Сказка о сломанной кукле

Предисловие.
Ребенок играет,  играя он что-то узнает, чему-то учится. Некоторые свои игрушки, пусть даже самые лучшие, он изучает, ломает и...выбрасывает как ненужный хлам.  А некоторые, пусть даже самые неказистые,  остаются  с  ним  на  долгие годы,  на годы взросления... а, может быть, и навсегда. Девочки играют в куклы, мальчики играют в машинки. Когда они вырастают - меняются местами,  желая познать то, что не познали в детстве.

           В обыкновенное лето,  в обыкновенный день, мальчик занимался  своими обыкновенными делами. Все было как всегда, в его голове не было  и мысли о том,  что что-то может измениться.  Не было такой мысли, и тогда, когда его взгляд вдруг упал на куклу, которая появилась неизвестно откуда (неизвестно было - кто ее принес, и вообще, что она здесь делает). Впрочем, тут и не было ничего необычного - у его друзей,  таких же мальчиков,  довольно часто появлялись куклы, иногда даже очень хорошие, иногда они даже были любимыми  куклами,  но  к нему они не имели никакого отношения,  хотя нельзя сказать,  что он никогда не имел дела с куклами. Просто те куклы, которые попадали к нему, ему не нравились,  а те,  которые нравились - к нему не попадали. Из-за этого, как и все вокруг обыкновенного,  свойства жизни,  мальчик думал,  что обойдется пока без всяких там кукол,  и все это нормально и в порядке вещей.  И, в конце концов, можно продолжать играть в машинки,  ведь с этими куклами целая куча проблем - они такие... Но мы немного отвлеклись.  Мальчик продолжал заниматься своими обычными делами,  когда взгляд его снова упал на эту неизвестную куклу.  С удивлением  он обнаружил,  что эта кукла очень хороша и ему вдруг сильно захотелось иметь именно такую куклу.  К тому же  он  знал, что  у  его друзей такой куклы нет, и они тоже не отказались бы от нее.  Хотя нет - у одного друга     была подобная, и все ему завидовали, а он делал надменное лицо и говорил, что она самая обыкновенная.  "Вот если бы у меня была такая,  то я бы ее очень любил"  - подумал мальчик. В этот момент он еще больше удивился, потому что заметил,  что большие серые глаза  неизвестной  куклы  пристально смотрят  на  него.  Он замер и уже не мог больше оторвать взгляд. Они молча смотрели друг на друга. "Как бы я хотел, чтобы она была  моей!” подумал мальчик, и тут произошло чудо: кукла тихонько вздохнула и сказала: "Да".  Сердце у него в груди подпрыгнуло  как мячик. "Моя, моя, моя!" - беззвучно закричал мальчик. "Твоя, твоя, твоя" - беззвучно ответила кукла.  Чудо было маленьким, но им оно    показалось огромным.  Так у мальчика появилась кукла,  первая желанная кукла.                               
           Это была совсем новая игра, раньше мальчик играл в уже знакомые и понятные игры. Теперь, когда у него появилась кукла, можно было учиться чему-то другому. Игра была хороша не только своей новизной,  но и тем, что правила поведения не были известны четко и ясно. Сначала могло даже показаться, что этих правил не существует,  хотя на самом деле...  Но наш мальчик решил,  что раз игра новая,  то  и  он  будет  вести себя по-новому,  не так,  как его друзья. Ему совсем не нравилось то, как ведет себя его друг, у которого была похожая кукла,  и он был уверен,  что не станет таким же.  Мальчик сразу рассказал об этом своей новой чудесной  кукле. Кукла поверила ему,  что несказанно его обрадовало. Он даже рассказал ей о своих старых играх.  Сначала он рассказывал осторожно, так  как боялся,  что ей будет неинтересно и она ничего не поймет (такое часто случалось с другими куклами), но вскоре заметил, что слушает она с интересом, и его радость перешла в восторг. Он восторгался ей и берег ее.  Он считал, что его игрушка самая лучшая. Когда он рассказывал о ней своим друзьям,  они поздравляли его, а сами думали - как же ему удалось завладеть такой куклой? Он понимал это и гордился ей.  И собой тоже - еще бы,  ведь не у каждого бывают такие игрушки.  Он играл в эту игру и был счастлив, потому что чувствовал,  что нужен как раз той кукле,  которая нужна ему, именно этого он так долго ждал, не сознаваясь в этом никому, да и самому себе тоже. Так шло время.               
         Время шло,  и если вначале этой игры он забывал обо всем, то потом он снова начал заниматься своими прежними обыкновенными делами,  без которых жизнь остановилась бы на месте - мальчик  есть мальчик и машинки все же нужны.  Прежние игры восстановились,  но вместе с ними продолжалась и та,  новая.  Только вот  новизна  ее стала  проходить,  ведь мальчик уже узнал то,  что хотел узнать и понять благодаря этой игре.  Кукла была все так же хороша, но уже неинтересна для него. Раньше, тогда, когда он рассказывал друзьям о своей кукле, он не хотел показывать ее им, из-за того, что боялся ее потерять. Один раз, правда, решился - несмотря ни на что ему было интересно узнать их мнение - и гордость тогда стала  еще больше,  он считал, что они не смогут найти таких кукол, а он может.
           Он может...  Осознание этого росло в нем, и он перестал бояться потерять свою куклу.  Игра с ней стала  скучной,  и он все чаще забывал про нее, занимаясь своими обыкновенными делами, теми самыми, к которым он привык и которые любил. Кукла стала надоедать ему,  а когда она еще и напомнила ему о себе  сама,  он швырнул ее в дальний угол,  и, услышав жалобный стон, сказал: "Так тебе и надо, моя игрушка не должна появляться, когда я не хочу ее видеть,  я  не знал,  что ты до такой степени меня не понимаешь". Сказал и ушел.  Ушел к своим друзьям, потому что играл по их правилам,  не заметив этого.  Зато заметила это его кукла.  Заметила еще до того,  как он ее сломал, но она знала, что он не хотел играть как все и верила в него...  А ведь мы говорили,  что правила на самом деле существуют.  Мы только забыли сказать,  что у кукол тоже  бывает душа.  Да,  у этой чудесной куклы была душа.  Но наш мальчик об этом забыл. Или не знал?... А время продолжало идти вперед.  Мальчик знал,  что он может найти себе другую чудесную куклу.  И нашел. Он играет в новую игру, с новой куклой. Может быть, она действительно станет любимой. А про первую куклу он забыл.  Про сломанные игрушки редко помнят. А еще реже жалеют о том, что выкинули их.         
(1996)


Рецензии