Рондель - Я руки протяну к своим богам

Я руки протяну к своим богам,
Богов чужих для жизни мне не надо.
В лесах Руси покой мне и отрада,
У тихих рек, на ласковых лугах.

Огонь костра дрожит в моих руках,
А в озере – палаты Китеж-града…
Я руки протяну к своим богам,
Богов чужих для жизни мне не надо.

Себе я выбрал друга и врага –
Они пойдут со мной, всё время – рядом…
Мы проводили жизнь коротким взглядом,
И, уходя в морозы и снега,
Я руки протяну к своим богам…


Рецензии
Такой глубинной сутью наполнить лаконичную рондель способен только истинный талант!
Вообще, Ваше увлечение редкими для русской поэзии твёрдыми формами восхищает.
Искренне...

Любовь Терехова   17.07.2009 05:46     Заявить о нарушении
Спасибо Вам!

И всё же, Любовь, мне эта конкретно ронель кажется одной из самых технически слабых среди всего, что написал. Не смог привести форму в соответствие с уровнем содержания.

Виталий Эрвит   17.07.2009 23:40   Заявить о нарушении
А почему бы не отойти от святого канона и не поработать над новой формой рондели - русской? Ведь форма так и осталась подражанием французскому языку; я понимаю, почему: и в Золотом, и в Серебряном веках над русской культурой довлела французская и немецкая культура, но ведь когда-то пора... ☺.
В этой рондели есть главное: содержательность, законченный гармоничный языковой строй, фразы каждая связаны между собой логически настолько крепко, что даже рефрен подчёркивает детали сути размышления лиргероя. Читательское восприятие: много эмоциональнее, чем от простых междометий.
Кстати, когда Сологуб своевольно изменил конструкцию триолета, в целом стихотворения своей содержательностью лишь выиграли. Хотя критиковали его не раз ☺, но по моему - зря.
с теплом...

Любовь Терехова   18.07.2009 01:30   Заявить о нарушении
Перечитала ещё раз; техничность в угоду содержательности или содержательность в угоду техничности - дилемма, которую Автор должен решить сам. Моё же мнение не изменилось. ☺ Но (это лишь мнение, не более!) в первых двух строфах речь идёт о настоящем времени, а концовку - ИТОГ! - Вы сводите в прошедшее (жизни прошла); отчего и зачем такой стремительный скачок? мне как читателю, хочется остаться в настоящем, а автор передо мной захлопнул дверь... ☺ . А-би-и-дна-аа.
☺ ☺

Любовь Терехова   18.07.2009 01:43   Заявить о нарушении
Относительно новой формы рондели – если честно, слабо пока представляю, как она могла бы выглядеть, не вижу новой твёрдости формы, в отличие от, скажем, секстины. Всё, что получается – это «не дотянутый» по качеству рифмы и, в меньшей степени, ритмики всё тот же французский канон… Конечно, французский язык даёт несколько большие возможности для подобной формы, чем русский, и сопоставим с ним, пожалуй, разве что финский – но всё равно, жёсткая форма даёт право и возможность следовать ей. Если не удалось это в конкретных случаях, то остаётся вопрос, насколько этого можно было избежать; и мне кажется, что что-то я мог бы и обойти, хотя не заметил – как.

А вот то, что касается «скачка» в композиции – это гораздо интереснее…
Речь скорее не о том, что жизнь прошла, отнюдь… Напротив, это выход из традиции в нечто новое, но пока (зима) скрытое от всех, неизвестное. Боюсь, что долго было бы объяснять, какие именно реальные события нескольких лет стали причиной написания этой рондели. Но я намеревался вывести на третью строфу сразу – хотя и неявно.

Виталий Эрвит   19.07.2009 15:48   Заявить о нарушении
Мне в этой строфе хочется читать с позиции настоящего, но о будущем. поверьте, не хочется принмать, что у лиргероя уже всё позади и будущего нет. Слишком глобален временной скачок.
Но моё мнение - лишь моё, а автор Вы.
Что касается новой формы... Любое созидание новшества требует времени, вынашивания замысла, и трудного рождения дитя. ☺ Надо лишь озадачить себя.. Я уверена, что Вам это удастся. ☺ Пусть не сейчас, потом... НО - обязательно. Если, коненчно, не оставите поэтику ...

Любовь Терехова   20.07.2009 20:22   Заявить о нарушении
Любовь, но почему же "нет будущего"?))

Оно есть, но от нас скрыто.
Ведь никто не знает ни того, что за горизонтом, ни того, что за метелью.

Виталий Эрвит   23.07.2009 23:42   Заявить о нарушении
Дав ведь Вы сами это сказали однозначно:
"Мы проводили жизнь коротким взглядом..." - разве в этой фразе есть будущее? Нет, жизнь прошла, лиргерой проводил её, а на пороге Вечности - замечательная метафора! - "И, уходя в морозы и снега," лиргерой твёрдо уверен, что не отрекается от своих убеждений и поступков, но судить себя предоставляет тем ценностям, которыми дорожил всю жизнь "Я руки протяну к своим богам…".

Любовь Терехова   24.07.2009 00:21   Заявить о нарушении
Но ведь я об этом и говорю. Не имея возможности верить в жизнь после жизни в реальности, я могу дать такую веру герою. Конец настоящего существования не означает для него конца пути, потому что впереди, как Вы правильно заметили, вечность...

Виталий Эрвит   24.07.2009 02:06   Заявить о нарушении
Ах, Виталий Константинович! Не переубеждения ради, ☺ а лишь мыслями раскрыться ☺ опять скажу, что пусть я, Мож быть, неисправимая оптимистка, но мне НЕ хочтеся расставаться с этим лиргероем вот так, на пороге Вечности. Признаюсь, мне симпатична цельная, упрямая натура лиргероя, он напоминает короля Артура из "Айвенго", потому и хочется, чтобы он был готов к дальнейшему пути в ЭТОМ мире... Здесь он нужнее, чем в ледяном заснежье ...
Вы в маленькой рондели рассказали жизнь и эпоху этого героя, его характер... Изумительно. Содержательностью - изумительно.
P.S. Не бойтесь, я хвалю редко ☺, не привыкнете ☺.
С улыбками...

Любовь Терехова   24.07.2009 03:06   Заявить о нарушении