Где греет вздохи гуттаперчевый покой

Где греет вздохи гуттаперчевый покой,
Где прикорнул у голенища строгих правил
Соблазнов искус, золотистою рекой
Текут влечения, послушны страсти лаве.

Там упоение бесстрашное зовёт
Неискушённость первородности мечтаний
Ворваться пламенем в прозрачный чистый лёд
Полузабвений, или полуосязаний.

На прозорливости рождающихся грёз,
На необузданности собственных волнений,
Как будто кистью, прядь легчайшая волос
Любимых пишет ноты к ветровому пенью.

31.07.2009

Краткий анализ стихотворения
Тема. Внутренний мир человека, столкновение сдержанных правил и стихийных желаний; игра чувственных грёз и мечтаний.
Основная мысль. Человеческая природа двойственна: в ней сосуществуют строгие правила и необузданные влечения, а чувственные грёзы способны преображать реальность, создавая особую поэтическую реальность.
Стиль речи. Художественный (поэтический), с насыщенной образностью и сложной метафорикой.
Тип речи. Рассуждение;описание: автор описывает состояние души через метафорические образы и одновременно рассуждает о природе чувств.
Композиция. Три строфы, образующие смысловое движение:
1;я строфа — введение в мир противоречий («гуттаперчевый покой» vs «влечения»);
2;я строфа — развитие конфликта (столкновение «упоения» и «неискушённости»);
3;я строфа — разрешение в образе творчества («прядь волос… пишет ноты»).
Средства связи предложений:
лексические повторы («греет», «грезы», «волнения»);
синтаксический параллелизм (анафора в 1;й и 2;й строфах: «Где…», «Там…»);
местоимения и синонимы («там» ; «на прозорливости»);
семантические поля («чувства»: «вздохи», «упоение», «волнения»; «свет/цвет»: «золотистою рекой», «прозрачный чистый лёд»).
Средства выразительности:
метафоры: «гуттаперчевый покой», «золотистою рекой текут влечения», «страсти лаве», «пламенем в прозрачный чистый лёд», «ноты к ветровому пенью»;
эпитеты: «бесстрашное упоение», «неискушённость первородности», «легчайшая прядь»;
олицетворение: «прикорнул у голенища строгих правил соблазнов искус»;
сравнения: «как будто кистью»;
неологизм/окказионализм: «гуттаперчевый» (от «гуттаперча» — эластичный материал, подчёркивает одновременно гибкость и искусственность «покоя»);
ассонанс и аллитерация: повторяющиеся звуки «л», «р», «з» создают ощущение текучести и вибрации («золотистою рекой», «текут влечения», «ветровому пенью»).
Итог: стихотворение представляет собой лирико;философское размышление о диалектике души, где строгие нормы и стихийные желания вступают в диалог, рождая поэтический образ мира. Насыщенная метафорика и звуковая организация придают тексту музыкальность и глубину.


Рецензии