От литстудии к союзу писателей

            О том, что на Харьковском тракторном заводе уже 67 лет существует старейшая в Украине литературная студия, постоянные читатели нашей газеты прекрасно знают. В последние годы занятия творческого коллектива проводятся не в профсоюзной библиотеке, которая сегодня на ладан дышит, а в цехе производственного обучения, расположенном в рабочем посёлке ХТЗ по улице Соколова, 13; возле райисполкома.

            Как известно, заводское подразделение занимается профессиональной подготовкой, трудовым воспитанием и профориентацией старшеклассников Орджоникидзевского района. Долгие годы здесь получали «рабочие дипломы» токари, слесари, станочники широкого профиля, столяры-модельщики, водители автомобилей, электрики, контролёры и чертёжники, что соответствовало специфике тракторного завода и промышленных предприятий района. Однако, учитывая разносторонние запросы школьников, благодаря некоторым новациям, проводимым сегодня в общеобразовательных школах, наш педагогический коллектив пошёл на значительное расширение круга престижных профессий для старшеклассников.
Так, на «школьном заводе» появились швеи-мотористки, операторы ЭВМ, бухгалтеры, медсёстры, трактористы, воспитатели дошкольных учреждений, вышивальщицы, изготовители художественных изделий из древесины, а в 1996/1997 учебном году – и литераторы.

           Сразу оговорюсь. Чтобы подготовить квалифицированного специалиста для средств массовой информации, издательств, театра и т.п., нужны многие годы их обучения в вузе, огромная персональная работа при наличии, конечно же, ярко выраженных творческих задатков. Поэтому наша цель предельно скромна, но всё-таки благородна и очень ответственна: дать юношам и девушкам элементарную допрофессиональную подготовку, посеять жажду гуманитарных знаний и умения их приобретать, заразить ребят неизлечимой болезнью художественного творчества, привить навыки самостоятельного литературного сочинительства и практического анализа литературных произведений.

           Филолог с университетским образованием, педагог и журналист с многолетним практическим опытом, стихотворец по внутренней неистребимой страсти, я рискнул разработать и утвердил на вузовской кафедре, где раньше учился, авторскую программу спецкурса «Основы литературного и журналистского творчества». С благословления педагогического начальства набрал группу одарённых десятиклассников разных школ района и начал с ними экспериментальную работу.

           Еженедельно в течение учебного года они получали по два часа обязательной теоретической подготовки, а также периодически сами готовили необходимые доклады или рефераты для прочтения на уроках. По моему заданию абсолютно все писали творческие работы (наиболее одарённые – в различных жанрах: рассказа, легенды, сказки, зарисовки, заметки, интервью...), читали и обсуждали их на литературной студии с участием опытных студийцев и писателей.

          Выступали перед юными дарованиями и художница, и литературовед, и барды, и два молодых священнослужителя. И коллективно осматривали мы экспозиции в Городской художественной галерее и в Доме учёных; участвовали в литературных праздниках и вечерах, а в годовщину смерти Б. А. Чичибабина провели у могилы митинг памяти этого видного поэта. Венцом наших литературных занятий стала летняя практика, где в течение трёх недель школьники с увлечением создавали собственные литературные труды.

          Ещё в начале сентября, на первых занятиях, я предложил им осуществить благодатный (в чём я абсолютно убеждён) литературный и педагогический проект: коллективными усилиями создать художественный образ народного героя нашего Сиверско-Донецкого слободского края – трудолюбивого, талантливого и мужественного юноши Сиверко, который способен искусно возделывать землю, плотничать и ковать железо, сочинять песни и играть на народных инструментах, почитать родителей и верно любить свою суженую, а в минуты военной опасности выступить на защиту родного края...

          К моему большому удовлетворению замысел школьникам понравился. Поэтому они с энтузиазмом(!) взялись за его воплощение в жизнь. Почти каждая версия образа народного героя оказалась своеобразной и интересной. У Оли Гавшиной, например, Сиверко защищает наш край и свою возлюбленную от татаро-монгольских завоевателей. Катя Передерий сделала его героем Великого Новгорода, отбивающего атаки немецких рыцарей. А Сиверко Павла Яловола привёл на берега речек Харьков и Лопань большой отряд строителей, которые сначала дружно взялись за возведение будущей столицы Слободского края, а потом под чарами злого волшебника, обитающего в окрестном лесу, совсем разленились. Сиверко приходится проявить много мужества и смекалку, чтобы выследить колдуна, заманить его в Харьковскую крепость и захлопнуть над ним крышку разверзнутого гроба.

          Интересные повествования, призванные высветить черты гражданственности ребят, их отношение к Родине, появились под общими названиями «Взяв лучшее из прошлого, нам созидать грядущее» и «Ностальгия». Написаны были работы и на совершенно свободные темы, при создании которых ребята смогли глубоко раскрыть свои творческие дарования. Уже названные сочинители, а также Катя Каменецкая, Женя Шведченко, Вита Зелёная, Наташа Тирикова, Толик Виданов, Аля Колесникова и другие, я думаю, скоро смогут заявить о себе в литературе или журналистике, если, конечно, будут много читать, серьёзно и вдумчиво заниматься художественной словесностью.

          Итак, школьный предмет «Трудовое обучение» для двух десятков старшеклассников района в прошедшем учебном году счастливо соединился с их литературными увлечениями, а для заводской студии эти одарённые ребята стали серьёзным резервом пополнения и развития. Сама же студия только за последние пять лет, условно говоря, воспитала не менее полутора десятка литераторов, написавших по одной, две или несколько «кондиционных» книг. А Ольге Беде, Элеоноре Булгаковой, Владимиру Муровайко, Ольге Подлесной, Владимиру Шубину посчастливилось издать свои сборники.

          Невостребованными пока остаются очень талантливое творчество поэта и прозаика Юрия Иванова, стихи Вячеслава Бабешко, Владимира Добровольского, молодых авторов Дмитрия Половнева, Натальи Клепиковой, совсем юного Олега Петрова... Кто поможет этим и другим одарённым харьковским литераторам пробиться, в конце концов, к потенциальным читателям? Наши ведущие литстудийцы, их не хатэзэвские, но пытающиеся решать те же литературные задачи, коллеги сказали: мы сами себе как можем, так и поможем. Долго обсуждали проблему, соглашались друг с другом, спорили, но в итоге всё же решились создать собственный… Союз писателей.

           Легализовали это творческое объединение через региональное Управление Министерства Юстиции страны. Так, на Харьковском тракторном заводе есть теперь не только своя литературная студия, но и ни от кого юридически не зависимый Союз писателей. Он открывает свои объятия всем, кто истинно талантлив, считает русскую литературу (наряду с украинской) родной, а не иностранной, по-братски или по-дружески относится к народу – носителю этой словесности...

           Приходите, одержимые, и сотрудничайте с нами. Этим вы поможете себе, старушке-студии, юнцу-союзу, а главное – возрождению отечественной духовности, без которой у молодой страны Грядущее утонет в болоте цинизма и материального накопительства.
Встреча с прекрасным, коллеги,   каждую среду в семнадцать ноль-ноль. Первое занятие – 10 сентября. Можете и позвонить – 94-79-60; 93-31-87.

           P.S. Недавно в харьковском издательстве “Калейдоскоп» вышла книга стихов Элеоноры Булгаковой «Радужное скерцо». Союз русских писателей Харьковской области «Сиверко» и литературная студия «Нива» поздравляют свою «выпускницу» с успехом. В дарственном экземпляре автору этих слов (председателю данного союза) Элеонора написала: «Николай Иосифович! В том, что происходит со мной, и Ваша заслуга. Всегда помню об этом». А я всегда благодарен заводской газете и тоже не забываю: это она постоянно предоставляет для публикации наших литературно-художественных материалов свои страницы.

                (Моя публикация в газете «Темп» ХТЗ 10 сентября 1997 г.)


Рецензии