В тот самый миг..

В тот самый миг, когда уходит тьма
За горизонт, потягиваясь сказкой
Из полуснов в природы терема,
Теплом на землю ниспадает ласка.
 
Мгновение проснувшейся зари,
Подаренное утреннему часу,
Благоговейно жизнь благодарит
За чудеса земли моей прекрасной.

Рассвет, приоткрывая край небес,
Зашторенных темнеющим смиреньем,
Погладит ласково просветом лес,
На поле, разложив и свет, и тени.

Ещё смущён простор над головой,
Ещё не ярки зеленью травинки,
Но под проснувшейся уже листвой
Играют светом малые росинки.

Разгорячится солнце в небесах,
Придут восторги царствия дневного,
Но миг рассвета на любых весах
Приравнен к чуду торжества земного.

                22.06.2009


Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Изображение рассвета, пробуждения природы; созерцание мимолётной красоты утреннего часа как чуда земного бытия.
2. Основная мысль (идея)
Миг рассвета — особое, почти сакральное время, в котором раскрывается первозданная красота мира; это мгновение приравнивается к «чуду торжества земного».
3. Композиция
4 строфы (16 строк);
линейное развитие образа: от ухода тьмы к полному пробуждению природы;
кульминация — последняя строфа, где рассвет осмысляется как высшее чудо;
дата в конце придаёт тексту характер лирической зарисовки;впечатления.
4. Тип речи
Описание с элементами рассуждения (последняя строфа содержит обобщение;вывод).
5. Стиль речи
Художественный, лирический; ярко выраженная поэтическая образность, эмоциональность.
6. Средства связи предложений
лексические повторы («рассвет», «свет», «миг»);
синонимические замены («тьма» — «смиренье»);
местоименные связи («его» — о рассвете);
синтаксический параллелизм и анафора (начинающие строки глаголы в форме 3;го лица: «ниспадает», «благодарит», «погладит», «играют»).
7. Средства выразительности
метафоры: «теплом на землю ниспадает ласка», «птичья конференция», «разгорячится солнце», «восторги царствия дневного»;
олицетворения: «уходит тьма», «жизнь благодарит», «рассвет погладит»;
эпитеты: «проснувшейся зари», «благоговейно», «темнеющим смиреньем», «малые росинки»;
сравнения и сопоставления: «миг рассвета … приравнен к чуду»;
перифраз: «гонцы наступившей весны» (в аналогичном ключе — «царствие дневное»);
инверсия: «Мгновение проснувшейся зари», «Подаренное утреннему часу»;
ассонанс и аллитерация создают плавность и свето;теневую игру («потягиваясь сказкой», «на тёмной пахоте»).
8. Размер и рифма
стихотворный размер — преимущественно четырёхстопный ямб;
рифмовка перекрёстная (АБАБ), чередование мужских и женских рифм;
рифмы точные и приблизительные, что придаёт речи естественность и песенность.
9. Настроение и тональность
Благоговейное, созерцательное; тихая радость и восхищение мимолётной красотой утра. Тональность возвышенная, но без пафоса — интимно;лирическая.
10. Ключевые образы
рассвет как живое существо, дарящее «ласку» и «благословение»;
свет и тень, игра которых оживляет пейзаж;
росинки как символы хрупкой, мгновенной красоты;
солнце как источник «восторгов» дневного мира.


Рецензии