Будьте на всех непохожими

Всё проходит, мы все прохожие,
Рай спасённому, вольному воля,
Будьте на всех  непохожими,
Непохожесть и есть ваша доля

На похожих вериги одеты,
Ни свобода, ни жизнь не мила,
У похожих глаза без света
И походка у них тяжела

Никогда, ни о чём не плачьте,
Ничего не вернуть назад,
И глаза свои вниз не прячьте,
Ваш единственный в мире взгляд

Не завидуйте сытым  рожам,
Там своя окаянная боль,
Будьте на всех непохожими,
Значит, будьте сами собой!


Рецензии
Как замечательно Вы выразили свои мысли! Жаль, что человек только с возрастом приходит к пониманию этой истины. А придя, все равно боится быть непохожим, потому что заклюют. Редко кто с рождения и до конца дней тащит по жизни крест своей непохожести.
С уважением

Татьяна Панченко   03.08.2009 21:49     Заявить о нарушении
Танечка, спасибо за тёплую рецензию! Но непохожесть это не крест, а счастье человека. Человек может быть счастлив, если он не изменяет себе, своей природе, своей душе. Мы все разные и это прекрасно!
С уважением, Юрий.

Юрий Колдырев   04.08.2009 04:17   Заявить о нарушении
Да, в глубине души человек вполне может осознавать, что непохожесть - это счастье. А на бытовом уровне непохожим все равно трудно.

Татьяна Панченко   04.08.2009 23:03   Заявить о нарушении
Таня, Вы очень верно заметили, что люди боятся быть непохожими. Быть "похожими" это в природе человека, в его животной природе. Так легче выжить. Но в духовной природе человека всё по другому. Непохожесть это главное свойство личности. Чем значительнее личность, тем больше она не похожа на других, тем она ценнее для человечества.
Такими были Сократ, Христос, Будда, Магомет, Кант, Пушкин и сотни других вершин человеческого духа. Может я говорю банально, но люди должны стремиться не бояться быть самими собой.
С уважением, Юрий

Юрий Колдырев   05.08.2009 12:09   Заявить о нарушении
Непохожесть - это еще и отличительное свойство истинных поэтов. Вспомните любого известного и не очень: что ни поэт - то целая вселенная. Мне когда-то очень понравились слова Пришвина:"Разрешение быть самим собой - вот все, что может поэт искать у граждан для себя". Не так уж и много, оказывается, надо поэту для счастья.

Татьяна Панченко   05.08.2009 23:26   Заявить о нарушении
Таня, только сегодня увидел Ваше замечание. Спасибо большое за внимание, очень этому рад. Вокруг меня много людей далёких от поэзии и общение с Вами это счастье! Правда.
Я человек нерешительный, работаю на нелюбимой работе и не могу вырваться из этого. Может от осознания несвободы и одиночества иногда приходят стихи. Они ведь от страдания, а не от счастья, как Вы думаете?
С уважением, Юрий

Юрий Колдырев   11.08.2009 06:24   Заявить о нарушении
Юрий, что такое окружение, далекое от поэзии, и нелюбимая работа, я тоже очень хорошо знаю. Четыре с лишним года ходила на работу как на Голгофу. К счастью, эти "острые" ощущения остались далеко позади. А насчет одиночества, страдания и поэзии Вы абсолютно правы. В суете и счастье редко кто творит. Все самое лучшее я написала в годы беспросветного одиночества. И главное, понимала, что пишу благодаря ему. И даже в мыслях не решалась променять его на благополучие по общим меркам. Юрий, а Вы читали письма Райнера-Марии Рильке молодому офицеру Каппусу? Прочтите! Я всем советую, но никто пока не потрудился дойти до библиотеки, а зря. Гениальная вещь! Вам очень понравится. Меня когда-то спасли и эти письма, и его стихи. А теперь я эту тонкую спасительную соломинку протягиваю Вам.

Татьяна Панченко   11.08.2009 23:45   Заявить о нарушении
Спасибо, Танечка! Искренне Вас благодарю! О Рильке я только слышал, даже когда-то у меня была его маленькая книжка с письмами. Я не прочитал её и кому-то подарил, зная по отзывам, что письма замечательные. Непременно раздобуду и почитаю. Вы упомянули Пришвина, когда-то я был очарован его книгой "Зеркало человека", хожу теперь по букинистам и ищу её (это стихи в прозе), может Вы читали.
Пришвин, Рильке - их давно нет, а они живут в нас, меняют нас и объединяют! Как это хорошо...

Юрий Колдырев   12.08.2009 10:39   Заявить о нарушении
"Зеркало человека" не читала, у меня есть только "Дневники". Но теперь обязательно постараюсь прочитать.

Татьяна Панченко   13.08.2009 22:31   Заявить о нарушении
Танечка, я тут немного полемизировал со священником и в этот же день написал стишок; Вам на суд:

Ты скажи мне странник одинокий,
Путь твой ясен и душа чиста,
Отчего со мною так случилось,
Что живу на свете без креста?

Бегал я мальчишкой-забиякой,
Крестик обронил на мостовой,
Нет креста под рваною рубахой,
Медного, на ниточке простой

Жизнь меня хвалила и бранила,
На дороге трудной, но прямой
Золотые крестики дарила,
Только не носил я золотой

И сказал мне странник одинокий
Голосом забытого Христа:
«Не носите крестики златые,
Не теряйте медного креста».

Юрий Колдырев   14.08.2009 04:20   Заявить о нарушении
Вы все правильно написали, Юрий. Крестик, одетый на крещении, нужно носить до конца. Но гораздо больше таких людей, у которых крестильные крестики не сохранились. И я тоже к таким отношусь, до 17-18-ти лет ходила без креста. А потом женщина, которая привела меня за руку в храм, подарила мне простенький крестик, и я носила его на веревочке. А через несколько лет я купила себе крестик сама. Не помню точно, чем было вызвано такое желание, но жизнь моя с тех пор вошла в другое русло. Не верю приметам, но на собственном опыте убедилась, что пока носила ее крестик, тащила на себе груз ее проблем, пока окончательно не выдохлась. Так что смена крестика может быть вполне оправданной. А если бы сохранился крестик, одетый при крещении, ни за что бы от него не отказалась. А простой крестик или золотой - это не имеет значения. Главное - носить его с верой и любовью. Но веры и любви больше у людей бедных, поэтому и складывается впечатление, что простой крестик лучше золотого.

Татьяна Панченко   15.08.2009 23:27   Заявить о нарушении
Таня, вы увидели немного другой смысл моего стихотворения. Главное я хотел сказать о забытом Христе, о забытой сущности христианства. Современное христианство всё ушло в формы и обряды, обросло вещами, золотом, деньгами. Много говорят о Христе, но сущность его давно забыли. Она заключена вся в Нагорной проповеди, но никто уже не вспоминает о ней, а если и вспоминает, то не живёт так, как завещал Христос. По сути люди, называющие себя христианами, таковыми не являются. Они носят золотые кресты, но лгут, стяжают, воруют, прелюбодействуют. Где же любить врагов, они ближних то своих часто не любят. Мне уже 50 лет и я много наблюдал людей и вижу, что нет никакого христианства и христиан...
Я понимаю, достичь идеала Христа невозможно, но нет даже стремления к этому, а есть только широкая дорога стяжательства и сотни миллионов, т.н. христиан жадно идут по ней, раздвигая всех своими локтями!

Юрий Колдырев   16.08.2009 16:55   Заявить о нарушении
Юрий, тот главный смысл, который Вы заложили в свой стих, остался где-то между строк. Я уловила его, но не предполагала, что он здесь основной. Насчет обрядовой стороны Вы правы. Количество номинальных христиан у нас огромное, встречаются и волки в овечьих шкурах. У меня в этом отношении тоже есть кое-какой жизненный опыт, может быть, и не столь богатый. Когда-то на меня слово "христианин" действовало магически: человек с крестиком на шее, а уж тем более работающий в структуре Церкви, вызвал у меня абсолютное доверие. Но после одного случая все в моем сознании перевернулось на какое-то время. Одна женщина, занимавшая периодически большие посты в нашей епархии, посмеялась надо мной, когда мне была нужна ее помощь, с явным наслаждением продемонстрировала свое превосходство. А вот бывший секретарь обкома, некрещеный коммунист, который должен был уничтожить меня вместе с моим дипломом на православную тему, сказал: "Миленькая моя, я все для тебя сделаю!" И действительно сделал потом все, что было в его силах. Это было величайшее потрясение. Возможно, кто-то на моем месте разочаровался бы в христианах и превознес некрещеных. Со мной этого, к счастью, не случилось. Потому, наверное, что для меня Церковь олицетворяет образ Христа, а не людей, принадлежащих ей. Так что теперь предпочитаю оценивать людей не по наличию крестика на шее, а по другим критериям. Позже прочитала в какой-то православной книге: многие, считавшие себя христианами, на Страшном Суде увидят, что не имеют никакого отношения к Церкви; а те, кто при жизни Церкви не принадлежал, очень удивятся, что являются ее членами - у Небесной Церкви свои границы. Цитирую по памяти, но смысл примерно такой. И не стоит удивляться тому, что почти не осталось истинных христиан. Перед концом мира их останется считанные единицы. Вспомните ветхозаветного Лота: один праведник на весь город - и ведь сумел выстоять! Главное, не разочаровываться в Церкви ни по каким причинам и не обвинять во всех своих бедах Бога. На этом, к сожалению, многие спотыкаются.

А "Зеркало человека" я, оказывается, читала! У меня осталась студенческая привычка - записывать понравившиеся строки со ссылками на источник. Таким образом и обнаружила, что читала. И одна фраза Пришвина оттуда стала для меня даже чем-то вроде жизненной установки: "Для деятельного существа нет положения безвыходного... безвыходное положение рождает героя".

Татьяна Панченко   16.08.2009 23:02   Заявить о нарушении
Таня, преогромное тебе СПАСИБО за твои умные, тонкие, сердечные и красивые мысли. Христиане и сегодня есть, но их крайне мало и они, действительно, могут не принадлежать церкви. Спасибо, ты утвердила меня во мнении, что не нужно отрицать церковь, а нужно только не отождествлять с нею людей!
У Тургенева (кажется в "Дворянском гнезде") ярко показан эпизод, когда в церковь забегает простой мужик, падает на колени и говорит: "Сын помре". Разве что-то ещё может помочь человеку в страшном горе? Когда человек остаётся совсем один?
С уважением, Юрий

Юрий Колдырев   17.08.2009 06:16   Заявить о нарушении
Юрий, я вот сейчас вспомнила рассказ из одного древнего православного патерика. Один человек слезно просил Господа никогда не оставлять его. И Бог услышал его молитвы и пообещал всегда быть с ним. Жизнь этого человека не была сладкой, временами приходилось ему чрезвычайно трудно. И вот после смерти предстал он пред Богом и с горечью высказал Ему свою обиду, что не сдержал Он обещания. И сказал Бог: давай посмотрим на твой жизненный путь, и ты убедишься, что Я всегда был с тобой. И раскрылась пред человеком картина его жизни: песок и следы от двух пар ног. Одни следы принадлежат ему, человеку, а другие - Богу, который сопровождал его через всю его жизнь. Где-то эти следы отчетливые, где-то присыпаны песком... А в одном месте один след на какое-то время обрывается. И человек взволнованно кричит: вот видишь, здесь следы одной пары ног, именно на этом отрезке моей жизни, когда мне было совсем невыносимо тяжело, Ты оставил меня! И Бог ответил: Да, это было самое тяжелое время твоей жизни, и Я взял тебя на руки и понес, иначе бы ты не вынес испытаний, поэтому ты и видишь на песке только один след.
Поэтому я глубоко убеждена, что человек никогда не остается один. Бог всегда рядом с ним. Надо только раскрыть Ему свое сердце, довериться. Я когда-то давным-давно пожаловалась священнику нашего храма, что мне часто даже поделиться своими бедами не с кем, ведь бывают такие вопросы, на которые ни с родственниками, ни с подругами не решишься заговорить. И священник так просто и искренне ответил: А мне никого не надо, я с Господом делюсь. И я стала поступать так же. И не было еще случая, чтобы Он не утешил, не помог. А что такое Божье утешение - это ни в сказке сказать, ни пером описать.

Татьяна Панченко   18.08.2009 00:22   Заявить о нарушении
Спасибо, Танечка! Согласен с каждым твоим словом. Хорошо видно, что ты верующий человек. По моим наблюдениям к Богу приводят человека три основных причины: некоторым людям Бог открывается сам и они в какой то момент становятся глубоко верующими людьми, но таких людей совсем немного; других приводит к Богу большое и нестерпимое несчастье; третьих - большой грех, еоторый так тяготит человека, что нет спасения.
Большая же часть людей, не относится к этим трём, они либо атеисты, либо агностики. Они лишь потенциально верующие люди. Их очень много, до 98% от всех людей и именно в их среде творятся все безобразия. 2% верующих людей всегда чище, праведнее, справедливее и наверное счастливее основной неверующей массы. Вера даёт человеку ясную цель и объясняет ему, что будет за гробом. Верующий человек, даже перед смертью может быть счастлив! Разумный человек, понимая это должен обязательно искать Бога. То есть есть ещё и четвёртый путь к Богу - путь разума!

Юрий Колдырев   18.08.2009 17:20   Заявить о нарушении
Всем нам Бог по-разному протягивает руку. Главное - ухватиться и не упустить ее.

Татьяна Панченко   18.08.2009 23:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.