Слово о поэте. Тамара Селезнёва

"Я не могу объяснить, о чём Ваши стихи. Похоже, это молитва, какоё-то возвышенный плач или философское размышление. Когда я их читаю, душа моя возносится в небеса и встречается с Богом... Как Вы пишите? Где вы берёте эти звуки? Чем соединяете их?" - Подобные вопросы посвящённые иногда задают поэту.
     Диктую странные слова,
     в обход судьбы диктую...
   Видимо, пытаясь ответить сразу всем поклонникам своего творчества, Виктор Гаврилин  сказал в предисловии к одному из сборников: "Писание стихов - дело ненарочное. Когда говорится "искра Божья", можно предположить, что речь здесь не только о таланте, то есть степени, но и наваждении. Человек возжён. Об этом же материалист сказал бы, что в космосе человеческого организма и сознания так уж разместились светила. Именно такой "парад планет" обычно приходится на человеческие отрочество и юность. Там начинаются стихи. Иногда это продолжается всю жизнь".
   У всего живого на земле существует момент торжества красоты, которая, в свою очередь, является апофеозом торжества жизни, потому и объясним юношеский порыв к гармонии. Но из всех живых только человеку дано слово. И эта тяга - ощущаемую в душе гармонию переложить на реальные ритмы строк.
   Стихи в юности - дело обычное. И для шестнадцатилетнего Гаврилина "всё тогда было в помощь этому: и сам нежный возраст, и перенасыщенная романтикой природа Карелии, где он жил в то время. И эпоха на дворе стояла весенняя, поэтическая - "оттепель".
   Но поэт по-настоящему рождается тогда, когда поэзия из наваждения юности становится наваждением всей жизни. Можно при этом себя чувствовать избранником или жертвой, но только когда страсть самовыражения в слове становится составляющей твоего организма, как ток крови по жилам или воздуха по лёгким, только тогда создаётся ощущение твоей подлинности, твоей правды. Поэт - не умелец на все руки, для которого что стишок написать, что картинку нарисовать, что обновку сшить. В запущенном огороде современной литературы истинную поэзию надо отыскивать среди бушующих сорняков штампованного графоманства. Поэтому душу наполняет благодарность к людям, помогающим существовать прекрасному  и редкому дару. Вначале это были довольно известные писатели, поэты, литературоведы, выделившие Гаврилина как талантливого поэта, затем - влюблённые в его поэзию читатели. Поэзия Гаврилина живёт в народе, его стихи печатают в журналах и альманахах, читают на радио, перекладывают на музыку.
   К 50-летнему юбилею поэта был приурочен выход его седьмой книги стихов "Сотворение лиры". В ней, по утверждению литературных исследований, Виктор Гаврилин продолжает традиции русской философской мысли.  Такая поэзия немыслима без мастерства: это тот уровень, тот виток, на который невозможен приход "со стороны". Здесь уже другое измерение, другой счёт, другая цена. Звёздно-холодный, но тончайше точный бунинский эпитет "... и острый Сириус сиял" стоит сгоревшей жизни. И у Гаврилина эти восхождения к замкнутой духовности и отстранённости от плотского, этот ему желанный "звонкий холод мастерства" в конечном счёте остаются неспособными выстудить живое, хрупкое, что-то до гениальности простое и всё же плотское. Ведь красота именно в этом.
       И надо прошептпть "спасибо",
       не объяснишь и сам, за что -
       идёт ли снег, иль пахнет липа,
       иль глянет кто-то из-за штор.
   Перемещаясь "с этажа на этаж поднебесных реалий", "постигая мужество молчанья" и другие горькие земные истины, душа поэта навсегда остаётся распахнутой настежь и не защищённой от мира, и "ускользающей реальности шуршанье и сквозняк" внедряется в неё то острым запахом трущихся в авоське яблок, то ослепительным теремом заснеженного дерева, то заглушаемой метелью мелодией окраины.Даже самые сложные по мысли и самые напряжённые по силе укрощаемого чувства стихи Гаврилина наполнены случайными звуками и шорохами природы, от них веет травами и терпкой осенней листвой; в них живут птицы и кузнечики, у которых - глаза и лица.  И, вступая в этот мир, действительно, хочется "шептать спасибо, не объяснишь и сам, за что"...
       О решительность слова и звука!
       Я не буду уже тишиной.
       Стала песней высокая мука,
       а другая осталась со мной.

       Это ей, как терпению, длиться
       и не зваться никак. Но всегда
       над молчаньем является птица,
       над печалью восходит звезда.
   Русская поэзия замешена на страдании, и для любого крупного русского поэта солью в этой замеси всегда была, есть и будет Россия, русский поэт "крещён Россией навсегда". И для Гаврилина Россия - самое большое страдание в этом мире. Россия, которую и "выдюжить не с кем", и "не с кем разделить, как одиночество посмертной муки". Ибо большой поэт всегда по-высокому одинок, всегда один на один с Родиной.
   Один из миллионов, поэт несёт на себе её будни и дожди, со скорбными, но сухими глазами воина-славянина, с готовностью подхватить самую тихую песню. Поэтому, несмотря на кружащее повсюду вороньё, "в печаль его стриж залетает", и Родина, хоть и "всей смутой упала на сердце", но "светлую в жёны дала". Блоковский образ светлой жены - России у Гаврилина воплощается в конкретной женщине, любимой и домашней: вот она вяжет и путает петли, а вот, очаровательная, с "нарочитым локоном" кружит в вальсе под февральскую метель. Она же сиренью наклоняется к изголовью и зимней вишней под сияньем пригревает перезябших синиц. Россия - женского рода, немыслима она без любви, а любовь всегда единственная и единая.
           И я склоняюсь головою
           к любви и Родине моей.
           И потому не плачу, Нина,
           ничто впустую не терпя,
           ведь эта мука - не чужбина,
           и этот свет - не без тебя.
  Гаврилин, конечно же, - поэт Росиии. Но тем для нас отраднее, что он, как когда-то Александр Блок, живёт на нашей земле. И эти воспетые поэтом прекрасные деревья, это особое, раскалённое и тихое гаврилинское небо, эта "позолоченная келья заката" и есть наши солнечногорские небеса, наши тополя и липы, сенежские пейзажи. И всё же кажется невероятным, что женщина, которой посвящены божественные по красоте строки, "языческая мольба" чистейшей поэзии, шествуя по жизни с поэтом уже много лет, ходит на работу в обычную библиотеку. Из нашей жизни, которой живём мы все, и растут стихи, "как одуванчик у забора, как лопухи и лебеда".
   Магия слова - одна из вечных загадок. Пытаясь разгадать секрет музы Виктора Гаврилина, приходишь к пониманию: силу и притягательность его слову даёт тот свет, который присутствует даже в его скорби и печали, который пронизывает даже самые невесёлые его раздумья и даёт жизнь его стихам. Откуда берётся этот свет - никто не знает. Это, наверно, и есть тайна настоящей, высокой поэзии.
         Наша комната в путь поплывёт, как кибитка,
         и не вдруг разберёшься, что это лишь сон,
         потому что и в нём всё светло от избытка
         белизны, что со всех подступает сторон.



                *   *   *


Светлы в твоей темнице
вечерние посты.
На жгучей власянице -
иссохшие персты.

На них - сапфир морозный,
агат и бирюза,
как вечный холод звёздный,
как тёплая слеза.

Ты - спрятанный в киоте
неугасимый лик,
очищенный от плоти
божественный язык.

Где бренность отрицают,
где с Богом вы одни,
глаза твои мерцают,
как дальние огни.

А я живу у речки,
и лес недалеко.
Найду твоё крылечко,
поставлю молоко.

Тамара Селезнёва, член Союза писателей России.
г. Солнечногорск


Рецензии
Слово Виктора Гаврилина,это как солнечный узор,на хмуром небе нашей сегодняшней жизни.Его слово вдохновляет утещает заставляет задуматься,оно лечит душу,в которой сотни миллионы чувств рассыпаются на сверкаюшие частички янтаря,и ты не смотря ни на что радууешься жизни.Великолепное эссе замечательному автору Виктору Гаврилину.

Наталья Мурадова   27.03.2010 09:31     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Наталья, за доброту и красоту Ваших слов и пожеланий. С весенним теплом. Нина.

Виктор Гаврилин   27.03.2010 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.