На новом месте

        Ранней весной, в самый отдаленный и считавшийся в районе одним из отстающих , колхоз « Вперед» назначили нового председателя. Это был агроном по профессии Огарев Иван Александрович. Он, его жена Ирина  Дмитриевна  и дочка Катя выехали на новое место жительства в начале марта.  Машина долго тряслась по плохим  проселочным дорогам, миновала леса с синими елями, то ныряла в ложбину, то , надрываясь, поднималась в гору.
     Сыпал сырой мартовский снег. В дали показалось большое село. Несколько его длинных улиц разбежались по склонам живописных оврагов по высокому берегу реки и убегали к лесу. « Вот здесь мы и будем жить теперь»,- сказал Иван Александрович жене и дочке, которые , казалось, покорно встретили это изменение в своей судьбе. Семья поселилась в небольшом деревянном домике. Из-за того,  что колхоз был отстающим, работы для  председателя было так много, что ни выходных, ни праздников в его жизни не стало, и появлялся он дома на короткие ночные часы , а утром чуть свет уезжал снова. Приближалась посевная, и  вся работа и жизнь походили чем-то на штурм.
      Ирина Даниловна и Катя обживались на новом месте. Катя заканчивала шестой класс, а ее мама учила других ребятишек в последней школьной четверти. Катюша облюбовала крутую горку и каталась с нее вечерами. Ирина Дмитриевна  наводила уют и приводила в порядок новое жилье. Через несколько дней Катя писала подруге : «Здесь чудесная природа и мама говорит, что никогда не видела столь прекрасного пейзажа из окна. Мы живем на высоком берегу  реки. Река сейчас подо льдом и снегом, а летом , говорят, красивая и широкая. Школа у нас маленькая , деревянная. Но папа говорит, что колхоз скоро будет строить новую школу. Папа все время на работе и дел у него непочатый край».
     А за окном каждый день происходили разительные перемены, то выпадал обильный густой снег, то моросил всю ночь дождь и смывал снег. В один из снегопадных дней Катя утром с трудом открыла входную дверь  и очутилась прямо в сугробе на крыльце. « В школу то мы опоздаем»,- забеспокоилась Ирина Даниловна. Но на выручку пришел соседский мальчик Вася с большой деревянной лопатой.  Он прогреб тропинку и помог соседям убрать снег с крыльца, а затем повел их по заснеженной улице.
      Мокрый снег сыпал и сыпал, и ничего не было видно в метре. Когда они втроем добрались до школы, то были похожи на трех снеговиков. К школьному крыльцу подходили такие же снеговики и все с шумом отряхивались дежурные с двумя вениками  обметали снег с пальтишек и шубок ребятишек.  На четвертом уроке в окна школы  заглянуло ослепительное солнце.
     Все подняли головы, посмотрели на голубое небо и заулыбались.
      И теперь каждый день на улице происходили разительные перемены и никогда раньше Катя еще  не наблюдала столь стремительный и прекрасный ход весны, как в этом селе. В первых числах апреля снег сошел с полей. В колхозе начался горячий период- готовились к посевной. Папа совсем не приходил днем домой, и мама беспокоилась о нем беспрестанно. И только ночью сквозь сон Катя слышала шум мотора, стук двери, а затем тихий разговор отца с матерью на кухне.
      Иногда сонная, босиком, Катя приходила  к родителям и обнимала их обоих- одной рукой- маму,  другой- папу. Теперь они очень редко бывали вместе. Катюша знала, как мама беспокоится и  переживает за папу. « Знаешь, Катя, - говорила Ирина Даниловна,- где – то верные женщины ждут своих капитанов, моряков, шоферов. А мы с тобой  будем ждать нашего папу- председателя». А весна расцветала и буйствовала во всю. Раскрепостилась ото льда и вышла из берегов река, зазеленели березы, , сбегавшие по склонам. Тихой майской ночью распустилась черемуха, и поплыл над селом терпкий, горьковатый и чудный ее аромат. Мама позвала Катю погулять, и они, пройдя километра полтора- два , обнаружили целый черемуховый лес.
     Душистые ветки огромных раскидистых деревьев спускались до земли, и в их белоснежных  соцветиях гудели пчелы. « Мамочка,- сказала Катя,- ведь здесь, кажется, была деревня. Смотри: старая изгородь , кусты смородины, скворешни на дереве.».  « Да, здесь жили  люди, - подтвердила Ирина Даниловна,- и теперь ее будут отстраивать, люди вернутся. Так сказал папа». Однажды сюда пришла вся семья.» Здесь живет один человек ,- сказал Иван Александрович, - памятник бы поставить ему за верность». « Федор Максимович! – крикнул Иван Александрович,». Последовал скрип двери домишка с покосившимся ветхим крыльцом и из дома вышел высокий худой старик. Голубые выгоревшие глаза его засветились радостью и приветом. Он протянул председателю руку и тот крепко пожал.   Сухую ладошку старика. Иван Александрович передал ему сумку с продуктами.» Бери, Максимыч, , - отоварил я твои талоны». Старик радовался им, благодарно прикладывал сухую  ладонь к сердцу.  Дома, в палисаднике они посадили мальвы. Когда-то в далеком детстве жила она в таком же деревянном домике и помнила мальвы под окном. Потом родители увезли ее в город, и , кажется, детство кончилось. Теперь Ирине Даниловне казалось, что она снова вернулась  в то далекое время- снова в сельскую местность и чувствовала, что вернулась навсегда.
      Вечерами на соседней улице пел и переливался баян. Играл ветеран-фронтовик Михаил Федорович Глухов. Чаще всего исполнял он чудесные песни своей фронтовой молодости. Мелодичные и душевные, полные глубокой человеческой грусти, они заставляли думать, переживать, вспоминать. Катя подпевала ему, сидя вечерами на крыльце.
     На нижней улице села вторил другой гармонист- частушки и переливы- там жил оптимист и весельчак – Лев Николаевич Васин.
      « Чудно,- говорила мама,- я и мои сверстники росли под такую музыку, песни- и, Катюша, мы росли добрыми детьми. Без добрых наших песен не вырастут хорошие душой люди, слушай, дочка». И Катюша слушала.  Шли дни. Расцветились луга полевыми цветами . Начался июнь, колхоз отсеялся. Отец как-то приехал пораньше домой, поужинал и уехал по делам.  «Утомился наш папка,- сказала Ирина Даниловна, посмотрев на его усталое лицо». А наутро объявила дочери: « Сегодня мы устроим праздник». « Ой,- обрадовалась Катя,- как , мамочка?». Мамины глаза молодо заблестели.  Она повязала голову косынкой, велела Кате нагреть воды, и они принялись за уборку.
        Вымыли пол, постелили половики, мама покрыла стол цветной льняной скатертью и послала Катю за букетом полевых цветов.. а потом они начали печь пирог.  Катя на крыльце поджидала отца.  Вскоре подъехала его машина, и он вышел из нее запыленный, без кепки. Умылся, вошел  в дом. « В честь чего у нас так хорошо и празднично?»- спросил Иван Александрович. « Мы ждали тебя»- сказала Ирина Даниловна, и , подойдя к нему, погладила его по седеющим волосам. А он прижимался к ее тонким пальцам. Катюша сидела и смотрела на них и впервые , совсем по- взрослому  подумала, что запомнит на всю свою жизнь и этот тихий летний вечер и добрые светлые лица своих родителей.
     На улице пела гармонь. Она  то заходилась глубокой грустью человеческой души, то рассыпалась всеми серебряными переливами. У Ивана Александровича иногда навертывались слезы на глазах.  О
н   вспоминал и мать и отца и многое другое, уже пережитое в жизни.


               

               


Рецензии
Очень душевно описан кусочек из жизни сельской семьи.
Я как будьто в детство окунулась. Чувствуется прекрасная добрая атмосфера.
Да, наверное это настальгия по доброму прошлому...
Спасибо!

С уважением, Мила

Мини Мила   01.07.2009 21:56     Заявить о нарушении
Очень рад такой оценке.Спасибо за внимание и отклик.

Михаил Васьков   02.07.2009 11:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.