Манифест Подлинного искусства

Искусство бывает подлинное и мнимое. Подлинное искусство безадресно, бессмысленно и бесполезно.
Искусство безадресно, поскольку художник творит по внутренней потребности, не имея конкретного адресата для своего творчества, не пытаясь кому-либо угодить, тем более выполнить социальный заказ.
Искусство бессмысленно, потому что оно только поиск смысла, оно не инструмент для готовых идеологических или философских конструкций.
Наконец, искусство бесполезно — в практическом значении слова «польза». Подлинное искусство не совместимо с какой-либо корыстью,  будь то жажда славы или денег, но оно также не предназначено, чтобы обеспечивать существование человека, потому что искусство не средство, а способ существования любой личности.
Перечисленные черты не относятся к какому-то одному виду искусства, они также не характеризуют то или иное художественное течение, просто это черты подлинного искусства. Не трудно заметить, однако, что господствующая идеология постмодернизма или так называемого «актуального» искусства в корне противоположна заявленным принципам.
Вместе с тем именно последняя идеологическая платформа занимает сейчас наиболее выгодные позиции в художественной жизни общества. Те, кто ее не принимают, автоматически оказываются на периферии зрительского и читательского внимания. А ведь принципы, о которых шла речь выше, касаются только процесса создания произведения, мотивации художника. Однажды созданное, должно быть кем-то воспринято, это естественная ипостась творческого процесса. У подлинного искусства должен быть и подлинный Зритель. И хотя это не заказчик, а друг, не потребитель, а соавтор, тем сложнее прорваться к нему сквозь толпу профессиональных деляг, имитаторов искусства.
Сегодня художественная ситуация такова, что нормальное взаимодействие художника и общества нарушено. Современный художник не может рассчитывать на поддержку государственных структур, поскольку государство уходит в прошлое. Он не может рассчитывать и на бескорыстных богатых покровителей, поскольку богатство, сосредоточенное в основном в руках корпораций, никакого бескорыстия не приемлет, бескорыстие противно самой природе богатства. В то же время уровень жизни, обеспеченный современной цивилизацией, вполне позволяет обходиться без такой поддержки. Но эта принципиально новая ситуация не породила пока институтов, позволяющих  обеспечить надежный контакт между бескорыстным художником и бескорыстным же потребителем искусства. Речь идет о тех, для кого искусство является не средством развлечения, а насущной необходимостью духовной жизни. Нет оснований сомневаться, что такие люди есть, коль скоро есть бескорыстные творцы.
Интернет, казалась бы свободная среда распространения информации, которая и сейчас многим кажется достаточной и удобной, в действительности, не меняет ситуацию, а только усугубляет. Во-первых, контроль над важными ресурсами интернета также захвачен наиболее наглыми и агрессивными псевдо художниками. Во-вторых, главное достоинство  – значительная анонимность – выступает и одним из важнейших недостатков интернета.  Из-за виртауализации авторов, контакт между ними крайне затруднен. В-третьих,  с точки зрения критики, только офлайн-публикация может считаться фактом литературы. Ведь важным инструментом критика является степень доверия к нему, а о каком доверии может идти речь, когда кто угодно, может выступить под любым именем.
Мы находимся на рубеже, когда искусство, перестало фактически быть товаром, старые формы контакта между обществом и художником не эффективны и переживают свой закат. На этом рубеже у многих еще есть соблазн играть в старые игры, делать вид, что ничего не изменилось, но эта тактика ведет только к разочарованию.
Для совместного поиска новых форм мы и объединяемся в сообщество. Предлагаемые формы взаимодействия в нем могли бы быть следующими:
1. Собраться всем вместе – «офлайн» – всем, кто разделяет заявленные выше позиции. Познакомится друг с другом лично. Узнать творчество друг друга, обмениваться идеями,  и пониманием ситуации непосредственно, понимая с кем говоришь – со сторонником или с противником.
2. Обдумать возможность совместной издательской деятельности в виде литературно-критического журнала. Совместно работать над ними. Собрать хотя бы пилотный номер, заявить свою позицию, привлечь читателей.
3. Выработать новые способы взаимодействия  с культурной средой с учетом изменившихся реалий.
4. Надо, как мне кажется, понять одно, коль скоро нормализация контакта с потребителем искусства  в интересах всех настоящих авторов, то и заниматься этим процессом надо самим. Одного творчества, даже самого гениального, все-таки сейчас недостаточно, надо еще что-то делать сообща, чтобы это творчество кто-нибудь увидел. Неоткуда взяться новой реальности, если ее не сделать своими силами.


Вот ссылка на этот текст в моем живом журнале:
http://rommnaumych.livejournal.com/17506.html


Рецензии
Я бы начал с этого:

"Подлинное искусство не совместимо с какой-либо корыстью, будь то жажда славы или денег, но оно также не предназначено, чтобы обеспечивать существование человека, потому что искусство не средство, а способ существования любой личности."

Искусство развивает мозги - в этом его смысл. С помощью мозгов можно, при желании, заработать некоторое количество денег, сохранив при этом радость жизни.

"тем сложнее прорваться к нему сквозь толпу профессиональных деляг, имитаторов искусства" - это он (читатель) должен прорваться, а ему должна быть предоставлена некоторая возможность.
"Прорыв" же массовый - это задача не художественная, а социальная. Ее пробовали решить революции. Современное массовое и "элитарное" искусство тоже обусловлены социальными заказами общества потребления.
Поскольку в мире происходит глобализация, она неминуемо - для расширения коммуникаций - вызывает упрощение всякого рода языков. Поэтому область существования сложных языков будет сокращаться.
От этого важность их, возможно, даже возрастает - в будущем мозги неминуемо понадобятся.

Я думаю, в первую очередь надо заботиться о самих себе, расширяя круг своего общения. Здесь я бы сделал упор на слово "общение". Причем общение, как диалог с читателем. В слове "диалог", на мой взгляд, и заключено отличие от разного рода симулякров искусства.
Я думаю, что существует и еще один критерий искусства - эстетическая несостоятельность сопровождается\вызывается нравственной. Гордыня, самолюбование, сотворение кумира, уныние и т.д. и т.п.
(Собственно, так званый постмодернизм и провозглашает как отсутствие смысла и содержания, так и либо произвольность оценки произведения искусства, либо оценку коммерческим или массовым успехом.)

На мой взгляд, задача автора - барахтаться в этой ситуации, привлекая этим барахтанием к себе внимание, и в надежде все же сбить кусочек эстетически вкусного масла.

Андрей Пустогаров   12.07.2009 11:25     Заявить о нарушении
Оговорюсь - когда я писал "заработать некоторое количество денег", то как раз не имел в виду литературу. Никто, заработав литературой денег, не стал писать лучше. Хуже - сколько угодно.

Андрей Пустогаров   12.07.2009 11:30   Заявить о нарушении