Почему я не продам cвой рояль

...Потоки сознания (?) несостоявшегося музыканта, т.е. меня, на тему - зачем он (рояль) мне нужен...

Рассуждение вообще
Я когда-то все думала, почему светское искусство, и, так называемая, светская музыка в первых рядах - часто "получали" статус греховности с точки зрения религии. И, кстати, не только Христианства. В общем, в итоге, понятно: искусство - это эмоции. Сильные эмоции. Они же - страсти. Страсть - зашорена, она не слепа совсем, но видит лишь то, на что направлена, страсть разрушает гармонию и целостность. И, если тебя уносит в страсть - неизбежно окружающее (мир, Вселенная) начнет восстанавливать баланс. И часто возникает эффект маятника. Так и мотает туда-сюда, из страсти в страсть, если не уловить тот самый момент, когда нужно сбалансировать и удержаться. А на самом деле - просто реально открыть глаза, сердце, и принять целое, а не часть.
Сначала, кстати, доходило до меня это все через образы, точнее - их отсутствие - никак я себе не могу всерьез представить Будду, пишущего стихи... Или Иисуса, одухотворенно исполняющего на публике музыкальное произведение собственного сочинения. Им это просто не нужно, даже не стану сейчас подробно обьяснять свои домыслы - пусть пока будет аксиомой.
Потом образ-таки появился - все же можно представить себе Будду, пишущего стихи, но пока он еще не стал, собственно, Буддой. Пока он искал Путь - да. И стихи, и картины, и музыка - эмоции. В общем - пусть их считают греховными, однако мало кто может увидеть целое, не испытав "по полной" частей его (если вообще кто-нибудь может). А так как эмоции усиливают направленность "взгляда" - значит они все же необходимы, сильные и разные. Искусство - светское, эмоциональное - стало быть, тоже необходимо. Оно расширяет границы возможностей, переживаний, взглядов. Мне так кажется :)


Практическое применение в моих личных целях.
Я обычный человек, страстный и грешный. Меня мотает, да еще как... И вот, когда уносит в отчаяние, уныние и тому подобные чудные места - использую для скорейшего набора недостающих элементов "позитива" чужие эмоции в виде, собственно, произведений искусства. Просто воспринимаю их, чувствую. Получается, что слова "духовная пища" использую чуть ли не буквально :) А когда меня саму эмоции переполняют - тогда за рояль, играть Шопена, Шумана, Брамса, Равеля, Скрябина, Рахманинова... Еще гнусно пользуюсь игрой на инструменте не только для выплеска излишков, но и для создания нужного состояния, в каком-то смысле. В частности - если меня как-то "разметало", запуталась, не могу собраться - Бах! Выстраивается нутро, именно выстраивается - не могу другого слова даже подобрать. Самая настоящая гармония складывается внутри. И еще Моцарт - какое-то все сразу прозрачное и четкое, и светло.
И тут, памятуя о Будде - вот в то время, когда внутри все сбалансировалось, и Любовь не пожар, а то самое живительное ровное горение - не тянет за инструмент практически. Исключение - когда хочется Поблагодарить, или сказать без слов, но что-то очень тоже благодарное и теплое, живое - вот тогда играю. И это совсем другое, нежели опустошенность, при которой невозможно творить что-либо, когда нет ощущения самого себя в этой жизни.

Звучание эмоций.
Когда больно и хочется кричать... Вот тут - да, разбиваешь пальцы о клавиши, хлещешь пассажами, режешь попаданием мимо нот, исступленно громишь опостылевшую реальность аккордами, швыряешь сердце через звуки, хватаешь мир за шкирку и трясешь... Потом пулей вылетаешь из комнаты, в которой все это творил, потому что разнося границы и формы создал угрозу обрушения... Хаос ощущается почти физически... Ошметки воплей стекают по стенам... Предметы теряют свое значение, случайно поймав что-то из выбрасываемого тобой, и становясь оттого обманками... А потом все затихает, растворяется, улетает в атмосферу, беспорядочно, самостоятельно, обрывками, осколками и лоскутками...

Когда больно, и хочется донести до... Когда больно, и ты почти уже не надеешься... Всю эту боль, все чувства ты собираешь внутри себя, всё, полностью, так, что душа с трудом удерживается, чтобы не разорваться... А потом протыкаешь очень маленькое отверстие в области сердца - мистического сердца, сердца души, - и очень медленно вынимаешь иглу, совпадая с начинающимся движением потока, не резко, не разом... Путь дан, дана форма, поток становится похожим на луч, он очень узок, очень концентрирован и направлен, в начале пути он очень упруг, чуть дальше он начинает пульсировать... Это еще называется - трепет... Но невидимая форма сдерживает силу пульсации, не дает прорваться, выскользнуть, это движение удивительной мощности, но при том - мягкости; благоговения, но при том - пронзительности... Сдерживаясь, но выпустить все... И потом - слезы и радуга, очищение, тишина, которая едва-едва звенит... Ты остаешься в этом еще какое-то время, с ощущением с одной стороны опустошения, с другой - свершившегося чуда... Услышана.


2007 г.


Рецензии