Общая хар-ка литературного процесса 20-х годов

Общая   характеристика   литературного  процесса   20–х годов.


План:

1. Краткая   характеристика   литературы  20–х годов.
2. Жанровое   разнообразие  и  тематика  литературы  20–х  годов.
3. Общественно–политическая  жизнь.
4. Ведущие  литературные  группировки  (время  возникновения,                                основные  принципы  и  положения).



Литература

1. Акимов В.М. От Блока до Солженицына. М., 1994.
2. Голубков М. Русская литература ХХ века. После раскола. М., 2001.
3. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М., МГУ, 1998.
4. История советской литературы: Новый взгляд.  М.,1990.
5. Мусатов В.В. История русской литературы ХХ в. (советский период). М., 2001.
6. Русская литература ХХ века. Мн., 2004.
7. Русская литература ХХ века в 2 частях/под ред. проф. Кременцова. М., 2003.



Октябрьский переворот  призвал  литературу  на службу революции. На этот призыв откликнулись немногие. Большинство литераторов выступило с  разоблачением большевистского заговора, направленного против русского народа. Таким образом, ведущим  жанром  в  начале  периода  была  публицистика.  Она выдвигала вопросы, которые сохранили свою актуальность на протяжении всей истории развития русской литературы ХХ века. Это взаимоотношения революции и человечности, политики и нравственности, проблема кризиса традиционного гуманизма и рождение «нового человека», проблема технической цивилизации и будущего, судьба культуры в эпоху революционной ломки, проблема народного характера, проблема ограничения и подавления личности в новых условиях и т.д. После революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой–либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений. Нередко входившие в эти группы лица были далеки от искусства. Так, например, была группа «Ничевоки», провозглашавшая: «Наша цель: истончение поэтпроизведения во имя ничего». Большую роль в литературной жизни сыграл Петроградский Дом искусств (1919–1923). Там работали литературные студии – Замятина, Гумилева, Чуковского, было выпущено два одноименных альманаха. Наряду с Домом литераторов и Домом ученых он был «кораблем», «ковчегом», спасающим петербургскую интеллигенцию в годы революционной разрухи – роль Ноя возлагалась на Горького. (Недаром роман О.Форш о жизни в Доме искусств назывался «Сумасшедший корабль»). 


P.S. Здесь представлен старый и усеченный вариант лекции
«Общая хар-ка литературного процесса 20-х годов»
Новый расширенный и подробный  вариант ищите на моем сайте
http://1abzac.ru/


Рецензии