Литературный цех ХТЗ

            Харьковскому тракторному мною посвящено несколько книг, и в каждой я стремился показать этапные события в биографии прославленного коллектива не через голые факты и сухую статистику, а через судьбы и литературные портреты его людей. Но чтобы рассказ о них не был ограничен лишь производством, старался наиболее полно передать дух времени, раскрыть богатство внутреннего мира человека труда, его творческие начала, не забыв при этом и о том, как он живет, отдыхает, учится, растет духовно.

            Достичь этого помогали многолетняя работа в самом заводском коллективе и личный архив, который собирал на протяжении десятилетий. Есть в нем — наряду с другими — раздел «Социальный портрет ХТЗ», где находятся и материалы о рождении и творческом становлении литературной студии. Она была создана еще на Тракторострое. А в день торжественного пуска завода — первого октября 1931 года — её гостем был Демьян Бедный. Всенародно известный тогда поэт поздравил студийцев с выходом первого коллективного сборника «Кузня героев» и обратился к ним с приветствием в стихах «Пролетарской писательской смене».

            Многие из литстудийцев — Леонид Вышеславский, Степан Крыжановский, Яков Городской, ставшие впоследствии профессиональными литераторами — оправдали надежды и скоро заговорили в полный голос. Основной темой их творчества был родной завод. Так, слесарь Вадим Собко сборники стихов «Взгляд вперед» и «Тракторобудни», книгу рассказов «Монтажники» целиком посвятил своему рабочему коллективу. Характерны и названия первых стихотворений техника-литейщика Игоря Муратова: «Рождение богатыря», «Сыны Тракторостроя», «Иду к родному заводу». В середине семидесятых годов он прислал редколлегии стенгазеты «Литейщик» свой творческий отчет перед рабочими чугунолитейного цеха. В нем, в частности, говорилось:

          - Тракторный был и остаётся темой многих моих произведений. Первая поэма «Трудный перегон» полностью посвящена моему цеху. О нём идёт речь и в повести «Жила на свете вдова». Здесь работала её героиня Ульяна Дунай. Довольно много отведено места ХТЗ и в романе «В сорочке рожденный».

          В тридцатые годы одарённую заводскую молодежь знакомили со своими книгами, рассказывали ей о творческом опыте Владимир Сосюра, Максим Рыльский, Леонид Первомайский, Александр Безыменский, Остап Вишня. Эта традиция продолжалась и после Великой Отечественной войны. Например, в 1976 году в Доме творчества под Киевом состоялся семинар-встреча двух старейших литературных студий Украины — ХТЗ и завода «Арсенал». С разбором произведений его участников выступили ведущие писатели республики Павел Загребельный, Василий Козаченко, Александр Левада.

          В декабре 1980 года литературная студия отметила своё 50-летие. На торжествах по этому случаю присутствовали гости из Москвы и Киева. Один из старейших редакторов издательства «Молодая гвардия» И. И. Слепнёв вручил студийцам памятный адрес с автографами Сергея Михалкова, Вадима Кожевникова, Алексея Суркова, Роберта Рождественского, Расула Гамзатова.

          Наиболее талантливых литстудийцев Ирину Полякову, Андрея Коновко, Владимира Верховеня и Римму Катаеву, ставшую не так давно лауреатом литературной премии имени известного поэта Николая Ушакова, тоже приняли в СП Украины. Радовали читателей своими произведениями Владимир Глебов, Ольга Волович, Зиновий Окон — лауреат премии «Золотой телёнок», присуждаемой сатирикам «Литературной газетой». Но самый большой урожай на литературной ниве собрал Пётр Алёшкин — автор более десятка повестей и романов, в том числе трехтомника прозы. Сейчас он возглавляет в Москве крупное книжное издательство «Голос» и является одним из руководителей Союза писателей России.

          Развал Советского Союза, другие печальные события не пощадили и заводскую литературную студию. Она перестала существовать и только спустя годы за её возрождение взялся инициативный, по-настоящему одарённый человек, старший мастер цеха производственного обучения Николай Купин. Не считаясь со временем, затратой сил, он вместе с такими же одержимыми как сам — Владимиром Дородновым, Валерием Добровольским, Ольгой Бедой, Вячеславом Бабешко — вдохнул в студию жизнь. Вскоре стихи и прозу хатезевских авторов стали публиковать в заводском «Темпе», харьковских изданиях «Зеркальная струя», «Событие», «Вечерний Харьков», «Шалом», даже в газете санкт-петербургских писателей «Алло!».

          «Ниву» пополнили зрелые и талантливые пюди: Ольга Болоховец, Элеонора Булгакова, Анатолий Партола, Ольга Курилова и, что особенно отрадно, молодые Дмитрий Половнев, Наталья Клепикова, Антон Коломийцев и наступающие им на пятки совсем юные: Екатерина Каменецкая, Ольга Возная, Татьяна Лобанкова, Анна Стрижак, Татьяна Вострикова, уже успевшие одарить читателей светом своего таланта и доброты.

          И совсем не случайно, что весной этого года организаторы поэтического фестиваля «Молодая Слобожанщина-98» объявили его лауреатами Олега Петрова и Анну Ермакову. А ровно через месяц, 25 апреля, состоялся творческий семинар молодых писателей (до 30 лет) нашей области, где каждый третий его участник представлял «литературный цех» тракторного завода. Вот почему сегодня хочется от всей души пожелать поэтам и прозаикам «Нивы», её руководителю Николаю Купину, чьё подвижничество в искусстве и педагогический талант вызывают восхищение, не растерять, а приумножить славные традиции старейшей рабочей литературной студии Украины.

     В. РОДИОНОВ. (Харьковская областная газета "Во имя жизни", 6 ноября 1998 г.)


Рецензии