По дороге несбывшегося

По дороге несбывшегося колесит
Тарантас с утомлённой грустью.
Отдаётся печаль тонким скрипом в оси
Вечной странницы. Стон из устья
Пробегает волной по небесным морям,
Разнося по округе вести
Об истории, что приключилась зря:
Двое в жизни уже не вместе.
Уходящее тихо стучит за окном
Дождевым торжеством причины
Расставанья, озвучив немое кино
Жизни женщины и мужчины.
А по той стороне проливного дождя
Оправдания режут струйки
На тире и на точки. И капли летят,
Опадая надеждой в руки
Ожидания. Вечная проба пера
На страничке земных исканий:
"Завтра" правит ошибки из наших "вчера"
Неизбежностью расставаний.

20.05.2009

Краткий анализ стихотворения
Тема: расставание, переживание утраты любовных отношений.
Основная мысль: неизбежность расставаний и попытка осмысления произошедшего через призму времени («завтра» правит ошибки из «вчера»). Разрыв воспринимается как болезненный, но закономерный этап жизни.
Композиция:
линейная, с постепенным нарастанием эмоционального напряжения;
начинается с метафорического образа «тарантаса с утомлённой грустью», задающего тон;
кульминация — образ «немого кино» жизни женщины и мужчины;
завершается философским выводом о цикличности расставаний.
Тип речи: лирическое рассуждение с элементами описания (пейзажные мотивы дождя, пути).
Стиль речи: художественный (поэтический), с насыщенной образностью и символикой.
Средства связи предложений:
лексические повторы («расставание», «дождь», «завтра»/«вчера»);
синтаксический параллелизм (однотипные конструкции в последних строках);
метафорические переходы (звук ; образ ; философский вывод).
Средства выразительности:
метафоры: «тарантас с утомлённой грустью», «стон из устья пробегает волной по небесным морям», «дождевое торжество причины расставанья», «немое кино жизни»;
олицетворения: «печаль отдаётся скрипом», «уходящее стучит за окном»;
символы: дождь (очищение/боль), тарантас (путь/время), «завтра» и «вчера» (противопоставление прошлого и будущего);
эпитеты: «утомлённая грусть», «тонкий скрип», «проливной дождь»;
сравнения и ассоциации: «оправдания режут струйки на тире и на точки» (сопоставление дождевых струй с пунктуацией);
антитезы: «завтра» vs «вчера», «вместе» vs «не вместе»;
звукопись: аллитерации на «с», «ш», «р» создают эффект шелеста дождя и скрипа осей.
Настроение: меланхоличное, созерцательное, с оттенком примирения с неизбежным.
Размер и рифма: свободный стихотворный ритм с перекрёстной и смежной рифмовкой, что подчёркивает исповедальный характер текста.
Символический подтекст: путь («дорога несбывшегося») как метафора жизни, где расставания — вечные «пробы пера» на «страничке земных исканий».


Рецензии
Нет ни карты, и ни лоции, чтобы вела
Нас по жизни без шишек и мелей.
Не исправишь порою, что было вчера,
Ни сегодня, ни через недели.

Потому и горит аварийным огнём
(И чем дальше - становится горше)
Грусть ошибок, наделанных пройденным днём,
Чтоб с дождём их оплакивать позже.

Грустное стихотворение, уважаемая Ольга, но наверное грусть неизбежна, как и расставания. Пусть наступает завтра с Надеждой и Верой. С теплом. Андрей.

Андрей Гафуров   24.05.2009 23:12     Заявить о нарушении
Улыбась Вам...Спасибо...как же без грусти то? Она оттеняет наши ошибки, наши радости, наши потери...оставляя их в памятной раме)
Сасибо.
Нчго не исправшь...Вы правы...
Извните за задержку ответа)
Буду в гости.
С уважением.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   04.06.2009 17:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.