических образов. Но если этот образ выстроен по законам гармонии, то он запоминается глубже, то есть вызывает более сильные эмоции. Таким образом, неотъемлемой частью поэтического образа является новизна. Новизна эта конечно субъективна,  поскольку  у каждого человека  в его кладовой памяти хранится лишь определенная часть образов, наработанная человечеством. То есть поэтическое восприятие зависит от образованности человека. Образованные люди хранят больше информации и способны создать абсолютно новые и ранее не известные образы. Они создают новые слова и наделяют образы новыми понятийными свойствами, перенося их с одного объекта на другой. В академическом толковом словаре дается следующее определение поэзии:
«Поэзия-это искусство образного выражения мысли в слове, художественное словесное творчество. Все художественные произведения, написаны они прозой или стихами, относятся к поэзии». То есть поэзия – это самостоятельное понятие,  присущее как поэтической (стихотворной), так и прозаической форме речи. « Это что- либо прекрасное, возвышенное, глубоко воздействующее на чувства и воображение».  Можно сказать, что поэзия – это квинтэссенция гармонии и разума. Но звуковые и мысленные формы материи находятся в разных частотных диапазонах.
         Аристотель под поэзией понимал искусство поэтического мышления, а поэты в те времена были мудрецами, врачевателями (целителями), пророками. Ритмическая поэтическая речь способствовала врачеванию души, очищению мыслей, изгнанию сомнений. Поэтическое слово изначально было метафорично, то есть появилось в результате перенесения свойств одного предмета на другой.  Осознание мира происходило через мистику, миф и метафору. Но метафора поэтична, пока она раскрывает новые свойства предмета или явления, пока она удивляет.  Чувство  нового возникает в связи с постоянным изменением Мира. Это вызывает и новые ощущения. Именно они вводят в состояние восторга, блаженства, поэтического катарсиса. Но новизна, как и ощущение, - субъективна. Изначально КАТАРСИС достигался высшей формой подражания мифологическому эпическому герою. Достигался  он в мистериях (театрализованных представлениях) посредством вхождения в роль жертвы в обряде жертвоприношения. Аристотель ввел термин поэтического и музыкального катарсиса. У чувствительных людей  это состояние сопровождается выделением слез умиления.
       Мифологические образы ранее и современные слова теперь, помимо основного (главного) признака, несут и дополнительные, второстепенные признаки. Но именно они чаще всего раскрывают образ с необычной (чудесной) стороны и вызывают чувство катарсиса. Переносное,  необычное значение слова обозначают греческим термином ТРОП. Наличие поэтических образов (тропов) резонирует чувства, способствует их обострению, что собственно и вызывает катарсис. Естественно, чем больше в стихотворении тропов, (поэтических образов), тем больше вероятность катарсиса. Подсчет тропов и соотношение их с обычными образами может характеризовать поэтическую образность стиха (ПО %). Этот элемент поэзии также можно использовать в качестве объективной оценки мастерства стихотворца. Важно при этом, чтобы тропы не были банальными, общеизвестными, а были новыми, необычными. Важно так же, чтобы  троп не ослаблял, а усиливал  остроту мысли, был бы правдоподобным.             Существует большое количество тропов. Например, в справочнике по стихосложению приводятся  следующие тропы:  метафора, гипербола, литота, метонимия, перифраза, олицетворение, синекдоха, сравнение, аллегория, гротеск, ирония, сарказм, ассонанс, аллитерация, аллюзия, анафора, антитеза, антифраз, апокопа, градация, инверсия, метатеза, катахреза, оксюморон, параллелизм, перенос, симплока, стык, эмфаза, эпитет, эпифора и др. Такое разнообразие тропов -  затрудняет их подсчет. Однако при определенной практике этому не трудно обучиться. И суть конечно не в запоминании названия тропа, а в умении отличить поэтический образ от обычного образа повседневно употребляемого в разговорной речи. Поэты со стажем их ощущают интуитивно, а вот начинающих поэтов можно  этому обучить. Вспомните хотя бы Маяковского. Его ранние стихи были настолько низкого качества, что их не принимала ни одна редакция. Однако наставник Маяковского  Бурлюк, всячески поддерживал его и даже  платил  ему  за каждый стих по 50 копеек, стимулируя его к «стихоплетству». Но со временем, освоив основы стихосложения, Маяковский стал законодателем  поэтической моды, и стал  лучшим Советским поэтом.  Более того, его статья «Как делать стихи» до сих пор остается методическим пособием к стихотворчеству. В рамках данной статьи этот вопрос мы рассматривать не будем. Но то, что поэтические тропы являются показателем поэтичности, думаю ни у кого не вызывает сомнения. И дав численную оценку показателю поэтичности в процентах (ПО=%), мы тем самым в совокупности с показателем гармоничности сможем оценить мастерство пота. Например, если на 10 строк стиха встречается шесть строк содержащих поэтические тропы, то показатель поэтичности будет равен 60% (ПО=60%). Сводный бал по трем показателям (ритмике, рифме  и поэтичности) составит: (С3=83.3+60=143.3)/2=71.6%. Если по такой методике проанализировать все стихи, (что и сделано в данном сборнике), то можно определить средний бал качества стихов по данной выборке, сборнику, или полному собранию сочинений. Помимо этого  можно будет определить структуру стихосложения. Узнать какими поэтическими размерами пользуется поэт, и в каком соотношении. Какие он использует рифмы, строфы. Подобный анализ полезен, как для автора, так  и тех, кто выдвигает  поэтов на всевозможные премии. Автор, изучив свои ошибки, сможет их устранить и научиться писать  стихи лучше. А те, кто выдвигает поэтов на премии, сможет по балам выявить действительно лучших. Ведь такой опыт давно существует в спорте (гимнастике, фигурном катании и др.) Такой опыт был и в Древней Греции, где еще за 600 лет до олимпийских игр устраивались конкурсы поэтов на «Пифийских» играх. Но тогда поэзия не служила идеологии, а служила искусству. Она не была средством пропаганды и потому, наверное, пользовалась всенародной любовью. Не плохо бы и сегодня взглянуть на поэзию, как искусство, которое можно оценивать по  параметрам красоты -числом.


Рецензии