12. Великий инквизитор. По Ф. Достоевскому

http://www.stihi.ru/2013/03/25/2065

Искушение третье. ПОСЛЕДНИЙ ДАР.

Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему:
- все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Матфея, гл.4:8-10)

1.
Дыханием прерывистым смердя,
Старик хрипел с порочностью Иуды,
— Ты ожидал — не бросим мы Тебя;
Что Бога изберем, оставив чудо?

2.
Не-еет…. Ты не знал…,
греховный человек,
Отвергнув чудо — вмиг отвергнет Бога!
Стремлением к чудесному низверг
Он Твой Престол;
Такого ль эпилога Ты ожидал?
Не-еет…, слабый человек
Не сможет без  чудес; Себе в утеху
Создаст для поклонения объект,
Божественность Твою, предав со смехом.

3.
Хотя б сто раз он был бунтовщиком,
Еретиком, безбожником, иудой, —
Знахарством облечется, колдовством
В безудержном стремлении за чудом.

4.
— Сойди с Креста, — Тебе кричали мы,
— Спаси Себя! И мы в Тебя поверим!
Но нас, вопящих средь греховной тьмы,
Оставил Ты, в сомненьях и неверье.

5.
Ты ждал от нас пылающей любви,
Любви святой, не купленной деньгами;
Ты верил, — мы свободны, не рабы,
Хотя и рождены бунтовщиками.

6.
Озрись! Пятнадцать минуло веков,
Кого же Ты вознес до Поднебесья?
НАПРАСНО Ты пролил Святую Кровь,
ТЫ предрешил явленье мракобесья!

7.
Как дорого творенье для Тебя!
Но Ты не уберег Свое созданье, —
Любя его, как самого Себя,
Перетрудил, как скот, без состраданья.

8.
Но, слушай же, — О!  Если бы любовь
Твоя была к нему немногим меньше;
Ты меньше бы и требовал с него,
И ноша на плечах была бы легче!

9.
Что в том, что люд примкнул к бунтовщикам?
Восстал он против нас, и тем гордится;
Подобно неразумным школярам,
Учителя изгнавшим, не стыдится.

10.
Да только вот, всему придет конец,
Что ждет их? Высока цена отмщенья
За свергнутый Божественный венец,
За пролитую кровь и прегрешенья!

11.
Вдруг озарит убогие умы
Лишенные любви и состраданья:
Простая мысль,  — А в чем виновны мы?
Мы — созданные слабыми созданья?
12.
И дети будут глупо вопиять,
И обливаться глупыми слезами,
— Ты  без сомнения пришел нас осмеять,
Чтоб ввергнуть в бунт, а после — в наказанье.

13.
В отчаянье они произрекут
Незнамое до селе богохульство,
И на себя – несчастных навлекут
Расплату нехитро и безыскусно. 

14.
Смятенье и несчастье — вот удел
Того, кто наделен Твоей природой,
И за кого Ты столько претерпел,
Чтоб одарить Спасеньем и свободой.

И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.
Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.
(Откр.14:1-5)
15.
Но вспомни! Твой возлюбленный Пророк
В видении святой горы Сиона
Нам воскресенье первое предрек,
Лишь избранных. Достойны быть у трона
Не все! Двенадцать лишь колен; Из них
К престолу вышли по двенадцать тысяч,
Лишь их встречал Божественный Жених,
Вручив одежды славы и величья.

16.
Твой Крест они с достоинством несли
Десятки лет сквозь мертвую пустыню,
Акриды и коренья пища их,
На их челе Твое сияет Имя!

17.
Но сколько их? Ничтожное число!
И не людей – богов! А остальные?
В чем их вина, что так не повезло?
Что плоть слаба и души не стальные?!

18.
Неужто же и впрямь Ты приходил
Лишь к избранным Своим? Коль так – тут тайна!
Ты тайну эту нам не разъяснил;
Смолчал.
Намеренно или случайно?
Что ж нам? Мы вправе проповедь сменить?
И, поступясь любовью и свободой,
Слепому послушанию учить –
Таинственности некоей в угоду.   
 
19.
Так мы и сделали!
Исправив подвиг Твой,
Создав его на тайне и на чуде,
Мы радость дали людям и покой,
Сняв с них Твой дар – мучителен и труден.

20.
Правы ль мы были, так уча, скажи?!
Смиренно осознав его бессилье,
Мы ношу человечеству смогли
Вмиг облегчить: Природе слабосильной
Дозволено немного согрешить,
Чего греха таить, мы все – не боги,
Но разве меньше стали мы любить
Овец, ушедших от Твоей дороги?!

21.
К чему Ты нам теперь пришел мешать?
Что Ты молчишь, смотря проникновенно
Глазами кроткими?
И нет нужды скрывать, –
Я не люблю Тебя! Хоть знаю, несомненно,
С Кем говорю; но что же Ты молчишь?
Так рассердись! Ты даже не сумеешь….
Я вовсе не хочу Твоей любви,
Перечить нам сегодня Ты не смеешь.

22.
То, что имею я сказать, Тебе,
Увы, но так – давно уже известно.
В глазах Твоих я вижу, как в воде,
В зеркальном отражении чудесном
Всю тайну нашу до мельчайших йот;
Но, вижу, хочешь Ты ее услышать
Из уст моих; Так слушай, – Ты не тот,
С кем мы, – вот смысл той тайны высший!
Мы не с Тобой!
Мы с ним уже давно,
И нету тайны боле сокровенной,
Восемь веков мы с ним лишь заодно
Едины с ним во всей Твоей вселенной!
   
23.
Мы с ним! Уж восемь минуло веков,
И дар последний тот, что Ты отвергнул:
Великий Рим – юдоль земных богов,
Мы взяли от него!
 О, да, немилосердно
Меч кесаря в тот день отринул Ты,
Хотя он предлагал все царствия земные
Предать Тебе, но с горней высоты
Ты не сошел;
Что ж, мы пути иные
Избрали.
Знаем – пусть мы и себя
Едиными царями объявили,
Сердцами обожженными скорбя, – 
Мы дело то еще не завершили.

24.
Кто виноват? О, кто виновен в том,
Что дело наше лишь едва в начале;
Что долго нам страдания путем
Еще идти…; В мученьях и печали
Нам долго ждать свершения надежд,
Что мы, однажды кесарями станем;
И вот тогда, стяжав златой венец,
Помыслим мы о счастии во стане.

25.
А между тем, Ты мог еще тогда,
Приняв совет – тот третий дар от духа,
И, взявши меч, нам кесарем восстать –
Благая весть, приятная для слуха!

И Ты тогда восполнил бы нам все,
Что ищут люди в этом мире бренном:
Объект для поклоненья своего,
Единства средь бескрайней ойкумены.

(http://www.stihi.ru/2013/01/31/2925)


Рецензии
"Ты не дал грешным людям тех основ,
Для совести навек успокоенья;"
..................................
А ведь Ты мог!....................
И сделал это! Дал людям Нагорную Проповедь плюсом к тому,
что раньше было дано Моисеем. Но это так трудно жить по заповедям,
гораздо проще обвинять всех и все.И без этого осуждения
мы не мыслим даже своей жизни,забыв,"что не суди,да не судим будешь".
И где уж тут помнить завет, уходящего Бога:"Да любите друг друга."
Омертвело сердце от осуждения и критики,оно даже не спит,окаменело...
Мне Вас искренне жаль...но Вы сами выбрали свой путь...
"По делам их узнаете их."



Матушка Серафима   23.04.2014 11:16     Заявить о нарушении
Милая матушка Серафима..... Откройте первую главу "Инквизитора" и, надеюсь, что вам все станет понятно........... Вы прочли завершение поэмы, но не обратили внимания на заглавие - "По Ф. Достоевскому". И, похоже, что вы не читали "Братьев Карамазовых"... Увы....

Огромный духовный пласт истинной свободы вскрывает великий писатель!!! А мне захотелось лишь прикоснуться к этому великому труду..... Наберитесь сил, прочтите все...

Даже здесь вы не обратили внимания на начало стихов: - ... Дыханием прерывистым смердя, Старик хрипел с порочностью Иуды....

Старик - это и есть инквизитор..... Это его, а его лице - всего грховного мира слова... Его мысли... Его страсти...

С Богом!!!!!!

Мира в доме вашем!!!

Сергей Сгибнев 2   23.04.2014 13:26   Заявить о нарушении
Смиренно прошу меня простить за столь жесткие слова.
Поэма так захватила меня,что я забыла даже,
что написано"По Ф.Достоевскому".
Спаси Вас Господи.

Матушка Серафима   23.04.2014 14:47   Заявить о нарушении
Прочтите, пожалуйста, мою статью и дневник.
http://www.stihi.ru/2014/04/24/563

Юрий Рощин   25.04.2014 18:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.