Информационный потенциал
Информация – это как бы предтеча основного потока энергии, её более тонкий план. Информация выполняет функцию индуктора, способствующего сделать первый шаг, чтобы начать действовать. Кстати, действие в начале не всегда бывает осознанным; это как аппетит, который может придти во время еды. То есть иногда надо сделать некоторое усилие над собой, чтобы перешагнув через собственное непонимание логики каких-то действий, всё же выполнять наставления к действию и правила. Это также есть проявление воли в другой её ипостаси.
Почему это важно? Я говорю вроде бы о несложных вещах, которые многим как будто известны. Но опыт моих тренингов показывает мне лишь номинальное обозначение этого знания у специалистов (например кадровых служб) , но отсутствие его в практическом применении. То есть, мы выстраиваем в сложной или проблемной ситуации некую новую (не линейную!) логику разрешения и действий, в которой проявляются неизвестности (неопределённости). Эти «кванты неопределённостей» не вписываются в привычную для традиционного восприятия логику решения жизненных проблем и трудных ситуаций, что, понятное дело, вызывает недовольство и возмущение у обучающихся. В предлагаемых им для выполнения задачах они не способны сами выявлять «логичную» мотивацию к действию; то есть у них нет опыта приобщения к обыденному восприятию тех новых факторов и условий, которые я определяю как «неопределённости». Таким образом мы вплотную подошли к одному из ключевых моментов в методике: «структурирование неопределённостей». Здесь эффективность принятия решения напрямую зависит от умения правильно работать с различной информацией, в том числе непрофильной.
Первостепенная важность умения работать с информацией обусловлена парадоксами развития живой системы. С одной стороны живая система может воспринимать информацию предупредительного (или даже запретительного) плана как остановку активных действий, с другой же стороны, напротив, как иррациональный стимул к ещё большей активности. Классических примеров тому много, здесь на них я не останавливаюсь. Но должен отметить особо тонкое и сложное свойство информационного воздействия на живую систему – это неоднородность и вариативность категоричного (оценочного) восприятия содержания информации, что приводит к возникновению множества видимых и зачастую непримиримых противоречий. Вот здесь на примере стоит остановиться. «Множество характерных примеров единовременного протекания процессов противоположной направленности, совмещенных в едином объекте, дает живая природа: всюду, где живая клетка находит возможность развития за счет любых пригодных источников вещества и энергии, там тотчас же формируются биологические системы». ("ПРИРОДА И ФИЗИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ"). Опять-таки: мы видим, что живая система становится за счёт «процессов противоположной направленности», что соответствует определению как раз устойчивости, то есть единовременного протекания как «+» так и «-». Возможность попеременного протекания в одном процессе сначала «+», а затем «-», допускается лишь уровнем нашего восприятия, тем способом, которым мы привыкли мыслить в пределах линейной логики восприятия\изложения информации. А протекание только одного начала (например «+») в природе я считаю вообще невозможным. Это уже чистая физика. И это правило я совершенно справедливо переношу и в область социальных наук. Именно на понимании взаимодополнения и взаимодействия противоположностей основаны некоторые продвинутые образовательные и тренинговые технологии (например «Метод построения мыслеграммы» Тимофеевской М.С.). Но эти технологии и методы пока не обрели достойного распространения в среде традиционного образования в виду того, что новое всегда с трудом пробивает себе дорогу в устоявшихся традициях привычного восприятия.
Следующий пример из того же источника ("ПРИРОДА И ФИЗИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ") показывает как раз традиционный подход к определению сути и функции информации, воздействующей на живую систему. «Энтропия и информация выступают здесь на равном уровне, но в противоположных ролях. Живая природа отражает непримиримость их противоречия, их взаимоисключающую сущность. Смысл и способ существования всякого живого организма, всякой достаточно сложной и автономной информа¬ционной системы - развитие по программе внутренней информации и борьба с энтропией».
Я не могу в контексте данной работы принять тезис о «непримиримости противоречий и взаимоисключающей сущности» противоречий. Как показывает, например, опыт проведения педагогических мастерских именно выявление и взаимодействие противоречий даёт самый яркий и неожиданный творческий результат. То есть правильно управляемый спор в творческом плане имеет огромный созидательный потенциал. Пренебрегать этим опытом, значит проявлять деструктивизм и расточительность, что не допустимо.
Свидетельство о публикации №109072400420