1
(1) Аналитизм. Установка на анализ социальной действительности. Установки на анализ у поздних романтиков нет.
(2) Установка на имитацию жизни, на правдивость изображения. Поздние романисты исходят из референциальной иллюзии (вера в то, что литература может дать правдивое изображение действительности). Отсюда – метафора зеркала (у Стендаля). Бальзак: «Я – секретарь действительности». НАИБОЛЕЕ СКАНДАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП для 30-40 гг.: романисты обвинили реалистов в натурализме, в интересе к грязной стороне жизни, приблизительно порнография сегодня.
(3) Универсализм. Стремление к максимальному охвату в изображении социального мира, к изображению всего общака и социальной структуры. Бальзак – наиболее типичен: у него, например «Человеческие этюды», в которых «Сцены из сельской жизни», «Сцены из военной жизни» ; роман - наилучший жанр.
(4) Принципиально новое изображение человека: человек как существо, включенное в социальный процесс. Реалисты: «Человека формирует среда, которой он принадлежит, ; социальный детерминизм».
(5) Критицизм. Буржуазный миропорядок уничтожает общак и свободу человека. Человек мыслится как жертва общества.
(6) Изображение типического. Эта литература обращается к типам: обычный, массовый, а не исключительный человек.
(7) Научность. Литература принимает вид научного дискурса, исследования. Художник мыслит себя как естествоиспытатель, психолог, исследователь.
ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ РЕАЛИЗМОМ И РОМАНТИЗМОМ?
- нет четких хронологических границ между реалом и ромом (1827 – трактат «Расин и Шекспир»).
- общая тематика (романтики до реалистов почувствовали враждебность действительности человеку).
- общая философская проблематика (проблема взаимоотношения свободы и необходимости).
- сходство в области поэтики (реалы используют приемы романтической литературы).
ПРОБЛЕМА ФАКТОРОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕАЛИЗМА (=предпосылки):
I. Исторические.
II. Научные. Их основу составило естествознание, в частности теория Дарвина. Он ввел в науку ряд принципов, которые заимствует литература. Z.B. 1) принцип классификации (литературный принцип универсализм; классовое общество у Бальзака); 2) принцип эволюции (стремление объяснить предмет через его генезис = все романисты пишут исторических героев и причины, почему герой таков); 3) принцип детерминации (= все явления обусловлены предшествующим развитием, то есть социальная детерминация героя).
III. Философские. Позитивизм – философская основа реализма. Огюст Конт, идея трех стадий развития человеческого знания: 1) теологическое знание (человек объясняет мир через действие сверхъестественных сил, вера как источник знания); 2) метафизическое знание (философия как источник знания; все происходящее объясняется как проявление деятельности некоего трансцендентного духа: «мировой дух» у Гегеля); 3) позитивное знание (научно обоснованное знание; только наука дает полезное знание). Цель такой позитивистской философии – обнаружить закономерности, которые действуют в социальном мире, его развитии. В человеческом мире действуют те же законы, что и в природном мире, ; все социальное можно объяснить через природное.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ:
I. Критический реализм (30-40 гг.).
II. 50-70 гг. – значительные изменения в литературе: 1) сосредоточение на индивидуальном характере, а не на типических обстоятельствах; характеры не воспринимаются как продукт обстоятельств; уход от жесткого детерминизма; 2) уход от жесткой установки на имитацию жизни к интерпретации (предложение авторской концепции действительности).
Реализм (в отечественном литературоведении) – направление, сменяющее романтизм. Теперь реализм трактуется как исторический вариант романтизма ; почти весь XIX век трактуется как век романтизма. Даже было предложено изъять термин «реализм» из литературоведения. ПОЧЕМУ?
1) эстетически неудачный термин; понимается, что литература дает верный портрет реальности. У Теккерея мир – зеркало, которое возвращает каждому свое отражение ; каждый видит свое субъективное ; объективное изображение – невозможное.
2) этот термин критикуется как оценочный; в советской литературе реализм против романтизма, причем реализм как более совершенная форма изображения.
3) этот термин парадоксален. Он возник значительно позднее, чем появилась сама литература, которую им обозначали. 50-е гг. – этот термин появился впервые в трактате Дюранти и Шанфлери; а сама литература была написана в 30е гг. XIX века, причем все авторы называют себя романтиками. Но уязвимость, условность термина не отменяет его. ТУРЫШЕВА: «Мы будем понимать под реализмом не противоположное романтизму течение, а течение внутри него. Реализм – вообще особая эстетика».
Самое шокирующее определение реализма дал Гегель. Он начинает с определения искусства. Специфическая функция искусства - в выражении глубочайших человеческих интересов, высших потребностей и истин. Искусство должно (1) выражать свободу как абсолютный человеческий интерес ; должны быть только «идеальные герои» (выражают идеальные устремления человеческого духа, то есть стремления к свободе); (2) такие идеальные характеры искусство должно черпать из действительности ; существуют века, богатые человеческой свободой (античность, средневековье), а в новое время свобода оскудевает: человек ощущает себя менее свободным, отказывается от свободы сам, меняя её на материальное благополучие (в такой обстановке идеальные характеры исчезают). Искусство должно идти в обход действительности и черпать идеальные характеры либо в прошлом, либо конструировать их. Это – начало XIX века (смена идеальных потребностей на практические); короче, искусство изживает себя. Оно бессильно перед наличной реальностью, ; должно погибнуть.
Свидетельство о публикации №109060400911