***

               


 Крылья


В маленькой деревушке почти на краю света жил мальчик. У него была красивая и всё понимающая мама, а отец погиб, когда он был ещё совсем маленький. Жили они в небольшом, но очень красивом доме у  озера.
Митя часто сидел на берегу и мечтал о чём–то сокровенном. Мама с любовью смотрела на своего повзрослевшего сына и удивлялась, о чем же он так серьезно размышляет.
А надо вам сказать, что в той деревеньке, на самом её краю, жил человек, которого все называли учителем. Был он одинок и жил уединенно и вроде бы ни с кем не общался, но все знали его и часто спешили к нему за советом или помощью. И был он добр с каждым, кто бы к нему ни обратился. Он тоже часто сидел на берегу озера и долго о чём-то размышлял. И мама, смотря на своего сына, с удивлением находила много общего с учителем.
Однажды, когда Митя о чём-то думал, мама подошла к нему, взъерошила волосы и, ласково поцеловав в макушку, спросила:
 - О чем же так серьезно размышляет мой сын?
Митя улыбнулся и, прильнув к маме, сказал:
           - Сам удивляюсь себе, что-то волнует меня - какие-то мечты, думы, но сказать конкретно не получается.
- А ты знаешь учителя? - спросила мама.
- Да, я видел его несколько раз, и он мне очень понравился. Правда, я не решался заговорить с ним, мне как-то боязно.
- Тебе боязно? - расхохоталась мама. - Главный выдумщик и проказник во всей деревне, оказывается, чего-то боится?
Митька тоже расхохотался,  и так здорово было смеяться вместе с мамой, что от удовольствия он повалился на траву и задрыгал ногами. И мама прилегла рядом с ним, закинула  руки за голову, продолжая хохотать.
А в то же время учитель подходил к озеру и слышал веселый смех, и радостью наполнялась его душа от этого смеха. Мама первая заметила приближение учителя, перестала смеяться и, легонько толкнув в бок Митю, прошептала:
- А вот сейчас мы  и проверим твою смелость, к нам приближается  именно он.
Митя вскочил на ноги и увидел улыбающегося человека, глаза которого излучали столько тепла и доброты, что стало совсем не страшно. Митя шагнул к нему, протягивая вперёд руку.
- Я Митя, а это моя мама Настенька. А как зовут вас?
- Меня зовут Алексей, но почему-то в деревне меня величают учителем. Поэтому называй меня, как тебе привычней.
- А я знаю, почему вас зовут учителем. Вы много знаете и вам не жалко делиться своими знаниями с каждым, кто об этом попросит, и ещё я слышал, что вы умеете лечить людей и зверей и всем помогаете.
Алексей улыбнулся и, глядя на  Настю, сказал:
          - Мудрый и добрый у вас сын, и ведь не побоялся познакомиться, да ещё и мнение своё высказал.
                Мама переглянулась с Митей и, смеясь глазами, сказала:
             - Алексей, а мы о вас только что говорили и очень хотели    познакомиться с вами, правда страшновато нам было.
- Страшновато, говорите? А кто же так заразительно смеялся тут только что? От страха столько веселья никогда прежде не видел.
И теперь уже все трое радостно смеялись.
Они ещё долго оставались на берегу озера, о чём-то говорили и просто молчали. Им было легко и спокойно вместе, и всем показалось, что так было всегда. День прошёл незаметно. И они договорились, что на следующий день Митя обязательно придёт в гости к учителю.
В эту ночь Митя долго не мог уснуть, всё время вспоминал сегодняшний  день и ещё представлял, как завтра он пойдет к учителю и как он сможет без мамы о чём-то говорить со взрослым человеком.
Митька понимал, что сегодняшняя его смелость совсем не его, просто рядом с мамой он чувствовал себя сильным и смелым, он был её защитником и её поддержкой и он совсем не знал, каким он будет, когда её не будет рядом. Но потом он вспомнил добрые и лучистые глаза учителя, успокоился и заснул.
Настя  тоже  долго не могла уснуть и очень волновалась за Митю, как у него сложится завтрашний день. Но что-то подсказывало ей, что эта встреча неслучайна и всё будет хорошо.

                Митя проснулся рано, распахнул окно и радостно рассмеялся.
          Утро было удивительным, оно очень было похоже на его настроение. И
          он почувствовал, что всё, что произойдет сегодня, будет очень важно.
          Мама уже ждала его за накрытым столом.
- Ещё очень рано, сынок, может, стоит немного  подождать?
- Нет, мамочка, он меня ждёт, я знаю.
И, быстро выпив стакан молока, он побежал на свою долгожданную встречу.
Когда Митя подошел к дому учителя,  он увидел его в маленьком саду и сразу понял, что его ждут. Он подошёл и робко заглянул в глаза Алексею; тот улыбнулся и спросил:
 - Ну что, уже не страшно?
- Страшно и интересно: вы взрослый, а я маленький, - как же мы сможем понять друг друга?
- Это совсем не сложно для тех, у кого открыто сердце для любви и знаний, а у тебя с этим всё в порядке. Присядь рядом и просто расскажи мне о том, о чём ты задумываешься и что так тревожит твою маму.
- Я даже не знаю, с чего начать, у меня много мыслей. А что из них важно, а что нет, я не знаю. Иногда мысли как будто сами текут куда-то, а я за ними не успеваю. А иногда меня что-то удивляет, и я пытаюсь понять почему.
- Это не важно, с чего ты начнешь. Ты просто рассказывай, а я буду слушать, и мы вместе найдём важное, а остальное просто уйдёт.
- Чаще всего  меня удивляет, почему одни люди добрые и мудрые, а другие злые и глупые. Мы, конечно, все разные, но все мы люди. Один человек может посмотреть на свою жизнь как бы сверху, будто он птица. А другой почему-то не может и дальше себя самого ничего не видит. Я люблю наблюдать за всем, что происходит вокруг меня, но понять мне это сложно. Мама огорчается, что я так часто и долго размышляю. Она очень хотела, чтобы я познакомился с вами, ведь вы учитель и, наверное, сможете мне помочь во всём разобраться.
- Наверное, во всём не смогу, а кое в чем  - несомненно. Ты правильно подметил, что люди похожи на птиц. Только ведь и птицы бывают разными. У одних огромные крылья, и они могут высоко парить над землей, у других поменьше, а у некоторых крылья есть, да летать они не могут. Только у людей крылья  духовные, но тоже разные.
          Митя с удивлением смотрел на учителя.
- Но я не видел крыльев у людей. Вот когда смотришь на птицу, сразу понятно, какая она и что может.
- Правильно, Митя, посмотришь на птицу - и многое ясно, а у человека крылья сразу не разглядишь, поэтому сразу сложно сказать о человеке плохое или хорошее.
- Значит, всё же возможно их разглядеть? - с восторгом воскликнул Митя.
- Человек каждый день делает то, что кажется ему важным. Но один делает что-то и отвечает только за себя, а другой - и за других тоже. Но для этого нужны сила и мудрость, открытое сердце, наполненное любовью. Вокруг нас люди и их поступки; когда человек дарит и отдает свою любовь и доброту - только тогда он получает. И в зависимости от того, какие это поступки, крылья или продолжают расти, или уменьшаются.
- Но зачем же они нужны, ведь человек не может летать как птица?
- Как птица не может. Но крылья необходимы людям, чтобы уметь посмотреть на мир, на себя и своих друзей и врагов как бы с высоты птичьего полёта. Согласись, ведь с высоты полёта орла видно гораздо больше, чем с высоты полета воробья, а курица, хоть и имеет крылья, видит совсем немного. Так и человек: имея большие крылья, видит, чувствует и знает гораздо больше других, а значит он мудрее и в его сердце больше любви, и он рад помочь каждому, кто бы к нему ни пришёл.
Митя задумался, а потом спросил:
- Скажите, а что может сделать человек, чтобы у него выросли крылья?
- У каждого они есть, только у кого-то они растут, а у кого-то - нет. И это зависит только от него самого.
- Пожалуйста,  - прошептал  мальчик, - научите меня.
- Приходи завтра, а сегодня отдохни, ещё раз посмотри вокруг и подумай, что изменилось после нашего разговора.
                Этой ночью Митя долго ворочался и долго не мог заснуть, всё
          думал и вспоминал свою с мамой жизнь, и снились ему разные птицы,
          и он во сне учился летать с разными крыльями. Но как только первые
          лучи солнца коснулись его окна, он уже был на ногах.
Приближаясь к дому Алексея, Митя твердо решил, что будет называть его Учителем.
А вот и знакомый сад, и здорово, что Учитель уже ждёт его.
- Здравствуйте, Учитель, я почти не спал, но я полон сил и у меня всё внутри как будто звенит от нетерпения.
- Садись рядом и не будь таким серьёзным, а иначе мне станет страшно, как когда-то тебе. Мы говорим об очень серьёзных вещах, но ведь ничего плохого с нами не случилось. Расскажи мне, о чём ты думал.
Митя улыбнулся. Действительно, куда подевался его страх? И почему у него такое ощущение, что от этого разговора зависит вся его жизнь? Он вздохнул, улыбнулся и сказал:
- Мне непонятно, почему, совершая поступки, люди обретают крылья. И какие же это волшебные поступки?
- А это и нельзя понять, ты должен постараться почувствовать, что изменяется внутри тебя, когда ты что-либо делаешь. А вся волшебность этих поступков заключается в том, что они бескорыстные,  идущие от сердца.
Митя был удивлен.
- Я каждый день совершаю поступки - чаще хорошие, иногда не очень, но я не вижу у себя крыльев и никогда не прислушивался к себе.
- Я думаю, - сказал Алексей, - что и у тебя, и у твоей мамы есть крылья. Иначе не произошла бы наша встреча. А вы с мамой просто  жили и не задумывались об этом. Поэтому  сегодня, каждый раз делая что-то, ты будешь прислушиваться к своему сердцу. И когда ты услышишь через него мои слова и научишься чувствовать свои поступки, тогда приходи ко мне снова, и мы будем учиться дальше.
          - Я понял, Учитель, и я попытаюсь.
- Иди, сынок, и помни, что я жду тебя и верю в тебя. Возвращайся.
                Сначала  Митя шел медленно и был задумчив. Но солнце светило
          так радостно, пели птицы, дул теплый ветерок, что, улыбнувшись
          неведомо кому, он пошел по лесной дорожке, которая вела к озеру.
          Краем глаза он заметил разрушенный муравейник и уже хотел пройти
          дальше, но вдруг остановился и решительно направился к нему. Он
          поднял палочку и аккуратно стал подправлять то, что было кем-то
          разрушено. Митя смотрел, как муравьи начинают помогать ему,
          подтаскивая мелкие соломинки. Они очень похожи на нас, так же
          трудятся и так же, как мы, защищают свой дом. Он закрыл глаза и
          представил, как выглядят люди с высоты птичьего полета. Очень
          похоже. И, весело напевая, он пошёл дальше.
До озера оставалось совсем чуть-чуть, когда он заметил гнездо, которое лежало чуть ли не на дороге. Митя поднял его и стал искать дерево, откуда оно упало. Дерево было совсем рядом, и он бережно, чтобы не потревожить яйцо, пристроил его между веток. И тут он вспомнил мамины слова о том, что птицы могут выбросить яйцо, если почувствуют чужой запах. Он очень волновался за ещё не вылупившегося птенца и поэтому спрятался за кустом, поджидая возвращения птиц. Но вот птицы прилетели, стали кружить над гнездом, а потом успокоились.
Митя слушал их мирное чириканье и вдруг почувствовал, что и у него внутри как будто что-то поёт. И так спокойно и радостно стало на душе.
- Эх, - закричал Митька, подпрыгивая на скаку. - Сейчас как нырну!
Он быстро  добежал до озера, скинул шорты и нырнул в прохладу озера. Наплававшись вдоволь, он блаженно растянулся на теплом песке.
- Глупая мокрая курица, дурында, - кто-то громко кричал совсем рядом. Митя поднял голову и увидел двух подростков, которые бегали вокруг девочки и дергали её за косичку. А она стояла такая беззащитная, закрывая мокрыми ладошками лицо. Митя встал, схватил огромный сук, который валялся рядом на песке, и пошел на ребят. Он чувствовал, что должен защитить эту девочку любой ценой. А мальчишки, видя воинственную решимость противника, молча отступили. Митя подошел к девочке и, не говоря ни слова, взял её за руку и повел к лесной тропинке. Они молча дошли до полянки, и только тогда он отпустил её руку.
- Спасибо тебе, меня зовут Настя, а тебя?
- Митя, - сказал он и впервые решился посмотреть ей в глаза. И что за чудо были эти глаза! Голубые, как небо, с длинными  ресницами с ещё не высохшими до конца слезинками, они светились, словно весеннее солнышко.
- Ты не думай, - почему-то шёпотом сказала Настя, - те ребята у озера мои друзья. Наши дома рядом, и мы много лет знаем друг друга. Но сегодня с ними что-то случилось, и они стали дразнить и обзывать меня. Видишь, вон там красная крыша, там мой дом. Проводишь меня?
- Конечно, с радостью. Только мне кажется, что они тебе не друзья, а просто так, знакомые. Разве настоящий друг может позволить плакать своей подруге? Вот если бы они смешили тебя, тогда другое дело.
Они медленно шли по дорожке. Настя думала о том, что сказал  Митя, а он прислушивался к себе, как учил его Алексей.
Они подошли к калитке Настиного дома.
- Приходи ко мне в гости, я буду тебя ждать, только обязательно,   ладно?
Он состроил уморительную рожицу и торжественно произнес:
- Всенепременно, сударыня.
Настя расхохоталась, махнула рукой и побежала к дому.
           А Митька смотрел на удалявшуюся девочку, и восторг и что-то ещё, что трудно объяснить словами, поднимались в его ещё совсем юной душе.
Пора и домой - и он вновь свернул на лесную тропинку, ведущую теперь уже к дому. Митя прошел совсем немного и увидел старого деда, который сидел посреди дороги с огромным мешком, и вид у него был ужасно страдальческий.
- Здравствуйте, дедушка, меня Митей зовут, что у вас приключилось?
- Ха, и меня дедом Митяем величают. Пострадал я от своей жадности. А случилось вот что: соседка картошку предложила забрать, вот я и нагрузил целый мешок, да только недалече  ушёл со своей поклажей.
         Митя попробовал поднять мешок, да куда там.
- Слушай, дедуль, я бы помог, но не поднять мне твою картоху; если бы ещё один мешок был , можно бы было разложить. А так и не знаю, как тебе помочь.
- Мешок есть, сынок. Ведь картошку просто так отдавали. Вот я от жадности два мешка и прихватил, думал, дотащу как-нибудь. А видишь, как сложилось: и одного унесть не могу.
Так, под шуточки и прибауточки, разложили они картошку и донесли до дома деда Митяя. Митя хотел уйти, да дед не пустил. Пока, говорит, не отведаешь то, что нёс, никуда не пущу. А тут и хозяйка на крыльцо вышла и в дом стала приглашать. Неловко было просто так уйти.
Баба Матрена была доброй и сноровистой хозяйкой, скоро на столе появилась горячая, рассыпчатая картошка и много другого. Дед потер руки, лукаво улыбнулся Митяю.
- Пировать будем, эх и проголодался же я.
Они дружно принялись за еду. И вскоре Митя почувствовал, как его клонит в сон, а потом чьи-то большие и добрые руки подхватили его и куда-то отнесли. И приснился ему сон.
Стоит он на самом краю, а впереди обрыв. Знает, что назад никак нельзя. И вдруг чувствует он, как за спиной вырастают крылья. Он совсем не удивляется этому, а постепенно расправляет их и взлетает. Он летит высоко и смотрит на свой дом, на дом девочки Насти и деда Митяя, на озеро и лес. И такое знакомое с детства кажется ему совсем другим; он опускается ниже, и вот уже можно различить людей и птиц в лесу и любимую лесную поляну. Удивительно, как всё меняется  в зависимости от того, насколько выше или ниже я спускаюсь. Вот так и в жизни, наверное. Откуда посмотришь, то и увидишь. Чем выше - тем больше можно увидеть, но деталей не разглядеть. И что же важнее?
Пока Митя спал, баба Матрена сходила Митину маму
предупредить, чтобы не волновалась. Но мама решительно заявила:
          - Пойду с вами за Митей.
Он проснулся оттого, что знакомая и такая нежная ладонь ерошит волосы и кто-то тихо нашептывает: 
- Митюша, пора просыпаться.
Он не сразу понял, где он  и что происходит. Увидев маму, прильнул к ней и замер.
- Да что с тобой такое? - спросила  мама.
- Не сердись, всё хорошо. Только сейчас я не могу тебе ничего рассказать. Так много случилось за сегодняшний день, но мне надо во всём этом разобраться.
Они попрощались со стариками и, взявшись за руки, пошли домой.
                Митя долго ходил по дому, мама не мешала ему и больше ничего
          не спрашивала, она смотрела на своего сына и удивлялась, как же он
          повзрослел всего-то за несколько дней. А Митька всё вспоминал
          сегодняшний день и свои поступки, и чувства,  и свой сон и понимал –
          надо идти к учителю. А маме он всё расскажет позже, когда сам во всём
          разберется. Было уже очень поздно, и только мама ещё долго не спала и
          тоже о чем-то думала. Но вскоре и она уснула, и дом окутала сонная
          тишина.


Утром Митька не спешил вставать, он долго лежал и снова и снова вспоминал вчерашний день, и свои чувства, и свой сон. И чем больше он размышлял - тем больше понимал, что без учителя ему не разобраться. Мама уже встала, это было понятно по вкусному запаху оладушек, который как будто дразнил и подгонял быстрее вставать.
- Мамулечка, - закричал  Митька, - как здорово, что сегодняшний день начинается с оладушек и твоей улыбки. Я даже боялся сегодня просыпаться, так много меня переполняет, но только теперь всё совсем запуталось.
- Ты сам великий путаник, но тот, кто запутал, сможет и распутать. Особенно имея такого друга, как твой Учитель.
- Тогда я побежал, - прокричал  Митька, засовывая оладушку за щёку.
          Учителя в саду не было. Мальчик постучал в дверь и увидел его сидящим за столом, заваленным бумагами и книгами.
- Здравствуйте, я, наверное,  помешал вам?
- Ну что ты, Митя, я ждал тебя. Садись и постарайся не спеша рассказать свой вчерашний день.
И Митя стал рассказывать  о своих чувствах и мыслях, о людях, с которыми он познакомился.
- Только я совсем запутался, и крылья у меня, кажется, не выросли.
Учитель улыбнулся, внимательно оглядел  Митьку, похлопал по спине и сказал:
           - А мне кажется, очень даже выросли. Ты молодец, и ты
справился со своим заданием. Вчера ты сделал много хорошего,
причем с открытым сердцем, без всякой корысти. Ты научился
чувствовать сердцем свои дела. И теперь ты знаешь, как это, когда
душа будто поёт и хочется смеяться и радовать каждого, кто рядом.
Представь пустыню и маленький цветок, который засохнет, если не прольется на него хоть немного влаги. Наша душа - это тоже цветок,   но для него влага - это добрые дела, и чем больше и лучше они будут, тем прекраснее будет цветок. Вот тогда-то и растут духовные крылья.
- Но ведь иногда человек совершает и не очень хорошие поступки. И тогда что же, всё напрасно? - с ужасом прошептал  Митька.
- Нет, конечно. Просто если у человека есть крылья, он сможет посмотреть на свой поступок как бы сверху, отстранённо, и это поможет ему сделать правильные выводы.
- Я теперь знаю, - сказал  Митька, - ответ на свой вопрос, что лучше - смотреть с высоты или спуститься пониже.
- И каков он?
- Надо смотреть со всякой высоты, тогда можно увидеть ситуацию полностью. Сначала с большой  высоты, чтобы увидеть картину в общем, потом пониже, чтобы разглядеть детали, и еще ниже, чтобы не пропустить ничего.
- Правильно, Митя. А увидев  даже плохой  поступок, ты всегда сможешь его исправить.
- А у кого нет крыльев, - вздохнул Митька, - тот ничего не увидит дальше своего носа. Только как же понять, что правильно, а что нет?
- Слушай своё сердце, сынок, оно никогда не обманет. И помни: надо доверять Жизни. Она продолжает себя, и для неё это работа. Изо дня в день мы получаем от неё задание, и важно не содержание этого задания, а как ты его выполнишь. Когда ты делаешь что-то
неискренно, ты не можешь использовать себя целиком, ибо ты теряешь силу целого, а значит не сможешь идти дальше. Но если душа твоя поёт и хочется смеяться и радоваться, и весь мир наполнен солнцем – значит твой выбор был правильным, а решение верным. Значит ты сделал для жизни всё, что было в твоих силах, и поэтому душа твоя поёт. И ты ждешь следующего задания с радостью и надеждою, что и в этот раз всё получится.
- А если не получится? - с тревогой прошептал Митя.
- Впереди целая жизнь, и умея слушать и слышать ее, ошибок будет немного. И ты всегда сможешь исправить то, что не получилось в этот раз. Не бойся, помни о крыльях и учись летать.
- Спасибо, Учитель, я, пожалуй, пойду, мне очень нужно поговорить с мамой, она ждет меня и очень переживает. Да и мне нужно подумать.
Учитель проводил его до калитки и ещё долго смотрел ему вслед, и на лице его играла улыбка.


Рецензии