The Best Plays of Perestroyka

Небольшое пояснение:

Большинство текстов появлялось с начала восьмидесятых по середину девяностых годов прошлого, естественно, века, как непосредственный отклик на актуальные в тот момент драматургические имена и веяния. В последующие годы интерес к подобным развлечениям у автора угас, поскольку новое поколение драматургов, не дожидаясь реакции пародиста, изначально сочиняли пьесы, которые иначе как самопародиями нельзя было и считать.

Пародия – продукт скоропортящийся. Какие-то имена из данной подборки уже исчезли с афиш, да и из памяти зрителей. Есть ли тогда смысл представлять данные тексты для всеобщего обозрения?

Автору кажется (возможно, и напрасно), что эти миниатюрки сохраняют всё-таки определённую забавность, и даже (хочется верить) обладают некоторыми литературными достоинствами. К тому же выявляют типичные, можно даже сказать, ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАФОМАНСКИЕ "НАХОДКИ". Глупость – величина постоянная.

И последнее. Чем объясняется присутствие этих большей частью прозаических текстов на Стихире?

Во-первых, их можно зачислить по разделу «прозаические миниатюры».

Во-вторых, раз уж автор завёл здесь страничку, чего же месту пропадать.

В-третьих, по кропотливости работы над словом эти миниатюры вполне могут быть приравнены к стихам. По крайней мере, белым или свободным. (Это шутка только наполовину.)

                * * * *



                THE BEST PLAYS OF PERESTROYKA
                short summery
                (в обратном переводе на русский)


                ЧАЙКИНА
                комедия

Действующие лица:
Ирина Николаевна Аркадина – народная артистка СССР.
Константин Гаврилович Треплев – молодой драматург, её сын.
Пётр Николаевич Сорин – пенсионер, её брат.
Нина Михайловна Заречная – молодая актриса.
Илья Афанасьевич Шамраев – директор дома творчества им. Чехова.
Полина Андреевна – его жена.
Маша – его дочь.
Борис Алексеевич Тригорин – известный писатель, в прошлом главный редактор журнала «Нежность», ныне издаёт эротический дайджест «Промежность».
Евгений Семёнович Дорн – главврач дома творчества.
Семён Семёнович Медведенко – библиотекарь дома творчества.
Яков – работник дома творчества.

Константин Треплев подготовил с Ниной Заречной моноспектакль о героине ВОВ Лизе Чайкиной и показал его в клубе дома творчества. «Сейчас нужны не новые формы, а нравственные ориентиры», - так поясняет Константин выбор темы в разговоре с сочувствующим его творческим поискам Сорину. Но приспособленцы от искусства – мать Константина Аркадина и её сожитель Тригорин – жестоко высмеивают эту, пусть несовершенную, но честную и талантливую работу.

Такова завязка пьесы. А содержание её – борьба старого и нового в искусстве в эпоху перестройки. В этой борьбе гибнет Константин Треплев, но мужает, закаляется характер юной Нины заречной. Растлителю Тригорину не удаётся погубить её душу. «Я – Чайкина!» - гордо говорит о себе в финале Нина, - «Я – Актриса!» И мы верим, что она никогда не предаст свой талант.


                КУЗЕН ИВАН
                сцены из дачной жизни

События пьесы разворачиваются после апреля 85 года. Профессора Серебрякова, сделавшего карьеру на борьбе с «лженаукой» в годы сталинизма и волюнтаризма, лишают кафедры и отправляют на пенсию. Кафедру эту до 37 года возглавлял выдающийся учёный Пётр Войницкий, тесть Серебрякова, отец Ивана. Иван Войницкий, сын «врага народа», не смог реализовать свои незаурядные дарования. Всю жизнь проработал он учёным секретарём Серебрякова, всемерно способствуя процветанию любимого ученика отца.

Изгнание Серебрякова из университета открывает Ивану глаза. Он осознаёт, что служил ложному кумиру. «Пропала жизнь!» - восклицает Иван в минуту прозрения. Его душевные терзания усиливает и безответная любовь к молодой жене профессора Елене.

На сцене появляется старый зэк по кличке Вафля. Отсидев по разным срокам более полувека, он приходит к Войницкому, чтобы выполнить обещание, данное много лет назад своему сокамернику – отцу Ивана. Тот просил сказать сыну, что был арестован по доносу Серебрякова.  Известие потрясает Ивана. Но в тот же день его ожидают новые удары: он застаёт Елену в объятиях своего друга Астрова (лидера местных «гринписовцев»), а профессор заявляет, что намерен продать дачу, на которой постоянно живут Иван, его мать и дочь Серебрякова от покойной сестры Ивана Соня.

В состоянии аффекта Войницкий пытается застрелить Серебрякова из револьвера, подаренного отцу Тухачевским, но промахивается – и здесь его постигла неудача! Психика Ивана сломлена, он на грани самоубийства. «Надо трудиться», - уговаривает дядю Соня. – «Как будем работать, так и жить будем!»


                ТРИ СЕСТРЫ С ПЕРИФЕРИИ
                драма

Адюльтер и алкоголизм, беспощадный конфликт женской агрессивности с мужской несостоятельностью, сексуальные комплексы, порождающие истерию, и патологическая ревность, приводящая к убийству, - впервые столь откровенно на русской сцене в психопатологической драме «Три сестры с периферии».


                САД, ГДЕ СОЗРЕЛИ ВИШНИ
                комедия

Бывшая валютная проститутка после неудачного замужества возвращается из Парижа в родную деревню.


Рецензии
я же говорю: ГЕНИАЛЬНО!

Ольга Чепельская   22.05.2009 00:58     Заявить о нарушении
Вот это чётко и понят... но, может быть, тут скрыт сарказм? О муки, муки сомнений!

Андрей Беккер   22.05.2009 13:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.