Запасной аэродром?! Эфиопский дневник 43

Мы летели уже больше часа. Небо ясное – ни облачка! Внизу Абиссинские  горы – невероятное сочетание хребтов, горных вершин, ущелий, которые  сплелись в запутанную мозаику. В виде тоненькой ниточки иногда виднеется   кое-где серпантин дороги. 

«Отпускник» посматривал в иллюминатор самолёта. Он объяснял мне особенность Абиссинских гор, как правило не имеющих сквозных ущелий и долин, по которым обычно можно пройти «сквозь»  горы других регионов Мира. Поэтому завоеватели с трудом проникали вглубь гор, а эфиопы  успешно им противостояли и нередко уничтожали целые армии лучше вооружённых врагов.

Так, эфиопы вооружённые лишь ружьями, даже старинными,  уничтожили в битве при Адуа большую вооружённую до зубов итальянскую армию,  имевшую пулемёты, артиллерию, авиацию! Итальянские агрессоры применили против эфиопов даже ядовитые газы! Они загружали пленных эфиопов в самолёты,  сбрасывали их над Аддис Абебой -  люди падали на землю и разбивались! Такими варварскими методами они старались  устрашить население.
 
«Отпускник» показал мне ниточку серпантина дороги и обратил внимание на её особенность. Дорога извилисто шла по краю ущелья вокруг горы, почти полностью её обогнула, затем перешла на другую сторону ущелья и  вернулась по ней почти полностью обратно, лишь незначительно продвинувшись вперёд. Затем дорога вдоль другого ущелья  делала петлю вокруг следующей горы. Таким образом, дорога делала петли в несколько километров длиной  для того, чтобы пересечь или обойти очередное ущелье и продвинуться чуть вперёд.

- «Вот, смотрите – дорога делает огромную петлю и возвращается к началу этой петли… Один пулемётчик может «запереть» в такой петле военный конвой… Ведь на стены ущелья, на хребет  взобраться почти невозможно… Спуститься в ущелье? Там дороги нет… Так и идёт эта война в горах…» - рассказывал мне «отпускник», как я его обозначил для простоты общения.
- «Я – геолог… Вели в горах геологическую работу, а рядом шла война», - продолжал он.
- «Днём – жара около 50 градусов… Весь день – на солнце, тени нет… Электричества и близко нет… Без кондиционера… Ночью – холодно… Жили в палатках…  Вдали от населённых пунктов… Места эти и на картах не обозначены… Дорог – нет… Воду и снабжение привозили издалека в бидонах на лошадях, ослах… Охраняли эфиопские солдаты. Бывало, что рядом шла перестрелка,   но экспедицию – не трогали». «Отпускник» вспоминал:
- «Из продуктов – консервы, макароны… Стограммовые баночки эфиопской армейской говяжьей тушёнки  с горьким  перцем и другими специями  невероятной остроты добавляли в котёл макарон «для вкуса». Пищу варили на костре… Так питалась и эфиопская охрана…»

Я слушал это, размышляя:
- «Мне крупно повезло -  рядом оказалась океанологическая экспедиция! Они поддержали меня – приняли жить и питаться с ними!     Не думал где бы добыть пищу в условии блокады Массавы!  Мог принять душ!  Спал с кондиционером! Конечно, было немало трудностей, в основном – административных неурядиц, порой казалось – непреодолимых… Очень много работы! Но зато в операционной – кондиционер… Всё познаётся в сравнении! В тех неизведанных местах, о которых говорил «отпускник» - геолог, мою работу было бы невозможно организовать без серьёзного технического оснащения – передвижная электростанция, современное хирургическое оборудование и множество другого!»
 
 Горы были желтоватого цвета, выгоревшие на солнце… Растительности – мало… Смотреть в иллюминатор надоело… Самолёт снизился. В иллюминаторах по бокам виден песок, в стороне – низкие кусты. Несколько толчков о полосу – и мы приземлились.

Лишь только самолёт остановился  – пассажиры засуетились, начали быстро выгружать ящики, коробки, канистры. Рядом с самолетом оказались несколько ГАЗ-69, на которые всё это грузили. Опустили хвостовой трап, из кузова самолёта выехали автомобили.  Пожелав  нам счастливого пути, все уселись в машины. Зарычали моторы,  поехали и вот уже скрылись за кустарником. Осела лёгкая пыль. Мы с «отпускником» не успели и глазом моргнуть, как остались одни в самолёте.

- «Дали мы маху! Все машины  -  уехали… Придётся идти пешком в Аддису!» -  подвёл итог «отпускник».
- «Значит, нечего нервничать и торопиться!» - успокоил я его. «Кто-нибудь ещё будет ехать! А если нет – то и  так доберёмся!»
- «Давай выгружаться!» - предложил «отпускник». Мы вышли из самолёта со своими небольшими чемоданчиками в руках. Пилоты сидели и лежали, отдыхая  на брезенте в тени самолёта. Они с интересом наблюдали за нами. Мы молча огляделись – во все стороны было видно песчаное поле, поросшее низкой травой, выгоревшей на солнце. По краю поля – низкие кусты.

- «В какую сторону Аддис Абеба? Куда идти?» - размышлял вслух «отпускник».
- «Подожди! Что-то ни аэровокзала… Ни людей… Поле!»
-  «Идти надо!» - торопил меня «отпускник». «Хорошо бы к вечеру прийти в город! Прозевали мы все машины… Чуть поторопись – и уже были бы на месте!» - сожалел «отпускник».
 
- «Подожди! Надо спросить пилотов…»  Чуть подумав, стараясь не выглядеть полным профаном, я обратился к пилотам:
- «Товарищи пилоты! Мы сели на запасной аэродром, что ли?»
- «Какой ещё запасной аэродром? – удивлённо вопросом ответили пилоты.
- «Лучше подскажите – в какую сторону идти в Аддис Абебу?» - попросил «отпускник».

- «Вы решили идти в Аддис Абебу пешком?» - удивился пожилой пилот.
- «А что остаётся делать? Машины все уехали… Мы опоздали на них… Дали маху!» - самокритично заявил «отпускник».
- «Конечно, можно идти в Аддис Абебу и пешком… Ваш выбор… А идти – вон туда!» - махнул пилот рукой в сторону горизонта.

- «А далеко? Сколько идти?» - уточнял «отпускник».
- Да километров девятьсот! За месяц доберётесь, пожалуй!  Если не помешают горы, зверьё, крокодилы в реках и так далее», - улыбнулся пилот.
- «Так это что? Разве ребята не в Аддис Абебу поехали?!» - воскликнул «отпускник».
 
- «Нет! Мы - возле Харара… На краю пустыни Огадены… Ребята поехали в пустыню… Ищут газ, нефть… А мы  возьмём пассажиров и полетим дальше через пару часов…»  -  успокоил пилот.
- «Да у меня на завтра билет на самолёт в Москву!» - воскликнул «отпускник». «Как хорошо, что не уехали с ребятами в Огадену!» - радовался он.

- «Да, геологи добрые! Подвезли бы! И не стали бы расспрашивать… Ведь Вы не спрашиваете? Ваше дело решать - куда ехать! Пропал бы Ваш билет! Застряли бы здесь на месяц - полтора!» - подвёл итог пилот.   «Снова сюда мы заглянули бы не раньше!  Самолёт здесь основное средство передвижения. Да, чуть пешком не пошли!» - смеялись пилоты.  «Устраивайтесь в тени, на брезенте… Отдыхайте…» - предложили  они.  Мы  сели рядом с ними.
Через час подъехал автомобиль с двумя пассажирами. Въехали в самолёт. Мы в прекрасном настроении сели в самолёт. Короткий разбег. Рейс продолжился. В Аддис Абебе новые пассажиры предложили подвести нас в центр города. Машина остановилась перед подъездом «Теклу Деста Билдинг»,  на «Черчилль   Роуд». Настроение – отличное! Ещё нет и двух часов дня, а я уже почти дома! Приду  домой, а в начале третьего  - жена вернётся с работы! Вот удивится моему возвращению! 


Рецензии