Ответ на еврейский вопрос

Дацковский

     1998 год. Урок физики. Ведёт д-р Владимир Дацковский. Это высокий, худощавый  человек.
Чуть сутулый из-за необходимости общаться с людьми меньшего роста. 
Приветлив и балагур  – он один из лучших  специалистов в Израиле в преподавании
естественных наук. Правда, он всего три года в стране и об этом ещё мало кто знает...
Ученики, конечно, догадываются, потому что таких уроков у них раньше никогда не было.
Но полностью они это поймут, спустя много лет.
     А пока они в Израиле находятся ещё меньше, чем их учитель и не понимают даже
самого простого  Иврита, на котором с ними говорит Владимир...
Группа небольшая - человек 15,  сидят в лаборатории физики времён Резерфорда,
сделанной, кстати,  руками самого учителя: магниты, катушки, лампы, схемы,тележки –
всё на своих местах, дети внимают...
        Владимир входит в своё особое состояние, когда он посредством объяснения нового материала
и повторения пройденного, подбирается к самому главному –
раскрытию какого-нибудь основополагающего закона физики.
Для детей седьмого класса каждое новое открытие – шаг к постижению всего
мироздания... Именно так учитель Дацковский к этому и относится.
Урок часто прерывается смехом - необходимой  разрядкой в педагогическом процессе
любого серьёзного учителя, как бы это ни звучало парадоксально.

В этом классе обыкновенные дети,– приехавшие в маленький Израиль  из
огромного  постсоветского пространства, а теперь из разных городов самого Израиля,
чтобы оказаться  в одной, пусть даже просторной, лаборатории  физики школы Шевах-Мофет...
Обыкновенные  еврейские дети из России. Разные дети, разные библейские имена
- одного из них зовут, например,  Иван, а другого – Степан!  Случай уникальный в
своём роде даже для Израиля, где почти все откуда-то приехали...
И вот, в один из кульминационных моментов Владимир спрашивает нарочно чуть
утрируя Иврит: «Иван, ата иванта?» (Иван, ты понял?) Ваня удивлённо отрицательно
замотал головой,  по классу прошёл робкий смешок – дети оценили удачную тавталогию...
Но, Владимир! Он уже в своём состоянии высокого интеллектуального действа
неожиданно обращается к соседу Вани и вежливо спрашивает: «Степан, улай ата...
степанта?» (Степан, может быть ты..."степонял"?)
Ответа уже никто не ждал и не слышал – всё заглушил дружный смех «олим хадашим»...
Тема урока запомнилась надолго, по крайней мере  мне  довелось учить этих детей
в колледже программированию, - оттуда я и узнал эту историю...
Оба этих студента отслужили в рядах ЦАХАЛ в элитных войсках связи.
Иван и Степан – бойцы Армии Обороны Израиля.
Д-р Владимир Дацковский спустя десять лет получит главный приз и звание
самого инициативного учителя физики в Израиле.


Кубики Арнольда

Арнольд Блох – доктор  математики. Его назвали любимым учителем большинство
учеников, которые  у него когда-либо учились...
Человек 59-ти лет с молодыми глазами,  худой, в немодных очках и причёской
Бен Гуриона... Таков Арнольд - учитель математики 7-9 классов. Он убеждён, что
самое главное – привить любовь к математике через постепенное понимание предмета.
А ещё он знает, что обучение это информационный процесс с обратной связью...
Поэтому перед ним гора тетрадей. Арнольд проверяет сотни тетрадей каждую неделю!
Без домашних заданий нельзя добиться успеха в математике ... А ещё он понимает, что
учёба должна быть интересна ученику и это проблема учителя , а не ученика...
Давным давно, ещё работая в пединституте в России, Арнольд придумал целую серию
математических игр – 100 логических головоломок, загадок, занимательных задач и сказок.

Но на пороге третьего тысячелетия этого мало. Арнольд решает сделать новый учебник
Математики, где наряду с традиционным изложением можно будет в каждую игру
поиграть на компьютере, не торопясь,  в спокойной обстановке – каждому ученику в
своём темпе.  Он хочет , чтобы компьютер был и учителем, и экзаменатором и другом
- одновременно.  Это его и мечта, и работа на ближайшие годы...

Сегодня он особенно взволнован - под его идею ему выделили одельный кабинет
со специальным компьютером, где Арнольд будет воплощать свою мечту жизни...
Мы сидим с ним на балконе школы обсуждаем план работы по программированию задач
Арнольда учениками старших классов – им это под силу в рамках проекта по
компьютерной графике... Но Арнольду не терпится – он хочет сам реализовать несколько
задач, для чего он специально изучает новый язык программирования...

Сигарета за сигаретой тают в руке Арнольда, он чертит алгоритмы и блок-схемы,
торопится – сегодня последний день перед пасхальными каникулами. Три недели
ему придётся работать дома самому, нужно успеть обговорить все возможные проблемы
при изучении нового языка...
Мы расходимся, договорившись встретится «ахарей ахаг»- после праздника...
Но встретиеься нам не довелось. Во время каникул любимого учителя большинства
учеников не стало. Не выдержало сердце. 
Остались ученики.
       Алису Псахис в 16-летнем возрасте в «тиюле шнати» (3-х дневный поход )
принимали за учительницу - так серьёзно она себя вела и выглядела совсем по-
взрослому.
       Дочь известного гроссместера, наверное, такая и должна быть ...
- Мой любимый учитель – Арнольд, заявила Алиса в 12 классе.
- Я буду делать в качестве проекта одну из его задач. Задачей оказалась головоломка
 с разноцветными 16 кубиками, нанизанными на спицы, которые поворачивают по 4 кубика
 сразу и всё надо собрать по цветам... 
-Я это назову – «Кубики Арнольда».
 На защите проекта Алиса с гордостью объясняла экзаменатору из Министерства
Просвещения, что речь идёт об уникальной игре, реализованной в единственном
экземпляре, по алгоритму Арнольда Блоха и теперь дети смогут с помощью этой игры
оттачивать свою логику и пространственное воображение...
       Когда в школу приходят гости, до сих пор ученики часто демонстрируют эту игру,
как пример проникновения одних учебных предметов в другие. И это действительно важно.
Но, наверное, ещё важнее проникновение учительских судеб и их продолжение в
учениках...
 

Пица

Попробуйте написать фамилию - Печатников на иврите, а потом прочтите, как
будто  видите её впервые... Сначала вы увидите слово –«пица»!  А дальше уже
неважно, т.к.  весь класс хохочет и перекличка на этом заканчивается...
Миша – так звали этого  щупленького мальчугана в больших очках, с неизменной
усмешкой на губах, как будто он знает что-то,  чего другие не знают...
Со временем выяснилось, что так оно и есть.
      Уже с седьмого класса Миша участвует в кружках по физике, комбинаторике,
в «мозговых штурмах»... К тому времени, что я с ним познакомился, он уже был
вполне сложившимся алгоритмистом... В 11 классе он был единственным, кто
ходил в школу с «ноутбуком» в портфеле (получил на рабооте)-в 99 году - вещь
дорогая даже для взрослых... Правда, «ходил в школу» - это чистое преувеличение!
Миша приходил только на экзамены и то не всегда...
      Работал Пица в частной фирме в отделе математики и отвечал за разработку
алгоритмов.  Одна из, решаемых им, задач должна была улучшить систему
перевозок цыплят из инкубаторов на фермы, где их вырашивают...Всё это
предназначалось для Торонто, в Канаде, многомиллионном городе, где этих
цыплят перевозят каждый  день сотнями тысяч... Бедных птичек в дороге не
кормят, и если их долго возить, они теряют в весе и в результате – убытки .
В задачу Пицы входило как можно больше сократить время перевозок...
      Миша как-то зашёл на урок к старшеклассникам, где они проходили один из
алгоритмов  Теории Графов по отысканию кратчайших путей.
-Это что же, выходит, что я придумал алгоритм Дейкстры?! Только, у меня он
работает побыстрее...   Немая сцена!  Ведь эта тема университетского
курса  заняла у нас целый час, чтобы понять лишь идею, без детальной 
программы... Мы с удивлением смотрим на Пицу.  Вот тогда ему и пришлось
рассказать нам и про канадских цыплят  и про ситему глобальной навигации, о
которой мы тогда только лишь смутно слышали...
      Однажды в субботу вечером раздаётся звонок. Миша  просит извиниться от его
имени перед учителем Танаха за отсутствие на экзамене, который должен быть
в понедельник...Он думал, что успеет, т.к. у него был прямой билет из Торонто
в Тель-Авив, но билетов было продано больше, а ему предложили компенсацию
200 долларов....Пришлось лететь через Цюрих... Потерял день...
Мне же пришлось выслушивать от учителя  танаха  о недопустимости такого поведения
учеников,  и что в любой  другой школе такое было бы невозможно...
Впрочем, с последним  замечанием я с лёгкостью  согласился.
В тот год Пица заработал столько денег, сколько мы с учителем Танаха вместе
заработали за десять лет...
      До сих пор для лучших из наших учеников первым местом работы являтся одна из
фирм HI-TECH , принадлежащих  Мише Печатникову - Пице.


Лера

    Дома её зовут Люба. И первый год в школе её тоже звали Люба. Но разве это имя
подходит для профессора математики в Сорбонне?
Лера,  Валери – звучит уже совсем по-другому...
Именно к учёбе и работе в самом известном парижском университете Лера готовит
себя с  детства.    
    К 10 классу, на 2 года раньше всех, она заканчивает всю программу по
математике и английскому  языку с самыми высокими оценками... 
В освободившееся время продолжает изучать ещё 3 языка:  Иврит, Русский и конечно
Французский. Ведь без него в Сорбонне – никак!
В начале 10-го класса всех учеников везут в Иерусалим на экскурсию в
музей зверств фашизма...
После рассказов экскурсовода все притихли: тема тяжёлая, у каждого своя
семейная драма...
    Экскурсия – вещь поучительная и чтобы закрепить эффект, всех усадили вокруг
экскурсовода и предложили каждому высказаться на тему,- что для него быть евреем...
Когда дошла очередь до Леры, то она с безупречной математической логикой заявила-
Вопрос,  очевидно, адресован евреям, а у меня мама русская и в моих документах
написано «не еврейка», так что я, к сожалению, ничего больше добавить не могу...
К своим 16 годам Лера уже прочитала тысячи книг на разных языках. Сорбонна!
Purqua pas? - Почему бы и нет?!
     Школу Лера закончила блестяще. Все университеты перед ней открыты...
В следующий раз, когда Лера навестила школу, она была уже офицером Армии Обороны
Израиля!  Миниатюрная девочка – инструктор в элитных десантных войсках, каждый из
её подопечных в полтора раза  выше инструктора...
Лера и здесь остаётся верной математическому мышлению. Она оптимизирует время
службы! Проходит годовой курс гиюра и теперь у неё в документах написано- «еврейка»!
Вопрос 4-х летней давности о самоидентификации, наконец, снят.
Закончена служба. Можно вернуться к любимой математике в ...
Тель- Авивском Университете!
Lama lo? - Почему бы и нет?!   


День Независимости

    Перед Днём Независимости Израиля все воспитатели в школе проводят классный
час на соотвеиствующую тему. Каждый раз это проблема для классного руководителя:
не хочется повторяться и говорить стандартные слова...
Иду в класс без малейшего понятия о чём поведать своим питомцам в надежде, что и на
этот раз что нибудь удастся симпровизировать...
     Так  задумчиво, неподготовленный захожу в класс и вижу совершенно
непонятную картину: возле доски стоят два ученика – Рома и Антон и держат огромный
флаг... бывшего Советского Союза,  т.е. большущую красную простыню с прикленными
из бумаги серпом и молотом... В классе стоит неимоверный шум:  одни кричат – уберите
этих ненормальных коммунистов! Другие – пусть держат весь урок, если они идиоты...
- Мы не дадим сорвать этот флаг!- заявлят Рома. Ну что ж, драться с ними в мои планы
не  входило...
     Неожиданно, глядя на  красное знамя, вспомнилась легенда Михаила Веллера,
где он рассказывает о, якобы имевшем место, в во время Второй Мировой Войны
случае из жизни легендарного полководца Моше Даяна.

Где-то в 43 году, будучи наблюдателем от Британских Вооружённых сил,  он
был послан на Украинский Фронт как раз во время операции за освобождение Киева.
Так уж случилось  (по версии Веллера) Моше Даян находился там под присмотром самого
Сталина, (...и чтоб с этого еврея не упал ни один волос!) на каких-то там ложных
позициях, где не ожидалось никакого движения войск...
Но немцы решили, что прорыв будет именно на этом участке фронта!
Моше Даян целый час отбивался в одиночку от целой кучи немцев, бегая от одного
пулемёта к другому, пока не подошла помощь. Намолотил под сотню вражеских солдат
и должен был быть представлен к  высшей награде - званию Героя Советского Союза,
но тогда бы Сталин узнал, что не выполнили его приказа - беречь еврея...
И тогда властью Жукова, он был награждён Орденом Боевого Красного Знамени...
    Только через 5 лет Израиль получил свою независимость, а красное знамя уже было
связано с именем одного из самых выдающихся военначальников будущей Армии Обороны
Израиля...
     Так или чуть иначе я рассказал детям эту невероятную историю...
- Мы, ребята, пожалуй, не будем возражать, если в память этого события наши два
"патриота"  подержат красное знамя до конца урока...
Смех в классе заставил Рому и Антона потихоньку ретироваться, прихватив с собой и
рукотворный символ, ушедшей с исторической сцены, непобедимой советской империи.   


Аня

     В  школе "Шевах-Мофет" долгое время было два компютерных класса в каждой параллели. Один научный, где изучали физику, математику, программирование,химию и биологию и чисто компютерный, где ещё делали в том числе проект по компютерной графике.

     Самые умные, кто хотел поглубже заниматься «чистыми науками», шли в научный класс, а самые преданные программированию – в компьютерный. В научном классе были и девочки и мальчики, а в компьютерном преимушественно мальчики.
Аня изначально хотела в учиться в компьютерном классе и делать проект.
Так она оказалась в группе среди компютерных "фриков"...
Проект Аня выбрала не простой, не какую – нибудь игру-стрелялку, а  трёх-мерную модель сложного физического процесса.
    Все помнят школьный опыт с магнитом и железными опилками, впервые изученный Майклом Фарадеем... Так вот Аня взялась за этот самый эксперимент и успешно его сделала, чем нимало удивила экзаменатора из Министерства просвещения, настолько её программа была удобной в обращении  и по-настоящему полезной в изучении магнитных полей на уроках физики.

Неудивительно, что Аня поступила в Т-А Университет на факультет физики.
Удивительно другое. Эта скромная, хрупкая девочка была выбрана в состав  команды лучших студентов физиков  всех университетов Израиля для многомесячной стажировки в Швейцарии-ЦЕРН (CERN) — Европейской организации по ядерным исследованиям, крупнейшей в мире лаборатории физики высоких энергий.

После окончания универстета Аня работает в знаменитой фирме  Рафаель и в институте Вайцмана делает докторскую диссериацию, разумеется, по-физике...
Из научного класса,  надо заметить, в тот же год вышло тоже несколько докторов наук!




"Динозавры"

    Преподавать программирование в "научном классе" - дело весьма ответственное
и непростое. А в этом классе, как они сами себя характеризовали - "Диназавры",
это было ещё очень интересно и необычно... Для каждого ученика в выпускном
альбоме они подобрали тип динозавра, наиболее подходящего по характеру.
    Для Рами, так звали самого маленькокого мальчика в группе, которую мне
довелось обучать основам 3-х мерной графики, подходящего типа динозавра не
нашлось и для него ребята придумали свой собственный, мифический вид,
обитающий исключительно в университетской среде.
    Дело в том, что уже в 10 классе он параллельно со школой изучал математику
в университете. В связи с этим у него было своё расписание и свободное
посещение школьных занятий. Он был очень подвижным, активным и не воспринимал
всерьёз ничего кроме математики. На моих уроках он обычно стоял или ходил от
одного ученика к другому, пока они писали свои программы.
    Здесь надо отметить, что программирование 3-х мерной графики очень тесно связано с математикой, а точнее с аналитической геометрией и векторной алгеброй.
Сложные пространственные преобразования мы последовательно выполняли с помощью
перемножения матриц простых поворотов, сжатий и сдвигов...
Рами определённо не любил компьютер. Каждый раз, когда я пытался усадить его за работу, он недовольно что-то возражал, вроде, что это никому не надо и гораздо проще вывести уравнение для любого сколь угодно сложного преобразования, и не мучаться с прогаммированием никому не нужных матриц... 
    В какой-то момент всё это ему совершенно надоело и он перед всем классом спросил меня, что ему такое надо сделать, чтобы доказать, что ему не нужны компьютеры и он, наконец, сможет больше не посещать моих уроков.
Видя такую замечательную возможность доказать необходимость использования наших
"матриц и векторов", я попросил Рами вывести уравнение вращения точки, заданной
тремя координатами, вокруг произвольной оси, заданной своим уравнением в 3-х
мерном простанстве и принести на следующее занятие...
Через какое-то время Рами явился на урок с тетрадным листком, на котором
на пол страницы было написано длинющее математическое выражение!
Я уже предвкушая победу, вручил этот листок другому "динозавру", у которого
эта функция уже работала и попросил ввести "функцию Рами" и проверить её в
работе. Через полчаса Лев (так звали другого "динозавра") поднял руки вверх и на весь класс громко заявил, что всё работает точно, как и у него!
    С того момента, я видел Рами только по праздникам, когда выпускники
приходят в школу пообщаться между собой и со своими учителями. Тем временем "маленький" Рами вырос в высокого серьёзного человка под метр девяносто...
Успешно закончил университет, но продолжил там своё обитание, как и определи его друзья много лет назад, сначала в аспирантуре, а потом в качестве полного профессора математикив Тель-Авивском Университете!




 

   




*Ицик*

    Когда в 90-м году мы приехали в Израиль у нас было два варианта. Первый-поехать к дяде жены на север страны, а второй в любое место и остановиться в гостинице.
Мы списались с дядей и он сказал, что с тяжёлым больным на носилках, каким был мой отец, лучше остаться в центре страны, поместить отца в больницу и не тащить его через весь Израиль- такую "экскурсию" он может не выдержать... Так мы попали в центр Тель-Авива, в гостиницу прямо на площади "Дизенгоф". Тогда-то мы и связались с дальним родственником жены моего двоюродного брата. Точнее он был двоюродным братом тёщи моего двоюродного брата. Никто кроме тёщи никогда его не видел, да и она видела его ребёнком, так как он жил до эмиграции в Ленинграде, а тёща была из Белоруссии и там же и оставалась на момент нашего знакомства с Ициком. Так звали этого родственника... Тогда его имя для нашего "совкового" уха звучало не более чем слово из старой еврейской свадебной песни. Он приехал в Израиль на 20 лет раньше нас совсем молодым, успел окончить университет, отслужить в армии и обзавестись семьёй.
      Ицик в это время был в командировке и сказал нам по телефону подождать его в гостинице пока он не вернётся. Работал Ицик коммерческим директором в "Мотороле". Через пару дней он заехал за нами на машине и мы поехали выбирать квартиру для съёма. Для нас он был настоящим воплощением успеха. В машине у него был радиотелефон и он во время езды разговаривал то с одним, то с другим клиентом на четырех языках: иврите, английском, французском и с нами на русском! Ещё, он успевал, стоя на светофоре помахать рукой какому-нибудь любопытному ребёнку, рассматривающего как это он разговаривает по телефону в машине. В то время это было диковинкой не только для нас...
     Сначала мы выбрали квартиру для брата- у него была семья больше нашей, так-как мой отец  был помещён в больницу в ночь нашего приземления в аэропорту.   
Потом Ицик нашёл квартиру и для нас. Это была довольно старая 4-х комнатная квартира на той же улице "Дизенгоф" на севере Тель-Авива, в окружении десятков ресторанчиков. Из мебели были кровати, стол и прикрепленные к стене полки. Наша спальня была на закрытом, но сильно продуваемом балконе, а отца мы потом положили в маленькую комнатушку, проходную с техническим балконом. Салон был, по нашим понятиям, довольно большой. За квартиру в Израиле принято платить за полгода вперёд. Квартира стоила 500$ в месяц. У нас таких денег не было, так как на человека при выезде из Союза разрешали брать с собой только 90$ на человека, а мы уже большую часть отдали за проживание в гостинице, да и без того, всех денег  не хватило бы заплатить даже за один месяц. Мы хотели уже остаться все 20 человек в одной квартире, пока не найдём работу, но Ицик сказал, что он уже всё устроил- заплатил за обе квартиры за 6 месяцев и велел не волноваться, мол, вернём, когда сможем. Мы были просто потрясены! После этого он один раз пригласил нас на какой-то праздничный обед. Кстати, у него не было своего жилья, он тоже жил не в своём доме. Вместо люстры у него в доме под высоченным потолком висела обычная лампочка...(На мой вопрос он ответил, что у него нет такой большой лестницы:) После этого мы его больше не видели. Чтобы вернуть ему деньги, нам пришлось его искать...
    Я долго не мог найти объяснения такому великодушному жесту и вместе с тем последующему равнодушию и к деньгам, и в целом к нашему дальнейшему устройству... Только через много лет до меня дошло...
     В Израиле принято совершать добрые - "богоугодные" дела. Каждое такое дело называется "Мицва". Этому учат с детства - разовая безвозмездная помощь. Возвращение той помощи, которую ты получил от кого-то когда-то в прошлом. Разовая! Без обязательств, что тот, кому ты помог будет сидеть у тебя на шее всю жизнь...
В этом весь фокус - полученное добро не пропадает, а передаётся другим нуждающимся. Позже я и сам помогал чужим людям и тоже потом видел в их глазах непонимание, когда они пытались оставаться "друзьями" и дальше.
Нет, дружба здесь ни при чём, это - МИЦВА...А через 25 лет Ицик взял и умер от рака.
Благословенна его память!
Совершение "богоугодных" дел не защищает от смерти, но точно помогает жить.

               
                «Хинух миюхад»

В начале моей учительской деятельности в Израиле в 90 годы я работал с 7-8 классами. В школе был один компьютерный класс, на открытии которого присутствовал премьер министр Рабин. Это я к тому, что таких классов было ещё очень мало, а у учеников , далеко не у всех были дома персональные компьютеры. Особенно страдали дети из малообеспеченных детей. Я преподавал детям самые основы: создание и сохранение разных документов...
      Неожиданно директор школы предложил мне дополнительно взять группу из 6 учеников- так называемых особого обучения- "хинух миюхад". На самом деле, это как раз дети из малообеспеченных, неполных семей, часто с разными ментальными проблемами, педагогически запущенные...
 В Израиле для того , чтобы обучать таких детей необходима специальная подготовка. У меня такой не было. Но директор оказался мудрым человеком.
-Послушай, эти дети не умеют даже играть в компьютерные игры и они это очень тяжело воспринимают. Научи из хотя бы играть!
Вот это - работа! Учить играть...Мне дали на их учебу один урок в неделю...
В группе было 4 мальчика и 2 девочки. В те времена был один единственный ивритский текстовый редактор - QText. Сначала мы учили, как создавать текст, сохранять и вызывать снова...Один короткий документ.
всё остальное время они учились играть .Иногда на это оставалось 5 минут, но дети очень старались закончить работу пораньше, чтобы успеть поиграть...
Так продолжалось целый год. В конце все освоили это редактор и довольно ловко набирали текст.

В те времена я жил в Тель-Авиве и в школу, в город Ор-Егуда приходилось издить с пересадкой на двух автобусах. Потом я нашёл работу в ТельАвиве и больше никто этих детей компьютерной грамоте не обучал.  Аттестат зрелости они также не получили.

Прошло лет десять . Я уже сам с семьёй перехал в другой город и ездил на работу на старенькой "Субару" 86 года. Этот малозначительный факт имеет важное значение в продолжении этой истории...Пришло время поменять машину. Я развесил объявлений на столбах, на самой машине – «горништ» , нет желающих! Тогда я решил дать платное объявление в газету «Едиот Ахронот»!
Уже на следующий день повонил какой-то араб из Беер-Шевы и громко кричал в трубку, что он приедет в 7 утра и чтобы я никому не продавал эту машину...
Я даже испугался. В то время многие «шахиды» использовали такие машины для вознесения на небеса... Но нет,- приехал симпатичный молодой человек и объяснил с улыбкой на мой испуганный взгляд, что ему нужна такая машина для жены, которая работает воспитателем в детском саду..
И вот с 6 тысячами в кармане я иду в компанию по продаже подержанных автомобилей , чтобы купить что-то поновее. Мне предложили "Мазду 323" за 35 тысяч шек. На моё счастье в этой компании имелся отдел, где можно было получить ссуду на недостающую сумму.
Бухгалтер с подозрением смотрит на меня, пытаясь по внешнему виду определить смогу ли я вернуть полученную ссуду. Бухгалтер - молодая барышня задаёт кучу вопросов: кем я работаю, есть ли у меня своя квартира...
И в конце вопрос- Не работал ли я в школе «Пардес» в Ор Егуде?!!!
Немая сцена!
Это, как оказалось, одна из тех двух девчушек из той самой «особой» группы.
Но как?! Без аттестата зрелости – бухгалтер в большой компании!
Её рассказ ещё раз подтвердил то, что я знал всегда: «Делай, что должно и будет, что будет!»
       По окончании школы аттестат  Мири (назовём её так, за долщие годы имя девочки напрочь стёрлось из памяти), как и придполагалось, не получила. На призывном участке в армию всех девушек построили в ряд и спросили – кто знает текстовый редактор QTEXT. Надо сказать, что к тому времени уже вышел MS OFFICE, и ивритский редактор практически вышел из употребления....
-Я! Мири одна единственная вышла из строя...
За полтора года службы в армии она успешно подготовилась к экзаменам, досдала необходимые на аттестат зрелости предметы и поступила в открытый университет на специальность бухгалттера! И теперь сидела улыбающаяся напротив меня, тщетно пытающегося в этой женщине, узнать ту тринадцатиленюю, придавленную житейскими проблемами девчушку из проблемной семьи...
 «Хинух миюхад»!


Тичер,  Тель-Авив, Шевах-Мофет, 2009-2022
      


Рецензии
Ты меня вернул в те времена, когда деревья были выше, воздух был чище, люди были добрее и красивее, когда всех нас питали прекрасные иллюзии, и ради них мы готовы были трудиться, и трудиться, и трудиться...
Гена, а есть ли у тебя про Хейфеца?

Изабэлла Тевлин   09.05.2014 19:19     Заявить о нарушении
Нет,к сожалению я его мало знал...

Teacher   10.05.2014 08:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.