Дневник 1 мая 1998г

И неудивительно, что с Ницше случилось такое. Вот если придти от биологического понимания жизни к чему-нибудь более высшему, тогда это кажется нестрашным (биологическое понимание жизни). А если наоборот? С каких-нибудь высот (прекрасных) упасть – это ужасно. Вот я, например. От Ницше (который, конечно, – высоты) – сразу к Фрейду. И теперь я ужасаюсь. И я еще думаю: вообще, чего мы хотим? Почему духовное предпочитаем материальному, в естественном и понятном нам холодно, а в непонятном и потустороннем – тепло?  на чем основываются наши мнения и предпочтения: почему именно так, а не иначе? Из множества объяснений, почему хочется выбрать определенно одно? Неужели все это (и стремление к Богу) – только лишь забота о бессмертии?  Взыскание гарантий, которые не может дать реальность, поэтому реальность и ненавистна? Это инстинкт самосохранения требует иллюзий? И даже когда принимается смерть, неприязнь грубых объяснений и требование возвышенного – всего лишь инерция? Но если это не так, то появляется чудесная западня и вопрос «почему мы хотим возвышенного?» возвращает нас в возвышенному.


Рецензии