21. Российские немцы после окончания войны

 
        Главными последствиями Второй Мировой войны для российских немцев были - утрата самостоятельности в пределах государства (9 января 1957 года пяти из семи тотально репрессированных народов, ранее имевших свою государственность, была возвращена их автономия, но двум – немцам и крымским татарам – нет), недоверие со стороны правительства и, как следствие, лишения и притеснения со стороны местных властей и враждебное отношение остального населения. Уменьшилась численность  немецкого населения из-за большой смертности от голода и болезней в изгнании и "трудовых лагерях". Пострадала также и культура немцев. Язык, традиции и история народа рассматривались не как самобытные человеческие ценности, требующие уважения и признания, а как вынужденная необходимость, которую власти разными способами старались свести к нулю. В местах более менее компактного  проживания немцев после войны, в селах Казахстана, Узбекистана, Киргизии и на Алтае к счастью не удалось окончательно заглушить культурное наследие прежних немецких поселенцев. В других местах, где проживало по пять-десять семей немцев не удавалось сохранить даже язык предков.  Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29августа 1964 года"О внесении изменений в Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года" конечно не вернул российским немцам всего того,  что  они  имели  до войны.  Не  было возвращено имущество, конфискованное при выселении и жильё, так как запрет на возвращение к местам прежнего проживания остался в силе. Историю вспять не повернуть. Старшее поколение практически уже не  могло реализовать возможности, данные этим Указом, но моё поколение смогло получить образование и быть полноценными членами общества, хотя в любой момент мы снова могли оказаться "внутренним врагом". Российские   немцы подверглись ассимиляции  в советском  мультинациональном    обществе. Конечно неоспоримо, что послевоенные решения Советского Правительства в отношении российских немцев, начиная с 1955 года (после советско-немецких переговоров в сентябре 1955 года) были направлены  на улучшение  их  положения.  Но  запрещение  немцам вернуться в места прежнего проживания конечно вызывало негодование у всех российских немцев. Правда за многие годы жизни в России они привыкли молчать, и шептались об этом только среди своих. 
      На Украину, где жили с 1767 года наши прадеды, деды, где родились и выросли отец и мать, возвращение было строго запрещено. Запрет был снят частично Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1972 года, а полностью лишь Указом от 9 января 1974 года. Согласитесь, несколько поздновато. Поезжайте! А куда? В настоящее время  села Мариновка(Grosswerder) на Украине не существует.  Уцелевшие после воины дома разобраны по кирпичику, которые  использованы местными жителями при строительстве их домов в ближайших к этому месту деревнях. Лишь на старых географических и топографических картах можно встретить название села Grosswerder(Мариновка). Целью этой акции было то, чтобы немцам изгнанным  из родных деревень некуда было бы возвращаться после окончания  Второй Мировой войны. Когда  люди  добровольно  покидают  свои  родные  места – это вызывает сожаление,   но  когда  их  насильно изгоняют, а потом лишают права вернуться, отдают их дома на разграбление  и  сносят  с лица земли не только дома, но и память о них, столетиями живших на  этой   земле,  в  этих  домах,  привнёсших  в  Россию  всё   передовое  из    западной Европы,   кормивших     Россию    две сотни   лет – это не поддается не только нормальному анализу, но при этом также заставляет задуматься, как жить и где жить.   
    Как правило сёла немецких колонистов на Украине походили друг на друга и состояли  примерно из двадцати-пятидесяти и более дворов, церкви, школы и иногда какой либо маленькой фабрики или мельницы.  Село Мариновка(Grosswerder) было одним из них. До  1955  года   некоторые дома, по рассказам старожилов И.Самойленко* и других ещё стояли, но позже по селу ещё раз прошли,  охотники   до бесплатного и, с молчаливого согласия местных властей, были украдены даже   последние  кирпичи,   затем  прошли  плуги,   бороны  и  посевные машины  и, от села осталось одно воспоминание. Говорят, что урожаи пшеницы и подсолнуха на этих   полях  бывают хорошие.

* - И.Самойленко долгие годы был связующим звеном с Родиной и родственниками для изгнанных из Гроссвердер российских немцев.(Моя мама называла его Самойленков)Я был у его сына в селе недалеко от совхоза "Пролетарский" в 1990 году. 
Продолжение следует.


Рецензии
Очень печальные факты; их нужно знать.
Моя подруга-однокурсница (ее мама была русская, а отец -немец) родилась перед тем, как немцам разрешили оставить места ссылки).
Полгода назад я узнала, что ей назначили дополнительную тысячу рублей к пенсии, как побывавшей в ссылке (хотя ей было меньше года). Я очень рада, что хоть таким образом правительство берет на себя ответственность за зло, причиненное репрессированным народам.

Зоя Лаут   29.07.2009 19:53     Заявить о нарушении
Я рад за вашу подругу. Этот шаг навстречу репрессированным народам -
доказательство признания правительством бесчеловечного отношения к людям немецкой и других национальностей. Конечно лучше поздно чем никогда, хотя
большинство тех кто непосредственно пострадал уже и в живых то нет. Печально, очень печально.
С уважением

Юрий Кнорр   30.07.2009 17:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.