Робеют тени на заборе... ночь идёт
К ним вечер стал нежданно строг.
Уже построены в дозоре
Фонарные столбы дорог.
Огарки дня сложив в лукошко
Темнёных временем небес,
Заката сполохи в окошке
Далёко видятся окрест.
Ещё шалит бездумно ветер,
Но от ближайшего леска
Туман уже наладил сети,
И тянет их по колоскам
Полей, хлебами упоённых,
Где под божественный купаж
Звучит в шептанье полусонном
Листвы и ветра - "ОТЧЕ НАШ".
Качнулись острые верхушки
Деревьев в свято образах,
Над полусонной деревушкой,
Где заалённая краса
Ласкает горизонта строгость,
Ловя прощальный взгляд небес.
И ночь, совсем забыв про робость,
Идёт хозяйкой здешних мест.
25.07.2009
Краткий анализ стихотворения
Тема: изображение перехода от вечера к ночи в деревенском пейзаже; созерцание природной гармонии, в которой проступает духовное начало.
Основная мысль: природа в сумерках обретает особую одухотворённость — обыденные явления (тени, ветер, туман) превращаются в символические образы, а мир словно молится, сливаясь в едином «полусонном» ритме.
Композиция:
1;я строфа — начало вечера, «робеющие» тени и строгие очертания мира.
2;я строфа — закат как ритуальное действие («огарки дня» в «лукошке» небес).
3;я строфа — активность ветра и наступление тумана, намёк на молитву («ОТЧЕ НАШ»).
4;я строфа — кульминация: деревья в «святых образах», алая заря и финальное торжество ночи.
Четвёртая строфа завершает цикл перехода, подчёркивая, что ночь становится «хозяйкой» пространства.
Тип речи: описание с элементами рассуждения (философское осмысление природы).
Стиль речи: художественный (поэтический), с ярко выраженной образностью и символикой.
Средства связи:
лексические повторы («полусонный», «робость»);
синтаксический параллелизм («Качнулись…», «И ночь…»);
цепная связь через образы времени (вечер ; закат ; ночь);
пространственные маркеры («на заборе», «по колоскам», «над деревушкой»).
Средства выразительности:
метафоры: «огарки дня», «сети тумана», «купаж» небес;
олицетворения: «робеют тени», «вечер стал строг», «ночь идёт хозяйкой»;
эпитеты: «полусонное шептанье», «заалённая краса», «прощальный взгляд небес»;
символика: молитва («ОТЧЕ НАШ») как голос природы, «святые образы» деревьев;
аллитерация: повторяющиеся звуки «с», «ш», «ч» создают эффект шелеста («шалит ветер», «шептанье», «колоскам»);
архаизмы/книжная лексика: «упоённых», «сполохи», «образах» (придают тексту торжественность);
инверсия: «К ним вечер стал нежданно строг», «Ласкает горизонта строгость» (усиливает ритмику и смысловые акценты).
Итог: стихотворение сочетает пейзажную лирику с философско;религиозным подтекстом. Природа предстаёт как живой храм, где каждый элемент (ветер, туман, деревья) участвует в таинстве перехода от дня к ночи.
Свидетельство о публикации №109072500608