Заблудившийся в Раю. Памяти Жана Сагадеева

Сегодняшнее известие о смерти Жана Сагадеева пришло как гром среди ясного неба. И даже не потому, что Жану был всего 41 год, и не потому, что никаких видимых предпосылок для самоубийства у него не было, а просто потому, что сам образ Жана, его здоровое чувство юмора, энергия, бодрость духа никогда просто не вяжутся с самоубийством...

Не имею ни малейшего желания копаться в подробностях этого кошмара, скажу вкратце, что Жан повесился на телевизионном шнуре в собственной квартире, тело обнаружила его жена. Почему и как - об этом наверняка будут судачить не один год, загадок много, мистики - тоже, но сейчас речь о другом.

На мэйл.ру известие о смерти Жана появилось под громкой вывеской "Монстр рока найден повешенным". Я представляю, сколько людей, прочитав эту короткую заметку безразлично пожали плечами... Монстр рока... Действительно, скольким людям из сотни имя "Жан Сагадеев" или даже название "ЭСТ" что-то скажет? Одному? Или и того меньше.

Тем не менее, выражение "Монстр Рока" в отношении Жана вполне правомерно и имеет куда более сакральный смысл, чем кажется на первый взгляд. "Монстры Рока" - именно так назывался крупнейший рок-фестиваль в истории России, состоявшийся в теперь уже далёком 1991 году. Фестиваль, сделавший из "ЭСТ" и Жана Сагадеева легенду. Но, обо всём по порядку.

Жан Сагадеев родился 8 июля 1967 года. Его отец – Артур Владимирович Сагадеев, доктор философских наук, - был известным специалистом по арабо-мусульманской философии.

Жан Сагадеев начал карьеру с проекта «Жан Гернеза», гитарист которого, Андрей Гернеза, играл в самом первом составе «E.S.T.». Успех пришел сразу же после появления на свет демо-альбома «Russian Vodka». Продюсировал его гитарист и певец Валерий Гаина («Круиз»). Песни этой 8-трековой записи («10 веселых лет», «Батько, пожалей коней», «Сука»…) стали ярчайшими образчиками "анархического" металла «E.S.T.», сочетающего разбитные песни о вольной жизни с гитарной героикой хард-энд-хэви. Но самое главное, что в отличие от той же "Арии", которая уже на тот момент была главной тяжёлой группой нашей страны, Сагадеевская команда пропагандировала русский хэви-метал, как самостоятельное явление, не нуждающееся в духовных и музыкальных кумирах запада. Ну а громогласный, неповторимый вокал Жана, просто не мог не полюбиться русской  рок-н-ролльной тусовке, которая изголодалась по настоящим неприкрытым эмоциям. По иронии судьбы, "очень русский" фронтмен «E.S.T.» был мусульманином, но ещё до него Виктор Цой доказал, что для того, чтобы стать олицетворением чего-то русского, не обязательно быть светловолосым славянином.

После успешного дбюта, группой заинтересовались отечественные и западные компании звукозаписи, и она отправилась в первое заграничное турне. Месячный тур по городам Германии вызвал настоящий фурор среди местной рок-общественности. Залы были забиты до отказа, в газетах появились восторженные отзывы. Следующее турне 1989 года по ФРГ завершилось записью на американо-германском лейбле Destiny винилового диска «Electro Shock Therapy», который получил довольно высокую оценку в западной музыкальной прессе. После этого те, критики, которые издевались над полупьяной казачьей вольницей "ЭСТ", вынуждены были замолчать и признать, что по крайней мере в плане музыки - Сагадеев со товарищи обскакали все возможные отечественные аналоги.

В СССР музыканты, дебютировав на «Фестивале Надежд» Московской Рок-Лаборатории в 1988 году и завоевав первые места на многих всесоюзных конкурсах, надолго приобрели статус «культовой» группы и превратились в «монстров рока СССР»; их песни, такие как всенародно любимая «Запомни, Катюша», стали застольными, а первый выпущенный в России диск «Проба Пера» разошелся за лето 1991 года тиражом более 200 тысяч экземпляров.

Этот же год ознаменовался для группы участием в главном мировом рок-фестивале и крупнейшем концерте в истории России «Monsters of Rock», на котором E.S.T. играла перед аудиторией 800 тысяч человек вместе с AC/DC, Metallica, Pantera, чему во многом способствовал успех «Пробы Пера» и, как следствие, победа на всесоюзном телефонном конкурсе. Это был пик карьеры "E.S.T.", которая практически сразу после этого начала неуклонно падать вниз. Может быть из-за развала СССР людям временно было не до "эстовского" веселья, может быть музыканты выдохлись, поскольку до предела эмоциональные выступления группы отнимали все силы.

Наверное, если бы самоубийство Жана случилось именно тогда, его вполне можно было бы поставить в один ряд с Кобейном, Бонэмом, Боном СКоттом и прочими. Но бессменный лидер "ЭСТ" предпочёл уйти после, когда ажиотаж по группе окончательно спал и она навечно превратилась в культовый коллектив для кучки верных фанатов.

31 мая 2009 года в клубе «Точка» никто из пришедших на концерт "ЭСТ" не мог догадываться, что видит Жана в последний раз. 8 июля ему должно было исполниться только 42 года.

Прощай, Жан. Нам остались твои песни. Они будут жить.



Песни Жана Сагадеева:












P.S. Сегодня же пришло ещё одно скорбное известие. Знаменитый актёр Дэвид Кэррадайн, , покончил с собой. Он был найден повесившимся на занавесочном шнуре в своём номере в Банкоке, где проходили съёмки фильма с его участием. Ему было 72 года.

Кэррадайн сыграл массу ролей за свою длинную актёрскую жизнь, в основном играя знатоков кун-фу и мастеров боевых искусств. Но более всего он прославился, как коварный, но обаятельный Билл из тарантиновской дилогии "Убить Билла".

Заключительная сцена фильма "Убить Билла 2", в конце которой Кэррадайн, получив смертельный удар от Умы Турман, встаёт, делает пять шагов и падает замертво, признана одной из самых эффектных концовок за всю историю мирового кинематографа.


Рецензии
Мой рок-н-ролл-это прежде всего ритм:
Колизей....гладиаторы...жаждущий Рим;
рык утробный,прыжок...наколкой сдача,
порванный рот и ...Удача!Удача!Удача!
Мой рок-н-ролл-это прежде всего дрожь.
Там,подшкурно-где печень в циррозе;
между ребер,куда проникает нож,
и где жизнь на полном серьёзе.
Мой рок-н-ролл -это прежде всего дань
бунтарям ,самоучкам,вообще дерзким.
тем кто смотрит по жизни за грань,
сторонится толпы-а это из детства.
Мой рок-н-ролл-это прежде всего срок,
нет не свыше-а тот что себе назначил
для окна,з.укола,пули в висок...
и попытка одна,и...Удача!Удача!Удача!

Игорь Журба   06.01.2010 23:57     Заявить о нарушении
Потрясающе, Игорь!!! Всё так!

Рок-Фронт   07.01.2010 11:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.