Я вспоминаю. Скорей бы утро, да на работу...

        В то лето я с нашим главным специалистом Василием Петровичем поехал в Литву, в Игналину. Там вовсю разворачивалось строительство атомной станции, города атомщиков, позднее названного Снечкусом в честь бывшего первого секретаря ЦК партии коммунистов Литвы. Там же собирались строить городки ВСО и площадки БСИ, которые и проектировались нашим институтом. Василий Петрович ехал посмотреть Литву и заодно проверить работу изыскательского отряда. Я- сменить в должности моего приятеля Витьку-начальника изыскательского отряда, и заодно-посмотреть Литву. В дороге с нами ничего интересного не происходило, за исключением моей встречи с бывшим белорусским партизаном. Встреча оказалась настолько интересной, что вот прошло больше 30 лет. а я её помню, и обязательно о ней отдельно напишу.
        На станции Игналина нас встречал полевой УАЗик с Валентиной и её молодым мужем -шофёром Николаем. Валентина-заместитель моего приятеля Витьки, очень тепло нас встретила. Она вообще была довольно гостепреимной женщиной, но себе на уме. Николай, её муж, моложе её лет на 15-ть, помог разложить наши с Василием Петровичем нехитрые пожитки, и мы поехали. По дороге Валентина безумолку, что то рассказывала с обычным хаактерным для неё напором. Мы ехали по чудесной асфальтовой дороге, дороге подобной которой в Москве тогда и не было. Мы проезжали аккуратные деревеньки с ладными домиками, с ухоженными приусадебными участками, с костёлами и церквами, где несмотря на рабочее время толпился народ. Поражало тогда количество легковых автомобилей. Позднее я прочёл, что в те годы Литва занимала первое место в СССР по количеству автомобилей на душу населения. Не Грузия, не Армения, не Эстония, а именно Литва. Помните фильм "Берегись автомобиля" и тот эпизод, где Деточкин продаёт угнанную им "Волгу" ксендзу(Д.Банионис). Так Рязанов был на 100% прав. Вот что значит чутьё художника.
       Нас привезли на хутор, вблизи которого стоял полевой вагончик. В этом вагончике отдельно от изыскательского отряда и жили Валентина с Николаем. У них был медовый месяц, и всё было понятно. Немного передохнув с дороги, пошли мы с Василием Петровичем в местную баньку по чёрному. Первый раз я в такой мылся. Ничего, ничего, но в обычной
баньке, где есть где развернуться, где можно плеснуть на раскалённые камни пиво, и такой запах пойдёт, в обычной баньке как то сподручнее. После бани хозяева устроили нам шикарный ужин. Потом мы выползли на природу, и любовались закатом и запахом вечернего лета. И легли спать, и спали как убитые.
      Наутро, Валентина и Николай подвезли нас на другой хутор, где и квартировал наш изыскательский отряд.Выскочивший нам навстречу Витька, начальник отряда, так мне обрадовался, что готов был тут же передать все дела и уехать в Москву. Он после института работал всего второй год, и дома оставалась жена с полуторогодовалой дочкой. Мы зашли в дом.Коридор, кухня и две комнаты большая и маленькая. В большой комнате жили буровики, шофёр и Витька, а в маленькой другая супружеская пара: буровик Ваня и техник-геолог Лида. Сели мы за большой стол, и Василий Петрович, как старший и по возрасту и по должности, начал было выяснять как идут дела, какие проблемы, вопросы и т.п. Но тут я заметил отсутствие Витьки -помощника бурового мастера. "Что, рыбачит Витька то?", спросил я , и в этот момент на пороге появился Витька с ведёрком свежей рыбы(напомню-день был выходной). Лида бросилась к нему, забрала ведро и пошла готовить.
       А мы продолжили разговор. "А как вам здесь работается и живётся?", дежурно спросил Василий Петрович. Иван усмехнулся и зачем то посмотрел на потолок. Мы с Василием Петровичем тоже посмотрели на потолок. На потолке по диагонали из одного угла в другой крупными красными буквами шла наадпись:"СКОРЕЙ БЫ УТРО ДА НА РАБОТУ!". Вы, мои сегодняшние читатели , можете не поверить, но и теперь, когда я вам рассказываю это, когда прошло уже  более 30-ти лет, у меня на душе как то тепло становится. Нет,не от содержания этого лозунга. От того, что у ребят, занятых нелёгким трудом, находящихся уже два месяца вдали от дома, хватило юмора, сил и просто хорошего настроения- создать такой себе такой комфортный лозунг. Утром просыпаешься, открываешь глаза, или трёшь их спросонья, а над тобой с потолка, как призывный набат-"СКОРЕЙ БЫ УТРО ДА НА РАБОТУ!".
       В тот  день мы хорошо посидели за свежей рыбкой. В понедельник и вторник занимались делами. А вечером же во вторник Николай отвёз и Василия Петровича и Витьку на станцию. Я остался и поселился в этом доме. И каждое утро ещё в течении 3-ёх недель я засыпал и просыпался с этим, как теперь говорят, слоганом :"СКОРЕЙ БЫ УТРО ДА НА РАБОТУ".
       Прошло много лет. Нескольких человек из тех, кто тогда был в Игналине, в изыскательском отряде, уже нет с нами. Но иногда, я просыпаюсь дома,в Москве. Смотрю спросонья на белый чистый потолок. И мне кажется, что на нём проступают буквы, складывающиеся в энергичные слова- в слоган из моей молодости:"СКОРЕЙ БЫ УТРО ДА НА РАБОТУ!"

                8, 10 июня 2009 г         


Рецензии