Зыбь на Каспии!

      
* * *
                За кормою вода густая —
                солона она, зелена,
                неожиданно вырастая,
                на дыбы поднялась она,
                и, качаясь, идут валы
                от Баку до Махачкалы.
                .............
                Борис Корнилов

                Шторм каспийский... на пути
                Сотрясает душу.
                И душа,  того гляди,
                Вырвется – наружу.
                ............
                Борис Свердлов
 
 
* * *

Взлетели птицы –               
В спор с грозою!               
Зависли тучи цепью гор!
Понесся ветер
В стык с волною –
Уж зыби – ясельной Узор! 

Приказ,..Задача,..План,..Работа!
Сквозь жИвы горы, а не кОчки –
Найти и встать – в любой погоде
Без якорей...на N-у...точку!  (2)

С шести утра – матросы в робе:
Зарядка, завтрак, строй и труд…  --  (3)
Блистает палуба, в утробе –
Платочек не найдёт мазут!         --  (4)

Команда! – "экстро..." собираться...   --(5)
Раздалось: «По местам стоять...» –
И тОтчас...«...со швартов – сниматься!»,
А.. ом..ертвелым: «Твою – м...!»

На горло бухты – полным ходом…
Вот город – кубики детей,
С незримыми уже – народом,
Расцветкой улиц, площадей!

Баку за Наргеном – в тумане!     --(6)
Нет слева вышек...и – простор!
Все непристОйней зыби – танец,
Все беспощаден волн – задор!

. . . . . . . . . . .

Вот...– шквал запрягся монотонно               
И...– горизонты разорвал!
Взъярёно Дна морского Лоно
Открыло...первозданный Бал!

На всех бортАх
Гуляет мостик!
На гребне – бак,    --(7)
И снова  – ют!

На клотик рвутся
Тонны Злости!
Гиены мира
Гимн поют!

. . . . . . . . . . . 

Вот место аварийного возврата!  --(8)
Сюда несчастный* Зонд...    --(9)
Летит, спеша!        --(10)
               
Без якорей лавировать, ребята,
Поможет Бог, совместно с ВРШ!  --(11)

В каюте замполит...
Болтанкою вселенской
Давно отрублен – и не зря!

Зато наш Кэп – Лев Дмитрич Воскресенский   -- (1)
Спокойно – пЫшет трубкой у руля!  --(12)

. . . . . . . . . .
   
Краса и страх,
Распад и радость!
Волна и небо,
Борт и дно!               
Но как горда – судьбою младость,               
Вдруг – жить... за смертью суждено!

         ВМФ СССР, Баку 1965-1969 гг.
* * *
.......................................
(1) – Лев Дмитрич Воскресенский  – кэп МТ "Владимир Полунин"  –  250-го "Дикого дивизиона" морских тральщиков  ККФ.
(2) –  N-у...точку  – из всего экипажа только кэп и штурман могли знать район (квадрат) боевого дежурства, а конкретную точку дежурства Москва сообщала через Штаб флотилии и ЗАСовца-гб-ника только при подходе к району....

(3) –  « Зарядка, завтрак, строй и труд…»  -- Ежедневно в 8-00 утра построение на поднятие флага корабля…До этого построения целая жизнь: коллективная зарядка на верхней палубе по команде с мостика, полноценная первая уборка (всего за день их четыре!), завтрак и построение на встречу с командиров и подъём флага и гюйса…Потом развод на работы или занятия…
 (4) –  «Платочек не найдёт мазут!» …Кэп (командир), а.. командир дивизии и выше – тем более, проверяют качество уборки в самых тесных внутренних шхерах…своими чистейшими носовыми платочками…      

(5) - экстро...собираться... – сложная коллективная процедура всего экипажа по слаженному выполнению строго обозначенных в документах интруктивных мер немедленного сворачивания любых и всех текущих работ, занятий, обеда, бани и пр.пр., запускаемая сигналами боевой тревоги и повторяемой речевой командой кэпа "По местам стоять – корабль к бою и походу ЭКСТРЕННО приготовить"(т.е.отход от пирса через полчаса, вместо 2-х часов по стандарту.)
(6) – Баку за Наргеном – в тумане!  –   остров Нарген – скала (с военной гауптвахтой)  на границе между обширной бакинской бухты и открытым каспийским простором. 
(7)    –   Бак  – носовая часть палубы корабля.
           Ют  – кормовая часть палубы корабля.
           Клотик  – самая верхняя площадка мачты.
(8) – Вот место аварийного возврата – основная точка была в Индийском океане, куда чаще возвращались Зонды, огибавшие Луну. Но выбор точек возврата у руководителей полетов, похоже, был перед самым приближением к Земле, в зависимости от фактической траектории приближения к Земле. Поэтому на Каспии зонды приходилось ждать в любую погоду, тем более,что зыби-штормы на Каспии 300 дней в году.
(9) – Зонд...возвращаемый с орбиты Луны пилотируемый модуль.
(10) – Летит, спеша! – совсем не рифма, а ускоряемое тяготением Земли приближение Зонда к плотным слоям атмосферы....
(11) – ВРШ - гибкий шаг-разворот лопастей винтов прямо с мостика самим Кэпом (и только!)... от полного "вперед", до полного "назад", а двумя винтами - РАЗВОРОТ ВСЕГО КОРАБЛЯ НА ОДНОМ МЕСТЕ ХОТЬ НА 360 ГРАДУСОВ, например, против ПЕРЕМЕННОГО УРАГАНА-ВЕТРА, который как раз и МЕНЯЕТ НЕОЖИДАННЫЕ РЫВКИ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ...и, в тоге, ГРЕБНИ ВОЛН ИДУТ НА КОРАБЛЬ С ЧЕТЫРЕХ СТОРОН СВЕТА, УСПЕШНО ОТРАЗИВШИСЬ ОТ БЕРЕГОВ ЗАМКНУТОГО ВОДОЕМА! - вот специфика зыби Каспия... ее близкие аналоги -шторма Бискайского залива...Спастись от смертельно-неожиданного крена по самую макушку мачты... могут только ИНТУИТИВНЫЕ МАНЕВРЫ ВОКРУГ ТОЧКИ ОЖИДАНИЯ и ЛАВИРОВАНИЯ В ВОЛНАХ БЕЗ ОТДАННЫХ ЯКОРЕЙ (давно бы порванных, в случае их отдачи), что и возможно только с помощью ВРШ - маневры за многие десятилетия раньше и круче знаменитых кобр-зависаний сегодняшних МИГов.

несчастный* Зонд - американцы быстрее высадились на Луну и СССР программу Зондов, в которых вот-вот должны летать космонавты, закрыл.

 (12) – …. «Спокойно – пЫшет трубкой у руля!»  -- высшая манера МОРСКОГО ПРОФИ – КУРИТЬ на самом верхнем мостике, раскачивающимся на сверх-качелях, когда одно упоминание о пище, вкусовой нагрузке на язык и т.п….выворачивает внутренности до наоборот…

фото - не более, чем приблизительная, лишь ласкающая взгляд... условная картинка реальной каспийской зыби!
 
СТИХ ОПУБЛИКОВАН В 2009 году О ДАВНО-ДАВНО ИЗВЕСТНОМ У МОРЯКОВ ПОНЯТИИ «КАСПИЙСКО-БИСКАЙСКОЙ ЗЫБИ», НО ТОЛЬКО В 2011 году в СМИ РФ появилась пафосная заметка о некоем открытии (??!!) учёных волн-убийц как раз на принципе наложения волн, см.
«Ученые сумели создать в лаборатории так называемую аномальную "волну-убийцу", высота которой в среднем вдвое больше высоты окружающих волн и которая представляет серьезную опасность для кораблей. Работа авторов принята к публикации в журнал Physical Review Letters, а коротко о ней пишет портал ScienceNOW.  "Волна-убийца" долгое время считалась мифом, однако в последние годы реальность этого явления была подтверждена измерениями на море и спутниковыми наблюдениями. Теоретически, такие волны могут возникать случайно при "сложении" нескольких обычных волн, однако они появляются гораздо чаще, чем предсказывает эта гипотеза. Ученые полагают, что в формировании аномальных волн задействованы нелинейные процессы - то есть процессы, описываемые нелинейными уравнениями (например, дифференциальными). …» и т.п. http://lenta.ru/news/2011/05/04/wave/


Рецензии
Впервые у вас узнал об аналогии волнения Бискайского залива с зыбью Каспия. Спасибо. Прекрасны все три составлющих вашего произведения: рваные, полные нервного напряжения строфы; интересные комментарии, поясняющие маневры корабля (что Зонды ждали и на Каспии - тоже узнал сейчас от вас); фото волнения одновременно "со всех румбов".
Спасибо!

Сергей Таллако   16.02.2010 01:45     Заявить о нарушении
Да, Сергей, четыре года жизни на железке...
Слава богу хоть, что в эти года как раз был резкий переход...чуть ли не с 6-ти лет службы до 5-т, а на моем 3-м году службы и до 4-х...ибо реально и стрелялись парни.... С уважением. Александр.

Александр Риф   17.02.2010 01:59   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой, тебе и твоим сослуживцам за ТАКУЮ службу!
Сергей
:))

Сергей Таллако   22.02.2010 00:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.