Сборник стихов 3 -вторая редауция

  Цикл стихов «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СОКРОВИЩА»(16 стихотворений)
В.ПЕРОВ «Приезд гувернантки»

Перов художник
- большой  талант,
В своих картинах,
Он, как атлант:
Приподнял небо
людских страстей,
Нарисовал он
массу людей.
Он быт купеческий
изображал,
Мир царства «темных»
обрисовал.
Он, как  Островский,
до нас донес
Всю мерзость света,
где нет уж грез.

Где самодержец
купец отец –
Глава семейства-
всему венец.
Творит,  что хочет:
он самодур,
Далек он сильно
от всех культур.
Но подражает
дворянству он
Карикатурно
при всем  притом…
Картина предка
его висит.
Он сам в халате
- надменный вид.

На гувернантку
словно на вещь
глядит и в этом
он виден весь.
Сынок  хозяина
Одет   в   сюртук.
Испуг написан
на лицах слуг.

На гувернантку
взирают все…
В болоте сгинуть
ее красе.
Робка,  застенчива
средь них стоит…
Что испытать ей
здесь предстоит?

Перов художник -
сам знал нужду
И ненавидел
людей вражду.
Он незаконный
барона сын,
Всего добился
Трудом  одним.

Его картины
сам  Третьяков
Ценил высоко.
Из знатоков
Он самый лучший.
Он их скупал,
Чтоб мир искусство
Наше  узнал.
(ямб9-9А=6.2, Р.=77.5,Гл.=18.7, ХО=75,ПО=53.1,С3=74.8)

2.В.В.ВЕРЕЩАГИН:
«Смертельно  раненный»

Смертельная рана. Это конец!
Бежит окровавленный с поля боец.
Винтовка упала и трупы кругом.
От смерти боец удирает бегом.
И маревом пыли закрылась стена…
Не Русская крепость... Где  же она?
Бежит он. В отчаянье что–то кричит,
Но смерть за солдатом уж рядом бежит.
Не  молодой: лет под сорок ему.
Он гибнет в пустыне! За что? Не пойму.
И маревом пыли закрылась стена…
Не русская крепость. Чья же она?
И кто же на бойню отправил солдат?
Всем им не видать теперь жен и ребят.

Немало солдат на войне полегло –
Тяжко  им  было, жилось нелегко.
И Верещагина  эта  картина -
Классика ныне - большая вершина.

Таких баталистов не видывал свет…
Он прожил чуть больше шестидесяти лет.
На Дальнем  Востоке погиб на войне:
В бою и с мольбертом, а не во сне.
Лишь волны далекой  Японской  страны
Запомнили ужас Японской войны.

Наследство огромное он нам оставил.
Он бичевал. Никого он не славил
Апофеоз  наших войн на земле:
Череп да кости, да черви в траве.
Картины его до сих пор не забыты,
Как  Азиатское ханство разбито:
Пали Ташкент,  Бухара, Самарканд,
Русские взяли в те годы  Коканд.
Кауфман грозный - лихой генерал –
Азию  Среднюю брал- покорял.
С ним  Верещагин в походы ходил –
Ненависть к войнам во всех пробудил.
Не было войн,  где  бы   ни  был бы он:
В Индии - в Сирии помнят о нем.
Даже на  Кубе пришлось побывать
И там о войне он сумел рассказать.
Умер геройски художник в бою.
Ему посвящаю я песню свою!
(амфибрахий 10-11.А=5,Р.=83,Гл.=20,ХО=77.5,ПО=52.5,С3=76.8)
3.И.Е. РЕПИН.
«Не ждали»

Кто же ждал, что так случится,
Что народную мечту
Заточат опять в темницу,
Все пойдет под хвост коту.

Кто же знал, что  Декабристы
Жертвою напрасной пали,
Мы могилы их предали,
Оскверняют их нацисты.
Передвижники напрасно
Нам картины рисовали,
Видимо, они «Не ждали»,
Как мы станем жить «прекрасно»
Репин тоже возмущался
Строем царским, господами,
И в картине постарался
Образ дать прекрасной дамы,
Что вернулась с тяжкой ссылки,
С «тридевятой»   видно дали…
Ее явно все не ждали…
Не сломили ее пытки.

Вы подумали, наверно,
С девушкой я обознался.
И мужчина, это верно,
В той картине возвращался.

Да, у  Репина картины
Две подобные мы знаем.
Вот про девушку обычно
Очень редко вспоминаем.

Революции дождавшись,
Репин сам ее не принял.
Видно, жизни насмотревшись.
Многое под старость понял.
(хорей8-8А=6.2,Р.=87.5,Гл.=50,ХО=50,ПО=34.3,С3=73.9)
4.К.А. САВИЦКИЙ.
«На войну»

Это было давно -
В год Турецкой войны.
Пополнение войск собиралось.
К полустанку состав
Небольшой  подвезли,
И в него беднота загружалась.

Знать из местных крестьян -
В  основном все в лаптях
И бушлаты веревкой подвязаны.
Бабы плачут-
Угрюмо стоят мужики -
Все печалью единою связаны.

И танцует казак,
Знать напился уже,
И пиликает  скрипка лихая.
И стоит  мужичек –
Мать его обняла,
И рыдает жена молодая.

А перрон весь забит -
Все с мешками идут…
Не веселая эта картинка.
На войну умирать
За царя и господ –
Едет серая масса-скотинка.

И стоит бородач
У подводы один,
Знать, привез молодых на погрузку.
Видно, пожил уже -
Не такое видал;
И войну  он прошел и кутузку.

Был Савицкий творец –
Баталист по  нутру:
Рисовал многолюдные сцены.
И в картинах его
Православный народ,
Собирался для «Встречи  иконы»

Передвижником  был
И полотна его
Выставлялись в престижнейших залах.
И сейчас он нам мил  -
Он огромный талант,
А картина сокровищем стала.
(анапест22-22.А=0,Р.=85.7, Гл.=14.3, ХО=100,ПО=57.1,C3=80/9)
5.В.И.СУРИКОВ.

Он родился в Сибири-
Средь лихих казаков.
Там, где  снежные  шири-
Сотни тысяч веков.
Где гуляют метели
И где кружит пурга. -
Где могучие ели
И глухая тайга.

«Покоренье Сибири»
И «Стрелецкая казнь»;
«Стенька Разин», как  в  были.
На утесе, как князь.
И другие картины  -
Много их у него -
Где снега и равнины -
Вся Россия его.

Где «Боярыню» в санях
По дороге везут.
Где убогий весь синий
И старухи ревут.

И сверкает очами
Староверка – княжна.
Будоражить речами
Уж не будет она.

Говорить запретили…
Злобой блещут глаза.
Веру в ней не убили:
Два перста подняла.

У нее свои боги,
И за веру свою
Она гнила в остроге -
Потеряла семью.

Вера – это не горе.
Фанатизм  - вот беда.
И язычество вскоре
Унеслось в никуда.

Когда  рушится вера,
Трудно жить на земле.
Справедливости мера
Исчезает во мгле.
(анапест7-6.А=0.Р.=84.4Гл.=11.1.ХО=77.7,ПО=55.5,С3=80)
6.К.А.КОРОВИН.
«Кафе в Ялте»

Художники  особая порода –
Они жемчужины народа.
Художник  слышит - видит, чувствует, поет:
Художник мир особо познает.
Он видит воздух,  слышит света звук,
Он чувствует не так, как все вокруг.
Он в белом свете видит голубой –
И не понятен замысел его порой.
В абстракции цветов он может передать
Все то,  о чем могли мы лишь мечтать:
И грусть любви,  и одиночество тоски.
А кто не чувствует,  тот видит лишь мазки.

Импрессионизм особое искусство.
Талантлив тот,  в ком обостренны чувства,
Кто может боль чужую воспринять -
Кто может  близкого  понять;
Увидеть мир вокруг,  а не себя;
Кто к брату младшему относится любя;
Кто кошечек, собачек не обидит,
Кто нежность, красоту в  цветочке видит.

Импрессионизм пришел к нам от Моне,
Когда во  Франции,  прекраснейшей стране,
В Париже выставку открыли,
И там Коровина картины были.
Затем уже пошли: Ван-Гог, Лотрек,
Но жил в России человек,
Чье имя ныне как-то позабыто,
Будто вуалью тайною закрыто.

Коровин у Поленова, Саврасова  учился.
Он много создал, многого добился:
«Зима в Лапландии, «Испанки у окна»-
Коровина картины, как одна
Цветами красок изумляют,
Мечтать и думать заставляют.

Он театральный декоратор.
Он павильоны рисовал.
В архитектуре он создал
Свой «Русский стиль». Он был новатор.
«Сиянье северное» он нарисовал,
Палитрой красок необычных восхищал.

Он Русский, наш, и мы гордимся им,
Импрессионистом первым и своим.
Кафе,  что в  Ялте,  то его творенье.
Коровину  - мое стихотворенье.
(Вольный стих. ХО=75,ПО=36.4)
7.И.И. ЛЕВИТАН.
«Весна. Большая вода»

Бедный мальчик  еврейский –
Сколько он перенес!
От забот всех житейских –
Не хватало и слез.

Он в столице учился-
Жил  беднее путан.
Из него получился
Пейзажист – Левитан.

В сердце боль сохранилась
От житейских обид.
Это все проявилось:
У картин  грустный вид.

В них страдает природа –
Грусть,  тоска и печаль.
В них особого рода
Даже синяя даль.

Там, «Над вечерним покоем»,
«Звон вечерний»  встает-
К оскудевшей природе
Его сердце влечет.

Об «Обители тихой»
Он картину писал.
Смерть готовила плаху –
Он ее умолял
Время дать хоть немного –
Дописать до конца.
Только, видно, дорога
Подвела молодца.

Левитан умер рано:
В 39 годков,
Но душевная рана
Все глядит из веков.

Незадолго до смерти,
Он «Весну» написал.
То шедевр! Уж поверьте.
Ныне классиком стал.
(анапест 7-6.А=0,Р.=85,Гл.25,ХО=75,ПО=50,С3=78.3)

8.Н.К. ПИМОНЕНКО.
«Гадание»

«Раз в крещенский  вечерок-
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи под окном
Слушали, кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили».

Смысл Жуковского стихов -
Тема для картины.
Две гадалки женихов
Видят в восковине,
От  которой тень идет
От свечи горящей.
На стене жених их ждет –
Жаль,  не настоящий.

У одной серьезный вид,
У  другой   не очень.
Что красавиц в жизни ждет?
Хотят видеть очи.

Но гадай  иль не гадай,
Что должно - случится.
Для одних жизнь будет рай,
Для других – волчица.

Две девицы  вечерком
На свече гадали.
Женихов своих тайком
Так и не узнали.

С Украины родом сам
Пимоненко, видно.
И хочу признаться вам –
За него не стыдно.

В Русский он попал музей,
А не в Украинский.
Ведь культуры мы одной.
Род наш исполинский!
(хорей7-6.А=0.Гл.=14.3,Р.=85.7,ХО=53.6,ПО=32.1,С3=73.2)
9.В.А.СЕРОВ.
«БАБА С ЛОШАДЬЮ»

Деревню он любил до страсти
И рисовал крестьянский быт.
Из-за своей чудесной кисти
В России стал он знаменит.

Любил коровок и лошадок
В картинах он изображать-
К  последним был особо падок…
Ну что о нем еще сказать?

Он был угрюмым человеком,
В работе радость лишь искал.
Был недоволен своим веком,
Но очень много написал.

Улыбку северной природы –
Мазками он изображал,
Он, видимо,  такой породы,
И многим нас он  поражал.

Его картины вроде скучны,
Но где–то что–то в них сидит,
Как друг любимый, неразлучный,
Который   рядом, но молчит.
Он был не только живописцем –
Панно,  скульптуры создавал.
Он русский был, но иностранцам –
С большим талантом подражал.

В любой манере - в совершенстве –
Приемами их овладел.
Писать он начал в раннем детстве,
Импрессионизмом чуть болел.

С лошадкой баба на картине –
Одна из редкостных картин.
В ней человек на первом плане
С улыбкой вроде б без причин.

Мы знаем  «Девочек у моря»
И ту,  что с персиком сидит.
Улыбок нет,  но нет и горя,
И безразличный вроде вид.

Но, где–то нежность  схоронилась,
И ласка на тебя глядит.
Нет, не напрасно все ж случилось,
Что стал он очень знаменит!
(Ямб9-8.А=0,Р.=85.5,Гл.=33.3,ХО=83.3,ПО=44.4,С3=75.9)
НИКОЛА ПУССЭН
«МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ». (Эрмитаж)

Пепельный тон картины,
Серо зеленый цвет.
Горы кругом исполины
И необычный свет.

Чья-то мужская фигура,
Труп,  посиневший у ног.
Львиная сверху шкура.
Рядом пещера-чертог.
Ужасом, страхом веет
Будто со всех сторон.
Пуссен один лишь умеет
Выразить в красках стон.

Дикая всюду природа,
Грозный, угрюмый пейзаж.
Виды такого рода
Приобретал Эрмитаж.

Пуссен художник известный.
В  Лувре работал, творил.
Дар он имел небесный.
Людовик его ценил.

Геракл в картине Пуссена
С туманом ушедших веков,
Снова выходит на сцену,
Спасая своих коров.

Он победил исполина,
Того, что коров воровал.
О том говорит нам былина:
Какус той жертвою стал.

Было давно это, право.
На месте том Рим стоит.
Подвиг Геракла – браво.
Помнится. Он не забыт.

Давайте же вспомним Пуссена,
Далекий 17 век.
Какие нас ждут перемены?
В век новый идет человек.
(Логаэдический стих88.9,Гл.=22.2, ХО=77.7, ПО=50)

ГЕНСБОРО ТОМАС
«ДАМА В ГОЛУБОМ» (Эрмитаж)

Голубая шляпка с брошечкой,
Голубая шаль,
Дама нежная. Как кошечка,
А в глазах печаль.

Шляпка с перьями и в рюшечках,
Крестик на груди.
Лента темная на душечке, -
Ручка впереди.

Прикрывает ручка грудыньку.
Пальчики в развал.
Генсбор Томас эту лапоньку
Нам нарисовал.

Дева - юная красавица,
Голубая кровь.
И портрет ее всем нравится:
Глазки, носик, бровь.

Все в ней дивно, обаятельно.
Чуть надменный взгляд.
Дама, видимо, влиятельна:
Дорогой наряд.

В академии английской
Генсбор пребывал,
И в манере флорентийской
Часто рисовал.

Он писал портреты знатных
Буржуа и дам.
Краски и тона приятны
Доложу я вам.
И его произведения
Эрмитаж хранит.
Он велик был, без сомнения:
Он гигант, гранит!
(хорей9-5.А=14.3, Р.=87.5.Гл.=6.2,ХО=56.2, ПО=28.1, С3=66.9)

КОНСТАН ТРОЙОН
«СОБАКИ» (Государственный музей изящных искусств)

Тучки плывут грозовые,
Рощица, травка кругом.
Две собаки борзые
Куда-то несутся бегом.

Травка  цветами пышет.
На горизонте – лес.
Видно, борзые слышат
Гром, что несется с небес.

В поле далеко, далеко,
Видимо, дождик идет.
Лошадь идет одиноко
С возом. Чего-то везет.

На возвышенье березка,
Словно в кудряшках стоит.
Белая тонкая ножка,
Желто зеленый лист.

Белые две собаки
Быстро бегут от дождя.
В поле, знать, были гуляки.
Хозяин спустил их не зря.

Видно, совсем уже рядом
Люди  в деревне живут,
И за собаками следом
С поля до дома бегут.
Есть под Парижем деревня.
Названье ее – Барбизон.
Известно нам достоверно,
Что жил в ней художник Тройон.

В далеком двенадцатом веке
Анимализм процветал,
И об одном человеке
Сегодня я вам рассказал.
(Логаэдический стих. Р.=81.2, Гл.=14.3,ХО=59.4,ПО=28.1)

ЖАН  БАТИС ГРЕЗ
«ДЕВУШКА С ГОЛУБЕМ»
(Государственный музей изящных искусств)

«Девушка с голубем» -
Сколько ж в ней чувств!
Так написать мог лишь гений искусства.
Милая, нежная девушка эта,
Словно живая  смотрит с портрета.
Словно богиня из древнего мира
Со звездным венцом голубого сапфира.
Глазки закатаны, голубь у шеи
Словно целует ее еле-еле;
Будто влюбленные, нежно обнявшись, -
Счастье познали, друг к другу прижавшись.
Милая девушка. Нежная птица.
Нет, не возможно в тебя не влюбиться.
Рыжие волосы, серые глазки,
Бантиком губки, ты словно из сказки.
Пухлые пальчики птичку обняли…
Сколько в них нежности, сколько печали!
Кожа как будто из воска отлита
Ты, как богиня: сама Афродита.

Сколько же чувства Жан Грез здесь оставил?
Этой картиной себя он прославил.

Гений – Дидро о нем лестно писал:
«Вот мой художник» – он восклицал.
«Вот образец добродетели нашей
Для подражанья нам символом ставший.
Вот образец неземной доброты,
Грез и надежд, и любви, и мечты».

Грез уроженец местечка Турнюсе.
Можно к картинам его обращусь я?
«Нежность», «Застенчивость»,
«Грусть» и «Задор» -
Это ж, конечно, всего лишь обзор,
Перечень малый шедевров его.
О Жане Батисте писать нелегко
Чтобы его навсегда полюбить,
Лучше, конечно, в музей вам сходить.
Я же хочу лишь сказать в заключенье:
Великолепны его - все творенья!
(дактиль11-10, А=8.3,Р.=83.3, Гл.22.2, ХО=77.7, ПО=41.6 ,С3=72.2)

ШАРДЕН ЖАН БАТИСТ

«ПРАЧКА» (Эрмитаж)

Бочка, а в бочке стирает
Прачка чужое белье.
Рядом мальчишка играет –
Бедное, видно, жилье.

Мальчик одет в лохмотья,
Мыльный пускает пузырь
В комнате дальней тетя
Вешает стирку на штырь.

Лестница. С ней рядом кошка,
Глазки открыты, не спит.
В комнате нет ни окошка –
Серый, угрюмый вид.

Мебель массивная всюду:
Рубленая  топором.
В тазике видно воду.
Разбросаны тряпки кругом.

В век восемнадцатый - модным
Сделал Шарден натюрморт.
Бизнесом был он доходным.
Картину купить каждый мог.

Долго трудиться не надо:
Фрукты, салат, пироги,
Но на душе услада-
Картины не так дороги.

Был он художник прекрасный.
Деток и женщин писал.
Труд его был не напрасным.
Миру известен он стал.
(Дактиль 8-7, А=10.7, Р.=85.7, Гл.7.1, ХО=46.4,ПО=7.1,С3=60,7)
ПЕТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС
«ПЕРСЕЙ И АНДРОМЕДА» (Эрмитаж)

Типичный фламандец.
Художник великий.
Далекий семнадцатый век…
Персей с Андромедой, миф знаменитый
Рубенс прославил навек.

Была Андромеда дочкой Кефея.
Хвалилась своей красотой.
И тем рассердила Олимпово племя -
И повстречалась с бедой.

Ее приковали к морскому утесу,
Который дракон охранял.
Оставили там ее голу и босу, -
Сам Зевс на нее рассерчал.

Когда же Персей Андромеду увидел,
То тут же ее полюбил
И грозного Зевса, отца, не послушав,
Любимую освободил.

Герой знаменитый видом Горгоны
Дракона в момент умертвил.
Раньше простые все были законы:
Кто победил, тот и мил.

Картина известна в двух вариантах:
Берлинский и тот, что у нас
Висит в Эрмитаже, где на атлантах
Колонны и множество фриз.

В берлинской картине – море играет,
Плещутся волны кругом.
Персей торопливо веревки снимает,
Ноги его босиком.

А в Эрмитаже картина иная:
Персей весь в доспехах блестит,
А Андромеда почти что нагая
Смущенно на руку глядит,
Что прикоснулась к нежному телу.
Прикрывшись вуалью слегка,
Она смущена и робка, и не смела,
Но очень воздушна, легка.

Пегас белокрылый крылья расправил:
Видимо, хочет взлететь.
Шедевр этот Рубенс потомкам оставил.
Его никогда не забыть.

Рубенса детство прошло все в изгнанье
От Антверпена вдали.
В Италии он получил образованье.
Ценили его короли.

Мальчиком Рубенс служил королеве:
Был паж Маргариты Де Линь.
Позже служил при дворе Изабеллы,
И у Филиппа он был.

Жизнь свою Рубенс прожил безбедно
И умер с мольбертом в руках.
Он сам был в искусстве король, безусловно.
Недаром живет он в веках.
(хорей 11-8 А.=40.4, Р.=78.5.Гл.=26.9, ХО=73.1, ПО=48.1))

ЖАН-АНТУАН ВАТТО
«САВОЯР С СУРИКОМ» (Эрмитаж)

Савояр – это бедный юноша,
Не имеющий  рода занятий.
Это что-то вроде Гавроша.
И одежда его из лохмотий.
На картине мы видим парнишку:
Держит ящик. Ремень через голову,
А из ящика смотрит зверюшка,
Лезет словно из трюма на палубу.
Осень поздняя. Так одиноко…
И деревья стоят все нагие.
Небо синее, тучки высоко.
Нет людей. Лишь задворки глухие.
Слева домики. С виду добротные -
Трехэтажные, серые здания.
Справа – церковь. Амбары доходные,
И особого нет впечатления.
Паренек улыбается мило,
Привлекая тем самым внимание.
Сразу видно, что денежек мало.
Просит, видимо он подаяние.
Жан-Ватто в восемнадцатом веке
Рисовал и богатых и жадных.
В савояре  он как в человеке
Видит образ обиженных  бедных.
Он родился в семье небогатой.
Сам фламандец, учился в Париже,
И вращался средь публики знатной,
Но душой к савояру был ближе.
Живописны его все картины,
И манера письма необычна.
Покорил он Парижа вершины.
Да и мне он понравился лично.
(Анапест 10-11,А=3.1,Р.=88.7,Гл.=0,ХО=71.8,ПО=21.8, С3=69.1)


Рецензии