Информационный потенциал

   Наличие правила свидетельствует о выполнении упорядочивающей функции информации, которая воздействует на систему,  одновременно не являясь частью самой системы. То есть правило не подчиняется системе, но подчиняет систему определённой логике порядка. Эффективной любая логика будет до тех пор, пока обеспечивает развитие системы. Развитие системы связано с её же устойчивостью (взаимодополняющие факторы). Однако зачастую под устойчивостью ошибочно имеют в виду определения, больше соответствующие понятию  равновесия. Из естественно научных предметов мы знаем, что с равновесием в замкнутой системе связана тепловая смерть – это отсутствие движения частиц, отсутствие всякого взаимодействия. Этот пример как образ «нулевого развития» как нельзя лучше подходит для живых систем в том плане, чтобы к воплощению его не стремиться. Понятие равновесие для социологии должно восприниматься как угрожающее самой жизни (отсутствие протекания каких бы то ни было процессов), и в психологии определение состояние человека или социальной группы (живой системы) как равновесное – надо считать весьма сомнительным достоинством… Что бы живая система развивалась, ей необходимо придать движение, а движение характеризуется эффективностью устойчивости и ускорения. Ну вот, я здесь пересказываю классические аксиомы, типа «в движении жизнь» и «получает энергию тот, кто её тратит, а не тот, кто её копит».
   Информация – это как бы предтеча основного потока энергии, её более тонкий план. Информация выполняет функцию индуктора, способствующего сделать первый шаг, чтобы начать действовать.  Кстати, действие в начале не всегда бывает осознанным; это как аппетит, который может придти во время еды. То есть иногда надо сделать некоторое усилие над собой, чтобы перешагнув через собственное непонимание логики каких-то действий, всё же выполнять наставления к действию и правила. Это также есть проявление воли в другой её ипостаси.
   Почему это важно? Я говорю вроде бы о несложных вещах, которые многим как будто известны. Но опыт моих тренингов показывает мне лишь номинальное обозначение этого знания у специалистов (например кадровых служб) , но отсутствие его в практическом применении.  То есть, мы выстраиваем в сложной или проблемной ситуации некую новую (не линейную!) логику  разрешения и действий, в которой проявляются неизвестности (неопределённости). Эти «кванты неопределённостей» не вписываются в привычную для традиционного восприятия логику решения жизненных проблем и трудных ситуаций, что, понятное дело, вызывает недовольство и возмущение у обучающихся. В предлагаемых им для выполнения задачах  они не способны сами выявлять «логичную» мотивацию к действию; то есть у них нет опыта приобщения к обыденному восприятию тех новых факторов и условий, которые я определяю как «неопределённости». Таким образом мы вплотную подошли к одному из ключевых моментов в методике: «структурирование неопределённостей».  Здесь эффективность принятия решения напрямую зависит от умения правильно работать с различной информацией, в том числе непрофильной.
   Первостепенная важность умения работать с информацией обусловлена парадоксами развития живой системы. С одной стороны живая система может воспринимать информацию предупредительного (или даже запретительного) плана как остановку активных действий, с другой же стороны, напротив, как иррациональный стимул к ещё большей активности. Классических примеров тому много, здесь на них я не останавливаюсь. Но должен отметить особо тонкое и сложное свойство информационного воздействия на живую систему – это неоднородность и вариативность категоричного (оценочного) восприятия содержания информации, что приводит к возникновению множества видимых и зачастую непримиримых противоречий. Вот здесь на примере стоит остановиться. «Множество характерных примеров единовременного протекания процессов противоположной направленности, совмещенных в едином объекте, дает живая природа: всюду, где живая клетка находит возможность развития за счет любых пригодных источников вещества и энергии, там тотчас же формируются биологические системы». ("ПРИРОДА И ФИЗИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ"). Опять-таки: мы видим, что живая система становится за счёт «процессов противоположной направленности», что соответствует определению как раз устойчивости, то есть единовременного протекания как «+» так и   «-». Возможность попеременного протекания в одном процессе сначала «+», а затем «-», допускается лишь уровнем нашего восприятия, тем способом, которым мы привыкли мыслить в пределах линейной логики восприятия\изложения информации. А протекание только одного начала (например «+») в природе я считаю вообще невозможным. Это уже чистая физика. И это правило я совершенно справедливо переношу и в область социальных наук. Именно на понимании взаимодополнения и взаимодействия противоположностей основаны некоторые продвинутые образовательные и тренинговые технологии (например «Метод построения мыслеграммы» Тимофеевской М.С.). Но эти технологии и методы пока не обрели достойного распространения в среде традиционного образования в виду того, что новое всегда с трудом пробивает себе дорогу в устоявшихся традициях привычного восприятия.
Следующий пример из того же источника ("ПРИРОДА И ФИЗИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ") показывает как раз традиционный подход к определению сути и функции информации, воздействующей на живую систему. «Энтропия и информация выступают здесь на равном уровне, но в противоположных ролях. Живая природа отражает непримиримость их противоречия, их взаимоисключающую сущность. Смысл и способ существования всякого живого организма, всякой достаточно сложной и автономной информа¬ционной системы - развитие по программе внутренней информации и борьба с энтропией».
Я не могу в контексте данной работы принять тезис о «непримиримости противоречий и взаимоисключающей сущности» противоречий. Как показывает, например,  опыт проведения педагогических мастерских именно выявление и взаимодействие противоречий даёт самый яркий и неожиданный творческий результат. То есть правильно управляемый спор в творческом плане имеет огромный созидательный потенциал. Пренебрегать этим опытом, значит проявлять деструктивизм и расточительность, что не допустимо.


Рецензии